Главная » Статьи » РАЗНОЕ

Краски употребляемые для масляной живописи (1)


 Краски употребляемые для масляной живописи(1)

 


Масляные краски состоят из пигмента, то есть красочного порошка, очень тонко измельченного, и масла, которое связывает частицы пигмента, образуя в результате вязкую красочную массу. Они не изменяют своего цвета и светлоты после высыхания (если нет пожухания), на поверхность могут наноситься как толстым (корпусным) слоем, так и тонким лессировочным слоем (как вакварели). Их можно смешивать на палитре и непосредственно на поверхностихолста.

В древнейшие времена художники применяли исключительно красящие вещества, встречающиеся в природе в виде различных минералов: малахит, азурит, аурипигмент, лазурит (ляпис-лазурь) и всевозможные цветные земли. Кроме того, они использовали красящие вещества органического происхождения, которые добывались из различных растений и простейших животных организмов - моллюсков, червячков.

Но со временем многие натуральные пигменты были вытеснены искусственными. Так, например, синюю краску ультрамарин, ценившуюся дороже золота (ее получали из минералов лазурита), в ХIХ веке заменил дешевый искусственный ультрамарин.

Согласно «Оксфордскому словарю искусств» первые масляные краски в тюбиках были выпущены фирмой «Винд­зор и Ньютон» в 1841 году.

Пигменты, употребляемые для живописи, большей частью минерального происхождения, и лишь небольшое число их органические соединения. Первоначально служили для этой цели почти исключительно вещества, находимые в природе готовыми — земли, но в ближайшее к нам время и преимущественно в текущее столетие приготовляется сверх того большое число красок искусственным путем в лабораториях и на фабриках. Из них очень немногие принадлежат к числу определенных химических соединений, остальные более или менее сложны.

В продаже в настоящее время можно встретить краски очень разнообразных названий , более 300 наименований, при этом по своему качеству они не все одинаковы, и начинающему живописцу важно с самого начала знать свойства масляных красок, которые мы рассмотрим по родовым названиям.


 

 

Белые оттенки:

Белила цинковые - белила готовят из цинка, получаемого электролитическим способом. По своему составу белила представляют собой окись цинка ZnО. Связующим белил является смесь орехового и льняного масел. Белила цинковые имеют кремовый оттенок. Разбелы цинковых белил по тону холоднее, чем разбелы свинцовых белил.

Характерные особенности, цинковых белил состоят в том, что:

  1. Они сравнительно медленно сохнут;
  2. Обладают средней кроющей способностью;
  3. Улучшают прочность смесей красок.

Под действием света белила цинковые не теряют своей белизны; желтеют в темноте, но цвет постепенно восстанавливается под действием света.
Под действием сероводорода и сернистых газов не теряют своей белизны.
Промышленное производство цинковых белил относится к 1849 году, когда и были применены в живописи.

Белила цинковые совершенно необходимы для работы, так как они применяются при разбелах красок в их смесях.


Белила свинцовые - белила свинцовые готовят на основе углекислого свинца. Связующим для свинцовых белил служит смесь орехового и льняного масла.
Свинцовые белила обладают меньшей белизной, чем белила цинковые, что дает возможность получать более теплые разбелы. Характерными особенностями свинцовых белил является то, что:

  1. Они представляют собой более вязкую пасту, чем белила цинковые;
  2. Высыхают значительно быстрее цинковых белил (обладая сиккативными свойствами), в смесях ускоряют высыхание других красок;
  3. Обладают большой укрывистостью и хорошей адгезией;
  4. Относятся к токсичный краскам.

Свинцовые белила светопрочны. Под действием сероводорода и сернистых газов свинцовые белила темнеют.
Свинцовые белила применяются с времен раннего средневековья.
Примечание. Ленинградский завод художественных красок выпускает следующие белые краски: белила цинковые, свинцово-цинковые, свинцовые, титановые, где пленкообразующим являются специально обработанные масла или пентаэритритовые эфиры жирных кислот подсолнечного или льняного масел.

Белила титановые - Двуокись титана TiO2 рутильной или анатазной формы. Как пигмент для красок впервые  двуокись титана стала использоваться с 1870 года, но лишь в начале ХХ века соединения титана получили промышленное применение. В ряде случаев применяется как самостоятельный пигмент, но иногда используется в смеси с бланфиксом, цинковыми белилами, фосфатами бария и кальция и др. или фальсифицируется (разбавляется) малоукрывистыми белыми наполнителями (коалин, мел, тальк). Химически, атмосферо и термостойкий пигмент.


Неаполитанская желтая (на основе свинцовых белил) 

- Неаполитанская светло-жёлтая.


- Неаполитанская оранжево-жёлтая.


- Неаполитанская телесная.


Неаполитанская желтая представляет собой соединение сурьмяной кислоты с окисью свинца. Краска состоит на 95% из свинцовых белил, кадмия желтого и охры красной.
Цвет краски светло-желтый с золотистым оттенком, отличается некоторой блеклостью. В живописи накрасками неаполитанской желтой часто имитируют цвет золота.


Характерные особенности неаполитанской желтой:

  1. Она обладает примерно такой же вязкостью, что и свинцовые белила;
  2. Относится к быстросохнущим краскам и ускоряет высыхание других красок;
  3. Отличается большой укрывистостью;
  4. Не допускает соприкосновения с железом;
  5. Краска темнеет, поэтому не следует наносить краску мастихином.

Краска светостойкая, но при длительном воздействии света темнеет.
Неаполитанская желтая темнеет под воздействием сероводорода и сернистых газов. Краска применяется с начала XVIII века.

Нежелательные смеси белых красок в основе свинцовых белил

  1. Недопустимы смеси белил свинцовых с ультрамарином, капут-мортуумом (светлым и темным), кобальтом синим и фиолетовым, краплаком красным и золотисто-желтой "ЖХ". Смешение белил свинцовых с перечисленными красками вызывает их потемнение или побурение тона.
  2. Свинцовые белила в смесях с краплаком фиолетовым, Ван-Диком (порховским), а также с черными красками (в особенности с костью жженой) в случае их смешения в малых концентрациях, менее 1:10, вызывает резкое высветление красок.
  3. Свинцовые белила не следует смешивать с красками, приготовленными на органических пигментах.
  4. В смесях белил свинцовых с кобальтом фиолетовым темным, охрой темной, умброй натуральной, марсом коричневым темным прозрачным и марсом коричневым светлым происходит высветление тона красок.
  5. Смеси неаполитанской желтой с другими красками имеют те же недостатки, что и смеси свинцовых белил, так как краска на 95% состоит из этих белил.


Кадмиевые краски:

- Кадмий лимонный.


- Кадмий жёлтый светлый.


- Кадмий жёлтый средний.


- Кадмий жёлтый тёмный.


Кадмиевые желтые пигменты представляют собой соединение сульфата кадмия с сульфатом цинка.
Цвет желтых кадмиевых красок зависит от указанных соотношений сульфида кадмия с сульфидом цинка.
Краски отличаются высокой чистотой и интенсивностью.


Характерные особенности кадмиевых желтых красок следующие:

  1. Они чернеют при смешении с красками на свинцовой основе;
  2. Изменяются в цвете в смесях с красками, содержащими окислы железа (охрой, сиеной и др.);
  3. В смесях с синими пигментами кадмии дают возможность получить гамму зеленых красивых оттенков;
  4. По высыхании не изменяют первоначального цвета;
  5. Обладают высокой кроющей способностью;
  6. Кадмий желтый светлый рекомендуется разбавлять ореховым маслом.

Светостойкость кадмиевых желтых красок возрастает по мере перехода от светлых к темным оттенкам.
Кадмиевые желтые краски не изменятся в цвете под действием сероводорода и сернистых газов.
Кадмиевые краски известны с 1829 года.


- Кадмий оранжевый.


- Кадмий красный светлый.


- Кадмий красный тёмный.


-Кадмий пурпурный.


Пигмент представляет собой соединение сульфида и селенида кадмия, взятых в соответствующих соотношениях.
Цвет и оттенок красного кадмия зависят от содержания в нем селенида кадмия. Чем выше содержание селенида кадмия, тем насыщеннее красный оттенок краски; краски обладают большой цветовой насыщенностью, чистотой и яркостью. Красный кадмий по цвету приближается к киновари.


Характерные особенности указанных красок следующие:

  1. Они не изменяют цвета после высыхания, остаются насыщенными и яркими;
  2. Обладают высокой кроющей способностью;
  3. Тускнеют от добавления пинена и разбавителя № 2.

Краски отличаются высокой светостойкостью. Кадмиевые краски оранжевые и красные не изменяются под действием сероводорода и сернистых газов. 
Кадмий красный применяется с 1912 года.


Нежелательные смеси кадмиевых красок:

  1. Смеси кадмиевых красок с ультрамарином, краплаком фиолетовым и Ван-Диком дают высветление их, но при этом краски сохраняют свой цвет.
  2. Вся группа кадмиевых красок склонна к размыванию в стареющей пленке, что было замечено на смесях кадмиевых красок с кобальтовыми, марганцевыми, ультрамарином, охрой светлой и волконскоитом.

Продолжение следует..


Источник:


Выпуск июль-август 2015



Категория: РАЗНОЕ | Добавил: museyra (09.06.2015)
Просмотров: 874 | Комментарии: 3 | Теги: разное, Визуальное искусство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
1  
Двуокись титана выгодно покупать в виде химически  чистых порошков в химических салонах. В салонах это называется не пигментом, а порошком, и отличается по тонкости размола. У разных фирм качество порошка разное.
 Одно общее. Цена порошка кратно дешевле стоимости пигмента в художественных салонах. Покупатель должен правильно сообщить название порошка и его характеристики  продавцу, иначе могут возникнуть проблемы.
Натирается краска мастихином на глазурованной строительной плитке, на масле. На баночку 100 гр. требуется 10-20 мин. работы. Баночки подбираютя с завинчивающими крышками.
Artoil-A
Андреев Виктор Александрович

0
2  
Какие интересные вещи вы говорите! smile

3  
Я покупал порошки двуокиси титана  сумского комбината (желтоватые) и фирмы HOMBITAN (голубоватые, но более тонкого помола). Порошки с высокой отражательной способностью. Натертая краска очень укрывистая. И даже просыпанный порошок трудно смыть.

В этом был один секретов  серийного художественного производства:

http://tiu.ru/Dioksidy-titana
http://tiu.ru/Belila-titanovye-maslyanye.html?no_redirect=1

Artoil-A
Андреев Виктор Александрович

Имя *:
Email *:
Код *: