Краски употребляемые для масляной живописи(1)
Масляные краски состоят из пигмента, то есть красочного порошка, очень тонко измельченного, и масла, которое связывает частицы пигмента, образуя в результате вязкую красочную массу. Они не изменяют своего цвета и светлоты после высыхания (если нет пожухания), на поверхность могут наноситься как толстым (корпусным) слоем, так и тонким лессировочным слоем (как вакварели). Их можно смешивать на палитре и непосредственно на поверхностихолста. В древнейшие времена художники применяли исключительно красящие вещества, встречающиеся в природе в виде различных минералов: малахит, азурит, аурипигмент, лазурит (ляпис-лазурь) и всевозможные цветные земли. Кроме того, они использовали красящие вещества органического происхождения, которые добывались из различных растений и простейших животных организмов - моллюсков, червячков. Но со временем многие натуральные пигменты были вытеснены искусственными. Так, например, синюю краску ультрамарин, ценившуюся дороже золота (ее получали из минералов лазурита), в ХIХ веке заменил дешевый искусственный ультрамарин. Согласно «Оксфордскому словарю искусств» первые масляные краски в тюбиках были выпущены фирмой «Виндзор и Ньютон» в 1841 году.
Пигменты, употребляемые для живописи, большей частью минерального происхождения, и лишь небольшое число их органические соединения. Первоначально служили для этой цели почти исключительно вещества, находимые в природе готовыми — земли, но в ближайшее к нам время и преимущественно в текущее столетие приготовляется сверх того большое число красок искусственным путем в лабораториях и на фабриках. Из них очень немногие принадлежат к числу определенных химических соединений, остальные более или менее сложны. В продаже в настоящее время можно встретить краски очень разнообразных названий , более 300 наименований, при этом по своему качеству они не все одинаковы, и начинающему живописцу важно с самого начала знать свойства масляных красок, которые мы рассмотрим по родовым названиям. 
Белые оттенки: Белила цинковые - белила готовят из цинка, получаемого электролитическим способом. По своему составу белила представляют собой окись цинка ZnО. Связующим белил является смесь орехового и льняного масел. Белила цинковые имеют кремовый оттенок. Разбелы цинковых белил по тону холоднее, чем разбелы свинцовых белил.
Характерные особенности, цинковых белил состоят в том, что:
- Они сравнительно медленно сохнут;
- Обладают средней кроющей способностью;
- Улучшают прочность смесей красок.
Под действием света белила цинковые не теряют своей белизны; желтеют в темноте, но цвет постепенно восстанавливается под действием света. Под действием сероводорода и сернистых газов не теряют своей белизны. Промышленное производство цинковых белил относится к 1849 году, когда и были применены в живописи. Белила цинковые совершенно необходимы для работы, так как они применяются при разбелах красок в их смесях.
Белила свинцовые - белила свинцовые готовят на основе углекислого свинца. Связующим для свинцовых белил служит смесь орехового и льняного масла. Свинцовые белила обладают меньшей белизной, чем белила цинковые, что дает возможность получать более теплые разбелы. Характерными особенностями свинцовых белил является то, что:
- Они представляют собой более вязкую пасту, чем белила цинковые;
- Высыхают значительно быстрее цинковых белил (обладая сиккативными свойствами), в смесях ускоряют высыхание других красок;
- Обладают большой укрывистостью и хорошей адгезией;
- Относятся к токсичный краскам.
Свинцовые белила светопрочны. Под действием сероводорода и сернистых газов свинцовые белила темнеют. Свинцовые белила применяются с времен раннего средневековья. Примечание. Ленинградский завод художественных красок выпускает следующие белые краски: белила цинковые, свинцово-цинковые, свинцовые, титановые, где пленкообразующим являются специально обработанные масла или пентаэритритовые эфиры жирных кислот подсолнечного или льняного масел. Белила титановые - Двуокись титана TiO2 рутильной или анатазной формы. Как пигмент для красок впервые двуокись титана стала использоваться с 1870 года, но лишь в начале ХХ века соединения титана получили промышленное применение. В ряде случаев применяется как самостоятельный пигмент, но иногда используется в смеси с бланфиксом, цинковыми белилами, фосфатами бария и кальция и др. или фальсифицируется (разбавляется) малоукрывистыми белыми наполнителями (коалин, мел, тальк). Химически, атмосферо и термостойкий пигмент.
Неаполитанская желтая (на основе свинцовых белил)
- Неаполитанская светло-жёлтая.
- Неаполитанская оранжево-жёлтая.
- Неаполитанская телесная.
Неаполитанская желтая представляет собой соединение сурьмяной кислоты с окисью свинца. Краска состоит на 95% из свинцовых белил, кадмия желтого и охры красной. Цвет краски светло-желтый с золотистым оттенком, отличается некоторой блеклостью. В живописи накрасками неаполитанской желтой часто имитируют цвет золота. Характерные особенности неаполитанской желтой:
- Она обладает примерно такой же вязкостью, что и свинцовые белила;
- Относится к быстросохнущим краскам и ускоряет высыхание других красок;
- Отличается большой укрывистостью;
- Не допускает соприкосновения с железом;
- Краска темнеет, поэтому не следует наносить краску мастихином.
Краска светостойкая, но при длительном воздействии света темнеет. Неаполитанская желтая темнеет под воздействием сероводорода и сернистых газов. Краска применяется с начала XVIII века. Нежелательные смеси белых красок в основе свинцовых белил
- Недопустимы смеси белил свинцовых с ультрамарином, капут-мортуумом (светлым и темным), кобальтом синим и фиолетовым, краплаком красным и золотисто-желтой "ЖХ". Смешение белил свинцовых с перечисленными красками вызывает их потемнение или побурение тона.
- Свинцовые белила в смесях с краплаком фиолетовым, Ван-Диком (порховским), а также с черными красками (в особенности с костью жженой) в случае их смешения в малых концентрациях, менее 1:10, вызывает резкое высветление красок.
- Свинцовые белила не следует смешивать с красками, приготовленными на органических пигментах.
- В смесях белил свинцовых с кобальтом фиолетовым темным, охрой темной, умброй натуральной, марсом коричневым темным прозрачным и марсом коричневым светлым происходит высветление тона красок.
- Смеси неаполитанской желтой с другими красками имеют те же недостатки, что и смеси свинцовых белил, так как краска на 95% состоит из этих белил.
Кадмиевые краски:
- Кадмий лимонный.
- Кадмий жёлтый светлый.
- Кадмий жёлтый средний.
- Кадмий жёлтый тёмный.
Кадмиевые желтые пигменты представляют собой соединение сульфата кадмия с сульфатом цинка. Цвет желтых кадмиевых красок зависит от указанных соотношений сульфида кадмия с сульфидом цинка. Краски отличаются высокой чистотой и интенсивностью. Характерные особенности кадмиевых желтых красок следующие:
- Они чернеют при смешении с красками на свинцовой основе;
- Изменяются в цвете в смесях с красками, содержащими окислы железа (охрой, сиеной и др.);
- В смесях с синими пигментами кадмии дают возможность получить гамму зеленых красивых оттенков;
- По высыхании не изменяют первоначального цвета;
- Обладают высокой кроющей способностью;
- Кадмий желтый светлый рекомендуется разбавлять ореховым маслом.
Светостойкость кадмиевых желтых красок возрастает по мере перехода от светлых к темным оттенкам. Кадмиевые желтые краски не изменятся в цвете под действием сероводорода и сернистых газов. Кадмиевые краски известны с 1829 года.
- Кадмий оранжевый.
- Кадмий красный светлый.
- Кадмий красный тёмный.
-Кадмий пурпурный.
Пигмент представляет собой соединение сульфида и селенида кадмия, взятых в соответствующих соотношениях. Цвет и оттенок красного кадмия зависят от содержания в нем селенида кадмия. Чем выше содержание селенида кадмия, тем насыщеннее красный оттенок краски; краски обладают большой цветовой насыщенностью, чистотой и яркостью. Красный кадмий по цвету приближается к киновари. Характерные особенности указанных красок следующие:
- Они не изменяют цвета после высыхания, остаются насыщенными и яркими;
- Обладают высокой кроющей способностью;
- Тускнеют от добавления пинена и разбавителя № 2.
Краски отличаются высокой светостойкостью. Кадмиевые краски оранжевые и красные не изменяются под действием сероводорода и сернистых газов. Кадмий красный применяется с 1912 года.
Нежелательные смеси кадмиевых красок:
- Смеси кадмиевых красок с ультрамарином, краплаком фиолетовым и Ван-Диком дают высветление их, но при этом краски сохраняют свой цвет.
- Вся группа кадмиевых красок склонна к размыванию в стареющей пленке, что было замечено на смесях кадмиевых красок с кобальтовыми, марганцевыми, ультрамарином, охрой светлой и волконскоитом.
Продолжение следует..
Источник:
Выпуск июль-август 2015
|