Главная » Статьи » Литература » Литература

И. Левитас. О тех, кто писал "про индейцев"

           О тех, кто писал "про индейцев"

 

 

"Всех нас радует, о братья

  Что пришли вы навестить нас

  Из далеких стран Востока!

 

                          Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате».

 

 

 

 Действительно, а почему бы нам не  навестить североамериканских индейцев, потревожив «великий дух» ленапов Маниту, а также Вакан Танка племени дакота и верховное божество племени Пауни Тираву. Почему бы не узнать побольше о их жизни, обычаях, традициях.

 Ведь литература об американских индейцах должна быть, по логике вещей, довольно обширной и разнообразной. Ибо коренных обитателей Северной Америки были многие и многие миллионы, их культура, обычаи,  верования, быт – разительно отличались от всего того, что составляло жизнь колонизаторов этих земель. И рассказывать об этом можно, наверное, часами. Но это чисто теоретически. На самом деле все обстоит не так. Фенимор Купер, Майе Рид, Карл Май, отчасти Эмилио Сальгари и Генри Хаггарт – вот кто формировал  знания об индейцах у большинства читателей. Такие же авторы, как Джеймс Уиллард Шульц, проживший долгие годы среди индейцев;  Ди Браун, многие годы изучавших жизнь индейцев; Джон Теннер, похищенный ребенком и проживший 30 лет в индейском плену;  или сами индейцы, например, Чёрный Лось, Лютер Стоящий Медведь или  Хромой Олень, широкой публике практически неизвестны. А ведь именно на страницах их книг разворачивается перед нами правдивая картина покорения. 

 

Джеймс Шульц в 20-ти летнем возрасте ушел к индейцам, женился на индианке и всю оставшуюся жизнь прожил в племени пикани. Им написано около 40 романов и повестей, которые являются почти документальными произведениями. Наиболее известные - «Ошибка Одинокого Бизона», «С индейцами в Скалистых горах», «Ловец орлов», «Моя жизнь среди индейцев».

Ди Браун, профессор, историк. Всю жизнь, работая журналистом, учителем, библиотекарем, тесно общался с индейцами. Написал множество книг об их истории, привлекался в качестве консультанта к созданию документальных фильмов об Америке. Его наиболее известная работа, документальная книга «Схороните моё сердце у Вундед-Ни: История американского Запада, рассказанная индейцами», посвящена кровопролитной борьбе коренных жителей Нового Света, индейцев с пришедшими колонизаторами.

Вундед-Ни – место столкновения между американскими солдатами и практически безоружными индейцами племен лакота. Вот что писал об этой резне Хью Макгиннис, рядовой 7-го кавалерийского полка в своей книге  «Я участвовал в бойне при Вундед-Ни». — «Генерал Нельсон Майлз, который посетил место бойни после трёхдневной снежной бури, насчитал примерно 300 покрытых снегом тел в окрестностях, в том числе на значительном удалении. Он с ужасом убедился, что беззащитных детей и женщин с грудными младенцами на руках солдаты преследовали и безжалостно убивали на расстоянии до двух миль от места перестрелки…»

Джон Теннер, похищенный в 9-ти летнем возрасте, прожил 30 лет среди индейцев и в зрелом возрасте вернулся в мир белых. Он написал книгу воспоминаний, которая произвела неизгладимое впечатление на А.С.Пушкина, опубликовавшего  в  «Современнике» статью «Джон Теннер». В ней он, в частности, писал: «В Нью-Йорке недавно изданы «Записки Джона Теннера», проведшего тридцать лет в пустынях Северной Америки, между дикими ее обитателями. Эти «Записки» драгоценны во всех отношениях. Они самый полный и, вероятно, последний документ бытия народа, коего скоро не останется и следов. Летописи племен безграмотных, они разливают истинный свет на то, что некоторые философы называют естественным состоянием человека; показания простодушные и бесстрастные, они, наконец будут свидетельствовать перед светом о средствах, которые Американские Штаты употребляли в XIX столетии к распространению своего владычества и христианской цивилизации. Достоверность сих «Записок» не подлежит никакому сомнению».

Черный Лось, шаман и прорицатель племени сиу, рассказал историю своей жизни Джону Нейхардту, поэту и писателю, автор множества книг о коренных жителях Америки – индейцах. Результатом их бесед стала книга «Говорит Черный Лось» В нем тоже есть рассказ о бойне Вундед-Ни: "Я до сих пор вижу убитых женщин и детей, лежащих в кучах и поодиночке в извилистом овраге... и вижу кое-что еще, умершее в кровавом месиве... там умерла мечта народа. Это была прекрасная мечта»

Хромой Олень, вождь одного из племен лакоты, тоже оставил после себя интересные воспоминания, которые записал и озвучил его сын. С горечь рассказывал сын о том, как предательски убили его отца, после того, как он подписал договор и сдал все оружие.

Лютер из семьи Стоящего Медведя, племени сиу, много лет прожил среди белых. Он написал несколько книг: «Мой народ сиу», «Мое индейское детство», «Земля Пятнистого Орла» и «Истории об индейцах сиу».

 

Было еще несколько малозначимых книг и это практически все, что можно назвать документальными книгами о многомиллионном народе.

Ну, не хотела американская литература писать о всяких там диких племенах. Тем паче, что первоначальный период английский литературы, пришедший на 17 век находился под влиянием пуританских взглядов английских протестантов. Протестантов – фанатиков, для которых хороший текст – это «текст, который доносит до читателя, сколь важно поклоняться Богу и осознавать соблазны, грозящие душе в ее земном странствии. Пуританская литература стилистически очень разнообразна: это и сложная метафизическая поэзия, и домашние дневники, и до невыносимости педантичные образцы религиозной истории.» (с) Тут не до индейцев с их верованиями. Уильям Брэдфорд, Анна Брэдстрит, Эдвард Тейлор, Михаэль Вигглсуорс и другие авторы этого колониального периода именно так и писали – как предписывало им их понимание  литературы.

 

 Но прошло совсем немного времени и в уже в 18 веке  в американской литературе появились другие авторы, не скованные религиозными догмами. Именно тогда в полный голос заявило о себе первое поколение американских писателей - Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, Ральф Эмерсон, Герман Мелвилл, Эдгар Аллан По, Уолт Уитмен и Эмилия Дикинсон. Все это были прекрасные литераторы, творчество которых и сейчас вызывает восхищение. Но поскольку мы говорим только об одной теме, то должны признать – она интересовала всего лишь одного автора  - Фенимора Купера.

Кто из нас не зачитывался в детстве  его романами! До сих пор их названия звучат, как музыка нашего детства: «Последний из могикан», «Зверобой», «Следопыт». «Пионеры», «Шпион», «Прерия» и многие другие.  Мы все восхищались Натти Бампо и его другом Чингачгуком, Уа-та Уа, Ункасом. А слова из этих романов, как они будоражили наше воображение: пирога, вигвам, томагавк и даже скальп.



Тогда мы впервые узнали название многих индейских племен: гуроны, делавары, апачи, могикане, семинолы, чероки.

 Нас восхищали подробнейшие описания девственных лесов, величественных пейзажах, могучих рек и бескрайных равнин. Все было чудесно в этих романах, кроме одного – они не очень соответствовали действительности.  Т.е. индейцы были, белые колонисты были, томагавки были и даже скальпы были. Но многое, как говорится «осталось за кадром» Возьмем хотя бы такой жестокий обычай как снятие скальпов, которым в романах Ф.Купера, М.Рида, К.Мая, а также в последующих американских фильмах занимались исключительно кровожадные индейцы.

Еще в XI веке некоторые английские представители дворянства имели обычай собирать скальпы побежденных врагов. Когда англичане и голландцы начали переселяться в Новый Свет, они не пожелали оставить этот обычай на своей исторической родине. В 1641 г. губернатор британской колонии Новая Голландия впервые установил награду за индейские скальпы. 26 июля 1722 г. в Бостоне была обнародована декларация, провозгласившая войну индейцам, и одним из ее пунктов было положение, которое предписывало выдачу вознаграждения за снятые скальпы. В 1725 г. белые поселенцы колонии Нью-Гэмпшир впервые сняли скальпы с десяти индейцев, за что получили награду от властей по 100 фунтов за скальп индейцев враждебных племён. В 1724 г. штат Массачусетс предлагал 500 долларов за скальп краснокожего, а в 1755 г. тот же штат предлагал 200 долларов за мужской скальп краснокожего старше 12-ти лет, а за скальп краснокожей женщины или ребенка 100 долларов. Т.е. достоверно известно, что  в Новом Свете именно с появлением европейских колонизаторов скальпирование получило массовое распространение и достигло чуть ли не промышленных масштабов. Среди индейцев снятием скальпов занимались не все племена. Например, индейцы канадского северо-запада и всего Тихоокеанского побережья никогда не снимали скальпы.  Много вы найдете в романах и фильмах об индейцах примеров того, что скальпированием занимались белые колонизаторы?

 

Или в какой книге или фильме о завоевании Америки вы встретите рассказы об уничтожении бизонов и буйволов – основного питания индейцев и, как следствии этого, голодной смерти миллионов «краснокожих».

 В период 1870 по 1875 год ежегодно убивали примерно 2,5 миллиона бизонов. Историк Эндрю Айзенберг писал о снижении численности бизонов с 30 миллионов в 1800 году до менее тысячи к концу века. В 1875 году американский генерал Филип Шеридан заявил на слушаниях в Конгрессе: «Охотники за бизонами сделали за последние два года больше для решения острой проблемы индейцев, чем вся регулярная армия за последние 30 лет. Они уничтожают материальную базу индейцев... Пошлите им порох и свинец, коли угодно, ... и позвольте им убивать, свежевать шкуры и продавать их, пока они не истребят всех бизонов». Это тот самый генерал Шеридан, который  является автором высказывания «Хороший индеец — мёртвый индеец».

Но ничего этого нет в романах Купера. Да, там присутствует острая напряженность между личностью и обществом, природой и культурой, духовностью и организованной религией. Купер придает миру природы и индейцам основополагающее положительное значение. Столь же благоприятно он относится и к своим наиболее культурным персонажам, окружая их ореолом высокой цивилизованности. Но это касается только главных героев, второстепенные же персонажи часто не вызывают у читателя симпатии. Это, прежде всего, относится к белым поселенцам, которым катастрофически не хватает образования и воспитания для того, чтобы должным образом оценить природу и культуру. И это все о тех, кто устраивали массовое убийство индейцев. Вот, например, так называемая бойня на Сэнд-Крик — нападение американских регулярных войск и волонтёров под командованием полковника Джона Чивингтона на мирный лагерь шайеннов и арапахо на реке Сэнд-Крик. Только цитаты:

        «Я видел тела индейцев, расчленённые на множество кусков; изувеченные так, что это невозможно представить; женщины, разрезанные на мелкие куски... ножами; скальпированные, с раскроенными черепами; двухмесячные дети... там лежали люди всех возрастов, от грудных младенцев до воинов ... И кто их изувечил? Армия США...»

 

- Джон С. Смит, Показания комиссии Конгресса, 1865

«Пальцы и уши отрезали от тел вместе с украшениями. Тело вождя Белая Антилопа, которое лежало отдельно на дне каньона, удостоилось особого внимания. Помимо скальпирования солдаты отрезали ему нос, уши и мошонку, чтобы сделать из неё кисет ...»

 

Майн Рид был англичанином, но наибольшую известность принесли ему рассказы на «индийскую» тему. Хотя в США его произведения были не очень популярны.  А вот у нас было наоборот. Кто же не читал «Оцеола, вождь семинолов», «Белый вождь», «Квартеронка». Ах, Оцеола – какой герой!



Но как-то мимо сознания читателя проходит тот факт, что это события в романе проходят в период 2-й семинолоской войны, результатом которой явилось массовое убийство тысяч  индейцев, и переселение 3800 из них в так называемые «индийские территории», абсолютно непригодные для их жизни. Вот что писал о этой войне  один из ее участников майор Итан Аллен Хичкок: «Правительство не право, и это главная причина настойчивого противостояния индейцам, которые благородно защищают свою родину от наших попыток обеспечения мошеннического договора. Туземцы используют все средства, чтобы избежать войны, но они были вынужденно вовлечены в неё тиранией нашего правительства.»



Я помню, что никак не мог понять, что означает слово «квартеронка». Начав читать роман - понял.  Сначала принял, как должное, но через много лет задумался. Что же получается! Есть лошак — гибрид жеребца и ослицы. Есть мул — результат скрещивания осла и кобылы. От слова «мул» произошло и слово «мулат». Во всяком случае, так говорит одна из версий происхождения этого слова. А кто такой мулат? Это тоже гибрид негра с белым, в отличие от метиса – смеси белого и индейца. Но существуют еще и квартерон, то есть имеющий 1/4 негритянской крови, окторон — 1/8 негритянской крови.  Есть много чего. Т.е. американцы подошли к расовой проблеме серьезно, для каждого подвида свое название. Все делится по количеству крови. Т.е налицо почти Нюренбергские расовые законы в третьем рейхе, типа: «Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровными евреями.» или «Половинки» считаются евреями только в том случае, если исповедуют иудаизм. «Четвертинки» же евреями не считаются. Видите тоже самое деление на половинок, четвертинок и прочее.

 

Что-то говорить об «индийских  романах» Карла Мая с точки зрения исторической достоверности просто смешно.

Ходульный образ Виниту не может вызвать ничего кроме здорового смеха. Хотя, хотя… детям нравится.  Ведь маленьких читателей ( как и меня в их возрасте, не интересовали настоящие исторические исследования и факты. Как-то:

 

1.Историк Дэвид Станнард считает, что коренное население Америки (включая Гавайские острова) стало жертвой «Евроамериканской геноцидной войны», признавая, что большинство индейцев умерло в результате опустошительных эпидемий от инфекций, занесённых колонизаторами. По его оценкам погибло почти 100 миллионов от того, что он назвал «Американским холокостом». Взгляды Станнарда разделили Киркпатрик Сейл, Бен Кирнан, Ленор Стиффарм, Фил Лейн Мл. и другие. Эти воззрения в дальнейшем были развиты в публикациях Уорда Черчила, бывшего профессора Колорадского университета в Боулдере, который в частности высказал мнение, что «дело сделано по злому намерению, а не природой». В отличие от оценки Станнарда, политолог Рудольф Раммел, профессор Гавайского университета, оценивает, что за весь период европейской колонизации от 2 до 15 миллионов индейцев стало жертвой геноцида. Как видим, идею геноцида индейцев поддерживают достаточно много американских историков.

2.Вместе с европейскими поселенцами в Америку были завезены характерные для Старого Света инфекционные болезни, такие, как оспа, тиф, корь, грипп, бубонная чума, холера, малярия и другие. Европейские поселенцы обладали иммунитетом к инфекционным заболеваниям, заведомо отсутствовавшим у индейцев. Высказывались предположения, что все эпидемические болезни Евразии и Африки были, в конечном счете, получены человеком от домашних животных — это была своего рода плата за освоение скотоводства, практически не получившего развития в доколумбовой Америке. По некоторым оценкам, смертность среди индейцев при заболевании оспой достигала 80-90 %. Существуют мнения, что до 95 % коренного населения Америки было уничтожено занесёнными европейцами болезнями

3.Забывают  и о такой вещи, как «Дорога слёз» (англ. Trail of Tears) — этническая чистка и насильственное переселение американских индейцев, основную массу которых составили Пять цивилизованных племён, из их родных земель на юго-востоке США на Индейскую территорию (ныне Оклахома) на западе США.

 

Конечно, сейчас положение изменилось. Индейцы являются как бы равноправной частью американского общества. Правда, средний возраст индейца — 29,7 года, что заметно меньше возраста среднестатистического американца (36,8 лет). Правда, безработица среди индейцев составляла почти 40 процентов — это в пять раз превышает её уровень по всей стране. Примерно четверть всех индейских семейств живёт за чертой бедности. Диабет, пневмония, грипп и алкоголизм уносят в два раза больше индейских жизней, чем жизней других жителей США. Правда, за чертой бедности в 2009 году жили 23,6 % индейцев, тогда как в среднем по стране этот показатель составлял 14,3 процента. Несмотря на то, что индейцы пользуются значительными льготами при поступлении в высшие учебные заведения и обучение для них, как правило, бесплатное, лишь 16 % индейцев имели высшее образование, тогда как в среднем по стране этот показатель составлял 28 %. Но это все мелочи, главное их не убивают, да и в резервациях живет всего треть индейцев.

Но, к сожалению, я не знаю никаких современных американских писателей, которые бы писали о проблемах индейцев. Да, сами индейцы создают прекрасные книги. Это же, конечно, роман Навара Скотта Момадея (из племени кайова) "Дом, из рассвета сотворенный" (1968), получившего Пулитцеровскую премию,  романы Джеральда Вайзенора, из оджибуэев ("Мрак в медвежьем сердце Сент-Луиса", 1978; "Тачвуд", 1987), Джеймса Уэлча, из черноногих ("Смерть Джима Лоуни", 1979), Лесли Мармона Силко, из племен лагуна и пуэбло ("Церемония", 1978), Карена Луиза Элдрич, из чиппеуэев ("Любовное зелье", 1984; "Корона Колумба", 1991), Тома Кинга ("Зеленая трава, бегущие воды", 1993), а кроме того творчество Саймона Ортиза, из племени акома, Элизабет Кука Линн, из сиу, Хаймийостса Сторма из плнмени чейенн), Лесли Силко племя пуэбло Лагуна, Джамейка Хайуотера из племени блэкфит), Джеральда Визенора из чиппева, Джеймса Уэлча  из племени блэкфит гровантр.Но остальных писателей эта тема мало волнует.

В заключении я хотел бы буквально в двух словах сказать вот о чем: была горькая и тяжелая страница в истории США.  В России тоже были такие периоды, какими гордиться не стоит. Однако российским литераторам хватает сил, мужества и честности рассказывать об этом. Видимо этих качеств не хватает белым американским писателям.

 

 

Выпуск май-июнь 2019


Copyright PostKlau © 2019


Категория: Литература | Добавил: museyra (24.03.2019)
Просмотров: 26 | Теги: Левитас Игорь, литература | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *: