В лагере было десять отрядов. Первый -козлячий.
Там собрали всех главных козлов зоны - поваров, учётчиков, нарядчиков, банщиков и прочую нечисть.
Перековавшиеся активисты ничем не отличались от не перековавшихся.
Также потребляли водку, ханку, и анашу. Мечтали ограбить Центробанк России и изнасиловать в извращённой форме Наташу Королёву.
Причиной трансформации было совсем не осознание неправедности своей жизни.
Просто зачисление в актив давало послабления в режиме и помимо относительно легкого житья гарантировало условно-досрочное освобождение. По этой причине приспособленцы из бывших отрицал, не говоря уж о бывших спортсменах, плюнув на понятия принимали сучью веру и вставали на «козью тропу». Руководствовались они при этом сугубо меркантильными интересами. Лучше уж быть шнырём при штабе или в санчасти, заведующим баней, столовой или завхозом отряда, чем таскать на промке железо.
Десятый отряд был инвалидным, там жили пенсионеры, либо инвалиды- безрукие, безногие, сумасшедшие и косящие под таковых.
В остальных жили мужики.
«Мужик» - основная каста в запроволочном царстве- государстве. Так называли тех, кто старался спокойно отбыть срок, вкалывал, избегал конфликтов с начальством, но в то же время и не стремился стать вязаным.
Конечно, «мужики» тоже были разными. Были «воровские», тяготеющие к блатному сообществу, в основном, с большими отсиженными сроками и не скурвившиеся. Они чтили лагерные законы, поддерживали блатной мир, хотя сами в состав отрицаловки не входили. Таких мужиков уважали значительно больше, чем приблатнённую перхоть. Отсюда и поговорка - авторитетный мужик бывает блатнее жулика.
Блатной мир в лице таких мужиков всегда находил союзников и потому в правильных зонах мужика не щемили, а наоборот стремились защитить его от беспредела.

Но были и «мерины», не желающие иметь с «отрицаловкой» ничего общего. «Некрасовские мужички» - которые метались о]q
6�@�nE��>�P)� �9�R��Y� ��gW�B
;dдругой, по пословице» рыба ищет где глубже, а человек, где лучше»
Основная же часть «мужицкого» населения зоны, состояла из людей, наталкивающих на мысли, что они не преступники, а несчастные. Эти люди поражали воображение своим ничтожеством, убогостью и темнотой.
* * *
После комиссии меня отправили в седьмой отряд. Профиль работы- сеточное производство.
Большинство бригадиров в отряде было из тупоголовой поросли спортивных мерзавцев, готовые бить зэков, ради того, чтобы они давали план.
В первый же день шнырь вызвал меня к начальнику отряда. У зоновских мусоров тоже были свои масти. Если кумовья формировали всю политику в лагере, то отрядники среди сотрудников колонии считались неприхотливыми рабочими лошадками и особой погоды не делали.
На эту должность ссылали офицеров за систематические нарушения дисциплины и пьянство, а также туда набирали тех, кто только пришёл служить в колонию на офицерскую должность.
Там сотрудник набирался опыта и если руководство колонии видело, что офицер хитёр, умён, не страдает излишними комплексами в виде чрезмерной доброты или жалости, то продвигало его на повышение, например на оперативную работу.
Ну, а там он со временем вполне мог дослужиться до должности «хозяина» зоны или его заместителя.
За письменным столом меня встретил молоденький лейтенант, с манерами избалованного мальчика из хорошей семьи.
Первым признаком мужественности и показателя своего могущества такие мальчики считали хамство по отношению к тем, кто стоял ниже их на социальной лестнице.
На столе стоял стакан чая в мельхиоровом подстаканнике.
Некоторое время мы молча разглядывали друг друга.
-Жалуйся!– сказал молоденький начальник и сделал глоток чёрной, как дёготь, жидкости.
Я подумал и пожал плечами- Да вроде всё в порядке. Вот только за судьбу перестройки переживаю. Чего-то пробуксовывает.
Лейтенант хмыкнул.- В школу ходить будешь?
Я удивился- Зачем? У меня же вроде высшее...
Отрядник ткнулся в моё личное дело. Пролистал. Снова хмыкнул.
-Инженер?
-Да.
-Учётчиком пойдёшь?.. Или нет, лучше председателем СВП.
-А чего я?
-Ну-ууу!
Ты человек культурный, образованный...
Податься
в обслугу — шнырём, или тем более завхозом санчасти, бани, кухни, стать
нарядчиком, учётчиком — для многих это было невероятным везением.
Я имел
твердые предубеждение против вязаных, поэтому твёрдо сказал:
-Нет!
-Подумай,
помогу полосу снять.
-Нет!
Избалованный
мальчик, от которого в значительной степени зависел комфорт моего проживания в
отряде, поморщился.
-Тогда
свалил отсюда!
Лейтенант
высунул голову в коридор, крикнул.
-Дневальный!
Мудак! Я кого тебе приказал ко мне прислать? Тех кому в школу ходить надо. А ты
мне кого привёл, дебил!? Давай следующего!
*
*
*
Козлов
в зоне немерено. Прямо какой то козлячий питомник. Зверинец.
Кроме
завхозов и дневальных отрядов, есть дневальные - в штабе. Там работают особо
проверенные и надёжные осужденные. Козлы из козлов. На месте министра я бы им
всем присваивал звания начальствующего состава МВД, как Нафталию Френкелю,
умудрившемуся из зэков дорасти до генерал-лейтенанта НКВД, став при этом ещё
трижды кавалером ордена Ленина.
Штабные
шныри видят всех, кто из зэков ходит к куму. Как часто. Что пишут.
Им
доверяют убираться в кабинетах в отсутствии ментов и они потенциально являются
носителями «Государственной тайны». Потому их общение с другими зэками было
ограничено. Жили они при штабе, там же в отдельной комнатке готовили себе еду.
Делалось
это для того, чтобы в общем бараке их не перевербовали.
В бане тоже
были дневальные.
Они же отвечали и за прачечную. Эта должность сулила немалые блага и тоже приносила доход. За пачку сигарет с
фильтром они могли постирать твои вещи. Постирать твоё постельное бельё отдельно от
отрядного.
Могли
пустить в баню
не в свой день.
Курево - главная валюта в
зоне. Его можно поменять на деньги, продукты, хорошие шмотки. Цены на сигареты
выше, чем на свободе.
Дневальные были также в ШИЗО и помещениях камерного типа. Жили
они там же. В зону заходили только за продуктами. Иначе блатные могли попросить
или заставить передать в камеры запретное- шмаль, сигареты, чай.
Категорически
отказаться от проноса «запретного» завхоз не мог. Блатные не дремали. Если
кандей не будет «греться» смотрящий получит по ушам. Вот и смотрят блатные, на
какой крюк можно насадить шныря, чтобы загарпунить его как рыбину. Могли
запустить шнягу,
что завхоз "шкворной», от него никто пищу не возьмет. Тогда тоже с
должности снимут.
Могли
наехать. Или прессануть. Или в самом крайнем случае попросить братву на воле
подъехать к жене, матери. С просьбой, чтобы пояснили родственнику, что нужно
быть сговорчивее.
Но если
завхоз или шнырь спалится, его ждут дубинал, соседняя камера в ШИЗО и отставка
без права пенсии.
Вот и
крутятся козлы. Выживают только самые башковитые.
*
*
*
Каждый
отряд жил в отдельном помещении, которое больше было похоже на казарму или
конюшню. По привычке их называли бараками. Каждый барак представлял из себя
длинный, вытянутый коридор- спальню, уставленный двухъярусными кроватями-
шконками, и всякими закуточками, в которых располагались- кабинет начальника
отряда, каптёрка, сушилка, помещение для варки чифира и ещё куча
всевозможных темных углов, и всяческих загогулин.
Стены
барака были выкрашены в хорошо знакомый всем постсоветским гражданам цвет
ядовитого ультрамарина.
Так же
выглядели стены в казармах, домах престарелых и тюрьмах.
День и ночь в бараке кипела жизнь, кто-то чифирил, кто-то
читал книгу или писал письмо. Где-то выясняли отношения, кто-то молча валялся
на шконке, уставив глаза в потолок.
В
проходах между шконками принимали гостей, которые заходили из других отрядов,
вели разговоры о доме, пели песни.
В
репертуаре не бывало патриотических песен, в основном лирическо-
жалостливые - Миша Круг, Гулько, Шуфутинский. Кое кто исполнял своё. Но в этом
ширпотребе редко попадалось что либо хорошее и искреннее. В основном это была смесь блата с душещипательным
романсом.
Иногда
по ночам в бараках случались разборки и драки.
В общем
всё как у большинства нормальных людей, дружба и ссора зачастую неразличимы по
виду.
Иногда
у зэков вдруг периодически начинали пропадать
вещи – часы, деньги. Или
чай, сигареты.
Все мгновенно
начинали подозревать друг друга, становились раздражёнными, подозрительными,
злыми.
«Крысятничество»,
считалось самым тяжким грехом, тягчайшим преступлением.
С соответствующим наказанием, в виде изнасилования. Это был и есть самый верный путь в петушиный
угол.
Пойманную
крысу всегда били с наслаждением.
Могли забить до смерти или опустить.
Крысы
очень хорошо знали, что с ними будет при поимке, но ничего с собой поделать не
могли. Зачем они это делали? Ради чего?
Часто они не могли этого объяснить даже самим себе.
*
*
*
Плотная, кишкообразная очередь тянулась к дверям столовой.
На крыльце, широко расставив ноги в
начищенных хромовых сапогах, стоял прапорщик Бутерус или Вася Мент.
Кто-то в строю рассказывает, что раз в месяц, в день чекиста, когда выдают
зарплату, Вася Мент покупает бутылку водки и выпив, шмонает жену и свою
пятнадцатилетнюю дочь.
Собака чуя недоброе, заползала под диван и там тихо выла.
После шмона он запирал жену и дочь в кандей, который находится в ванной, а
сам садился на кухне и пел жалобные лагерные песни. В нетрезвом состоянии
пытался
конвоировать собаку.
Потом он засыпал, а жена и дочь перетаскивали его на диван.
Вокруг крыльца вьют петли шерстяные.
Лагерная "шерсть" – это приблатнённая молодежь, шестерки жуликов, блатных,
смотрящих. Стоять
с мужиками в строю им не по понятиям, западло.
Вася хлёстко бьёт кого- то резиновой дубиной. Пока он таким образом
наводит порядок, несколько человек из
молодой блатной поросли прорываются в столовую.
В столовой стоял прогорклый запах лука, капусты, немытого тела.
Баландер вышвыривает из раздаточного окна миски с тёмной жижой.
На столах исходит паром жидкая баланда, с плохо почищенной и разваренной
картошкой. В некоторых попадались даже куски шкуры, содранной со свиных голов.
Прямо передо мной на столе лежит брошенный кем то кусочек свиного
эпидермиса, к которому прилипло несколько коротких, твёрдых чёрных волосинок. От этой картины становится не по себе.
По донышкам мисок продолжают напряженно стучать ложки. Поверх этого стука стоит равномерный гомон.
Я сую хлебную тюху в карман телогрейки, выхожу из столовой.
*
* *
В
лагере двое моих подельников по побегу- Саня Могила и казах Марат Жумабаев. Они
соскочили первыми, следом за Пантелеем. Задержали их недели через две, у кого
то на даче.
Жумабаев
забился в мужичий отряд, я его и не видел. Могилу подтянули блатные и он сходу
принялся наводить «воровские движения».
В лагере, у любого человека остаются два направления - вниз или вверх. Если
он сумеет не покатиться вниз, то идёт вверх.
Я
дремал на шконке, когда меня разбудил Саня. Он вошёл в барак с холода,
раздражённый и злой.
-Развелось
козлоты– сказал
он,– в барак к порядочным арестантам зайти невозможно… Шныри
скоро пропуск начнут спрашивать, как мусора.
Саня по лагерным меркам одет как Денди. Чёрный милюстиновый лепень, пошитая
у лагерного умельца- портного кепка-пидорка с широким козырьком.
По новой фене это уже не пидорка –
феска.
Я достал сигарету.
-Щикарно выглядишь,– сказал Саня.-Худой!
Стройный!
Мы
долго хлопали друг друга по плечам.
-Как
там Пантелей?– спрашивал Саня. – Что у Жени?
-Лёня
выхватил пятнашку, уехал на крытую. Кипеш уже дома. Обещал передачу, но чего-
то не спешит.
Бывший
подельник принёс курево, чай.
Посидел
у меня в проходе. Побренчал чётками.
-Ну ты,
обращайся если что. Поможем... Кому надо укажем...
Я
заверил, что обязательно обращусь.
Мой знакомый по дурке Олег, тоже был в лагере. Уже работал дневальным, или
шнырём моего отряда. Всего лишь пару месяцев назад на крутой
лестнице лагерной иерархии он был всего лишь человеком из толпы стоящей в низу.
Но сейчас уже поднялся на ступень выше,
Теперь он был совсем другой, важный. Выглядел, как аким в современной
Киргизии.
Так я понял, что в критических
ситуациях проявляется истинное лицо человека. Причем в таком виде, который он
не мог предположить и сам.
Вероятно сладок был ему нынешний статус, и то право, которым он теперь
обладал. А кое какие права у него были, ибо, он еще назначал, кому мыть полы.
И люди туда требовались постоянно, так как площадь полов в бараке была
обширной и постоянно грязной.
В отряде его начали побаиваться, так
он ходил к куму, минуя отрядника.
Всё это завышало самооценку его собственных поступков. Неизбежно наступало
гипертрофированное осознание своей значимости.
Кто- то сказал про него.- «Важный, как манды клок». Выражение понравилось
Погоняло дали- Клок.
В одной
секции барака со мной оказался ингуш
Алихан Тебоев. Алик по нашему. Кентовался он с чеченцами, их в зоне было
человек пять. Алихан был неплохой парень, честный, порядочный. Я знал его ещё
по тюрьме. Несколько раз пересекался с ним в транзитной хате, во время этапов.
Продолжение следует...
Copyright PostKlau © 2014