Главная » Статьи » ПЕРЕКРЁСТОК ИСКУССТВ » Маргарита Ваняшова |
Чацкий и Грибоедов. Путь к безумию 15 января - 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича ГРИБОЕДОВА
В спектакле Всеволода Мейерхольда
"Горе уму" (1928) весь этот пестрый светский сброд – реалистичный и
фантастичный – это толпа, давящая Чацкого, движущаяся на него, как стена,
колышущаяся, сливающаяся в пестрый бред, в кошмар… Фраза о
безумии Чацкого: «Не я сказал, другие говорят» - тиражируется,
повторяется, ее повторяют с ликованием и злорадством, десятки раз,
десятки персонажей, на десятки ладов… Ее подхватывает злобствующая,
обрывистая, убыстряющаяся музыка. Пущенная в водоворот, эта фраза уже
повторяется безмолвно, жестами, мимикой стремительными перебежками из группы в
группу, лихорадочно мелькающими огнями. В этом мире
все живое гибнет. В силу
этого, возможно, в финале, Чацкий сходит с ума, как Арбенин в «Маскараде». Там
была стена маскарада, стена наводнения, безумие слепой стихии. Здесь то же
самое. Выхода ему – «искать по свету "заповедный” уголок»– нет. Или стоит у
черты безумия. «И этот гордый ум сегодня изнемог!» Безумие
Чацкого - это сознательная, далеко идущая провокация, злобная выдумка и
политическая клевета. "Куда
деваться мне от них!" - кричит Чацкий. Заметив
Софью, он восклицает: "Она!
Она сама! Ах, голова
горит, вся кровь моя в волненьи. Явилась! Нет
ее! Неужели в виденьи? Не впрямь ли
я сошел с ума? К
необычайности я точно приготовлен...". Чацкий - В. Качалов И, наконец,
последний сбивчивый монолог Чацкого: "Не образумлюсь... виноват, и слушаю,
не понимаю, как будто все еще мне объяснить хотят, растерян мыслями... чего-то
ожидаю". И дальше: "С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят!
Все клянут! Мучителей толпа...". И
главное - неожиданно Чацкий сам признает себя "безумным":
"Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет
невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним, и в нем
рассудок уцелеет". Уцелел ли
рассудок в Чацком? Преданный,
оскорбленный, затравленный и изгнанный, Чацкий сломлен, как говорил Гончаров,
КОЛИЧЕСТВОМ СТАРОЙ СИЛЫ. Даже если бы он своими поступками, словами и
признаниями в четвертом действии не подтвердил выдумки фамусовского общества,
все равно читателю легко было бы догадаться о трагическом исходе этой
беспощадной травли. "Еще
игра судьбы нестерпимая, - писал Грибоедов Бегичеву: - весь век желаю
где-нибудь найти уголок для уединения, и нет его для меня нигде... Мне
невесело, скучно, отвратительно, несносно!.. Сделай одолжение, не показывай
никому этого лоскутка моего пачканья; я еще не перечел, но уверен, что тут
много сумасшествия. Прошу у тебя как милостыни, не прерывай со мною
переписки... увидишь, что мне там (в Персии. - В. С.) не сдобровать,
надо мною носятся какие-то тяжелые пары Кюхельбекеровой атмосферы, те, которые
его отовсюду выживали..." Через три дня он пишет Бегичеву еще более
тревожное и беспокойное письмо: "Ты, мой бесценный Степан, любишь меня
тоже, как только брат может любить брата, но ты меня старее, опытнее и умнее;
сделай одолжение, подай совет, чем мне избавить себя от сумасшествия или
пистолета, а я чувствую, что то или другое у меня впереди". Еще через
два года Грибоедов сообщает Булгарину: "В обыкновенные времена никуда не
гожусь: и не моя вина; люди мелки, дела их глупы, душа черствеет, рассудок
затмевается..."
И. Крамской.Портрет А.С. Грибоедова "Не
дай мне Бог сойти с ума" - эта пушкинская строчка была бы вполне
естественной и в устах Чацкого, и в устах Грибоедова. Климат России
способствовал безумию, и здесь можно вспомнить много имен - от Федотова,
Батюшкова и Чаадаева до героев "Красного цветка" Гаршина и
"Палаты № 6" Чехова. Безумие
- средство гражданской компрометации неугодного человека и одновременно -
реальная болезнь реального русского человека, доведенного до
сумасшествия. "Комедия
- точный, совершенно точный самоотчет о том, как живет, вернее, как гибнет, как
умирает на Руси умный человек", - писал о "Горе от ума"
Луначарский. В
Эльсиноре Гамлета принимают за сумасшедшего - он притворяется безумным,
чтобы на самом деле не сойти с ума.
Грибоедов поступает с Чацким, как Гамлет поступает с самим собой; автор
"Горя от ума" приписал своему герою то, что не "успел"
пережить сам, но чего боялся больше всего на свете.
Гамлет превращал себя в шута; в шутовской наряд безумца одет Грибоедовым его
трагический герой. Собственно говоря, безумие чуть ли не единственный выход для
нормального человека, живущего в фамусовском обществе.
Поэтому безумие Чацкого - это его смелость и отчаяние говорить правду и
отстаивать истину, и конфликты "Дон Кихота", "Гамлета",
"Горя от ума", "Палаты # 6" - это конфликты людей,
избравших в борьбе с несправедливостью, низостью и злом то, что люди называют
безумием, как единственную возможную форму борьбы против всех, а протестующий
против всех - безумец. Вот
почему это Трагедия. В трагедии герой борется против Рока, против Высшего
начала. Здесь таким Роком является фантастический хор и сброд уродов. Протест
против этого Высшего, рокового – есть безумие. Высокая болезнь. Трагедия не
переносит конфликты из жизни в литературу, а обостряет их, преувеличивает,
делает невозможными, непримиримыми и антагонистическими; это не слепок
реальности, а квинтэссенция жизни, извлечение корня, возведение в степень,
трагические сгустки наших переживаний. Трагедия наши чувства превращает в
реальные поступки
Copyright PostKlau © 2015
| |
Просмотров: 2536 | Комментарии: 2 | | |
Всего комментариев: 0 | |