Главная » Статьи » ПЕРЕКРЁСТОК ИСКУССТВ » Маргарита Ваняшова |
Критика - это хорошая литература ( к обсуждению статьи Сергея Заграевского "Может ли возродиться российская художественная критика?")
По-чешски критик - "отборник". И это крайне важно. У нас же слово "критик" понимают чаще всего в плане отрицания, негативного суждения о чем-либо. Критики сейчас нет как самостоятельной профессии. Время у нас такое, что критика не может дать средств к существованию. Но критика - движущаяся эстетика. Критик - это художник, летописец-фиксатор, историк, ученый. Театральный критик - это летописец события под названием "художественный текст спектакля". Это историк, способный выстроить события в их историческом диапазоне и развороте, в соотнесении с другими (по горизонтали и вертикали), и это аналитик с точки зрения структуры спектакля и образных смыслов - поэтики. Ну, и самое главное, он должен быть писатель, литератор, он должен хорошо писать, ибо настоящая литературно-художественная критика - это хорошая литература. И надобно помнить, что первые критические статьи писали Карамзин и Жуковский, Пушкин и Катенин, Вяземские и Плетнев....
Все новое рождается на стыках, на границах
наук. Но стыки должны быть подпитаны фундаментом. Театроведы часто не знают
глубоко ни литературы, ни философии, а литературоведы, в свою
очередь, отмахиваются от
театра, кинематографа, или философии как от вещей посторонних. Но Время
сегодня властно их поправляет.
Два
моих крыла – театроведение и филология. Будучи театроведом и
театральным критиком, питаю себя филологией и философией. Продолжаю
быть филологом, оставаясь театроведом. Филология для театроведа – ближе, чем
родная сестра. Одна из самых моих любимых книг – книга Наума Берковского,
выдающегося театрального критика. Она называется «Литература и театр». Театр
начинается с литературы. В наше время, к сожалению, слово начинает уступать
место в театре т.н. визуализации, в моде плазма, большая дань отдается
необходимому - пластике, музыке, вокалу и современному танцу. Но уступает свои
позиции живое Слово. Хорошая речь в театре становится проблемой для молодых
актеров. Им трудно даются монологи, стихотворные тексты, ритмика и метафорика
стиха.
Между тем, речь, наука о слове - филология
(любовь к слову) - дает людям театра объем, неизмеримо расширяются
горизонты, происходит самое важное – взаимопересечение,
взаимовлияние, взаимопроникновение множественных культурных
пластов и сфер.
Великие мои спутники - философская
антропология как учение о жизни и сущности человека (то, чем занимаются и
литература, и театр), история, живопись, кинематограф, и
многое еще… Культурология, возникшая как наука сравнительно недавно,
предполагает именно эти взаимосвязи, без них - это пустая
схоластика.. В наше время, как никогда, ощущаешь правоту Козьмы
Пруткова: «Специалист флюсу подобен, полнота его одностороння». И Фридрих Ницше
был филолог, и Бахтин, и Лотман - филологи, и это не мешало, а
помогало им свершать потрясающие для театра открытия. Мы изучаем со
студентами «Бориса Годунова» Пушкина. Пьеса начинается датой 20
февраля 1598 года. Я спрашиваю студентов, почему Пушкину так важна
эта дата? Как влияет она на дальнейший ход исторических
событий? Вопрос ставит в тупик. Второй вопрос еще труднее. Как
связана эта дата с первым спектаклем МХТ «Царь Федор
Иоаннович»? Возникает профессиональное любопытство, они ищут выход и
находят ответы. Вопросы пробуждают у студентов интерес к русской истории. Так
возникают компаративистские связи. Формула Пушкина
"Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых
обстоятельствах — вот чего требует наш ум от...
писателя» стала отправной точкой для Станиславского в его подходах к
театру и актеру....с заменой "предполагаемых" на
"предлагаемых". Время меняло художественные методы, приемы, менялась
и критика Многим
сегодняшним театральным критикам мучительно недостает филологии и философии. И
когда я вступаю с некоторыми из них в диалог, на их лицах возникает недоумение
- мол, зачем такие глубины или сложности? Газетные форматы их не требуют.
Читателю, мол, это не нужно. Но опять же, смотря какому читателю и
какому зрителю… Наше время не
терпит дилетантизма и требует от специалиста-гуманитария владения
многими науками и их постоянного сопряжения, сопоставления. Это
компаративистика. Не случайно, сейчас во многих университетах возникают кафедры сравнительной культурологии, сравнительного языкознания и т.д. У нас ведь до сего времени специалисты разделены по дисциплинам - театроведение, филология, философия, археология, история искусства, психология, этнография, лингвистика… На занятиях я говорю студентам о Космосе "Слова о полку Игореве", "Бориса Годунова", романа "Война и мир", о Космосе Лермонтова и Тютчева. И автор «Слова», и Пушкин, и Толстой, и многие великие обладали космическим, планетарным зрением. …Оно необходимо и людям искусства. А приемы кинематографии в этих произведениях? Везде довлеет монтаж, принцип монтажного построения! Парадоксы невероятных сцеплений, энергия сцеплений и противочувствований. Но ведь принципы монтажа, кажется, были неизвестны ни в Древней Руси, ни в XVIII, ни в XIX веке… Оказывается, наши классики ими владели!
Все-таки наши отечественные мыслители пытались оценить, что такое
литературно-художественная критика как феномен.
Вот Жуковский. «Критика есть
суждение, основанное на правилах образованного вкуса, беспристрастное и
свободное. Вы читаете поэму, смотрите на картину, слушаете сонату, чувствуете
удовольствие или неудовольствие — вот вкус; разбираете причину того и другого —
вот критика». Жуковский говорит о необходимости анализа не только произведения
искусства, но и восприятия его, «удовольствия или неудовольствия». Пушкин с Жуковским соглашался
далеко не во всем, а оспаривал его положения: «Критика — наука открывать
красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы, основываясь на
совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих
произведениях, на глубоком изучении образцов и на длительном наблюдении
современных замечательных явлений».
Пушкин подчеркивает, как важно и необходимо понимать сам процесс
развития искусства («длительное наблюдение!!!»), Жуковский призывает доверяться
собственным впечатлениям. Один взгляд дополняет другой Понимание критики как "очернения" - - это обывательский
уровень восприятия и назначения критики, в науке о критике этого нет. А критика, в сущности, оправдана лишь тогда, когда пишущему удается
просквозить вымысел родственного ему художника, сумев при этом сказать свое
слово. По природному своему складу критик - настоящий "вспыхивает, касаясь
огня другого, а затем горит и светится сам». (Георгий Адамович).
Критика у нас вырождается, поскольку уходит Литература как аксиологическая
парадигма, как духовный лидер общественного сознания, сегодня литература уже
никого не формирует, не воспитывает, на нее не ориентируются и т.д. И сам
писатель перестал играть роль духовидца, каким был прежде. Театр еще в какой-то
степени продолжает эту роль выполнять в его лучших проявлениях, но и его уже
попирают коммерческие проекты. Критика наша - уже с XIX века сражалась с
коммерциализацией искусства.
Но похоже что коммерциализация побеждает по всем направлениям и
литературу, и критику, и искусство … Фотографии любезно предоставлены Маргаритой Георгиевной специально для журнала PostKlau Copyright PostKlau © 2015 | |
Просмотров: 1639 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |