Главная » Статьи » ПЕРЕКРЁСТОК ИСКУССТВ » Маргарита Ваняшова

М.Ваняшова. Мандельштам:"первоначальная немота" как цитата

Маргарита Ваняшова



               МАНДЕЛЬШТАМ: "первоначальная немота" как цитата 




Мандельштам обладал неимоверным слухом. Для него цитаты были как цикады, звенели всегда и везде. Он брал, заимствовал, перекодировал, создавая свои богатства и ценности, собственную многосмысленность в отличие от односторонности и односмысленности риторов слова. Я привожу здесь два фрагмента - из стихотворения Мандельштама и статьи Айхенвальда. Оказывается, не только поэты способны "аукаться друг с другом"! Заимствовали и у Мандельштама, так много,что впоследствии Илья Сельвинский в поэме "Пушторг" бросит: "Бойтесь пастернакипи и мандельштампа"! 
Айхенвальд, конечно же, прочел Мандельштама и скопировал в свою, ставшую знаменитой, статью "Отрицание театра". мандельштамовский образ, "первоначальную немоту"..

Да обретут мои уста 
первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Осип Мандельштам. 1910.

"Новый театр натолкнется на отказ от театра. 
Все тише и тише будут говорить на сцене, и это кончится первоначальной немотой — вещей немотою литературы. Все дороги ведут в Рим, в обитель слова. 
Теперешние искания ничего другого не найдут.
То, что актер связан автором и что он, отсюда, не творец, не художник, — это смутно ощущается ныне теми новаторами театра, которые хотели бы эмансипировать сцену от писателя, сделать ее независимой от литературы.
Истинное творчество никогда не коллективно. 
Искусство требует одиночества. 
У Бога нет сотрудников и помощников. И если некоторые ценят театр именно за то, что он будто бы соединяет в себе разные искусства, то как раз это множество и подозрительно. Синтезирует искусства жизнь, а не театр; только мир — синтез."

Юрий Айхенвальд. Отрицание театра. 1914.

Но "первоначальная немота" родилась из другого произведения. "она еще не родилась...." Она - кто? Психея, душа, флейта Гамлета?
Образ "мыслящего тростника", из которого с помощью дудочки-флейты извлекается звук, как из немоты, из пустоты - был рожден Тютчевым, которого так самозабвенно любил Мандельштам!
Есть два, известные всем любящим поэзию, стихотворения с одинаковым названием "Silentium" - у Тютчева и Мандельштама. Тютчев - с его "Молчи, скрывайся и таи..", и Мандельштам с его "Останься пеной, Афродита, и слово в музыку вернись, И сердце - сердца устыдись, с первоосновой жизни слито..." Но одно сердце упорно не хочет "устыдиться" и не слышит другого сердца, уходя в немоту!....


     

                                                            Елизавета Кругликова. Силуэт Осипа Мандельштама. 1915



А дальше - в поисках истоков и отправной точки -(где она,эта самая "первоначальная немота"????!!!) нас ждет бесконечная цепочка трансформаций и превращений! 
Тютчев пытается дойти, как Пастернак, "до самой сути. до оснований, до корней, до сердцевины..." в поисках истоков искусства, "мусикийского шороха", зачатия Слова, тайны Речи....Гармонии в самой природе. И ищет причины нарушения и разрушения гармонии, причины Разлада в Мире...

Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?

И от земли до крайних звезд
Всё безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?

11 мая 1865

Как и где, откуда возник у Тютчева "мыслящий тростник"?
Тростник, который станет и в русской философской мысли, и в поэзии - самым популярным образом и вполне понимаемым смыслом! 
Тростник в русской поэзии везде - он источник лирики - от Пушкина - в стихотворении "Муза" - "Тростник был оживлен божественным дыханьем И сердце наполнял святым очарованьем". Лермонтова ("Тростник". И, будто оживленный, Тростник заговорил — То голос человека
И голос ветра был) . до Ахматовой (книга лирики "Тростник", и строки - "Из мглы магических зеркал, И над задумчивою Летой Тростник оживший зазвучал. .."), 
Цветаевой
Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет мелкой,
Миска — плоской. Через край — и мимо —
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих..

Мандельштам свое поэтическое происхождение связывал с тростником.
Из омута злого и вязкого
Я вырос тростинкой, шурша, —
И страстно, и томно, и ласково
Запретною жизнью дыша.

Тростник - с его "узловатыми коленами" легко превращается в "флейту", в дудочку, в музыкальный инструмент, в позвоночник (Маяковский-Мандельштам)

Чтобы вырвать век из плена,
Чтобы новый мир начать,
Узловатых дней колена
Надо флейтою связать.

Впервые же образ мыслящего тростника возникает у французского философа Блеза Паскаля (1662) в его философских размышлениях.«Мысли» и «Апология Христианской Религии».
"Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него ополчилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды. Но пусть бы даже его уничтожила Вселенная, — человек всё равно возвышеннее своей погубительницы, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью и что он слабее Вселенной, а она ничего не сознаёт. Итак, всё наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, отнюдь не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить благопристойно, в этом — основа нравственности....".




Copyright PostKlau © 2017


Категория: Маргарита Ваняшова | Добавил: museyra (05.03.2017)
Просмотров: 197 | Теги: ПЕРЕКРЁСТОК ИСКУССТВ, литература, Ваняшова Маргарита | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: