Главная » Статьи » ПЕРЕКРЁСТОК ИСКУССТВ » Маргарита Ваняшова |
доктор филологических наук, профессор Ярославского государственного театрального института Пьеро, мечтавший стать Арлекином(II)
"Рикошетный" роман молодого Всеволода Мейерхольда на подмостках театра, поэзии и истории (1900-1904) Формирование
поэтических
интересов Мейерхольда, эволюция
поэтических приоритетов, сопряжение
поэзии и режиссерского творчества, поэзии и театра в его эстетике - до
сего времени не являлось предметом рассмотрения исследователей. В предлагаемой статье дается попытка
обозначить постановку этой проблемы, важной для понимания творческой личности
Мейерхольда – актера, режиссера, интерпретатора
художественных текстов. Самым популярным поэтом в семье
Мейерхольдов (и юного Всеволода тоже), как и у читателей – конца 90-х гг. был Апухтин (романсы на стихи которого любили исполнять на
домашних вечерах). Кроме Апухтина, - Семен
Надсон, вслед за Надсоном возникает
интерес к творчеству завоевавшего популряность в начале 20 века творчеству
Константина Бальмонта. Приоритетными для Мейерхольда в лирике
оказываются надсоновские и бальмонтовские поэтические мотивы. Еще не
приспело время Блока и мейерхольдовского «Балаганчика» (1906), Брюсова,
Сологуба, Андрея Белого, Ахматовой, Михаила Кузмина, Николая Гумилева, Бориса
Пастепрнака, Владимира Маяковского, поэтов широкого модернистского круга –
символистов, футуристов, акмеистов. К 1900 году Мейерхольд уже два года как женат на Ольге Мунт, своей землячке по Пензе, племяннице пензенского предводителя дворянства Панчулидзева. Венчание с Ольгой состоялось весной 1896 года в Пензе. Жизнь окончательно наладилась, когда Мейерхольд получил актерское образование в Филармоническом училище в Москве (руководитель курса Вл. Ив. Немирович-Данченко), когда Станиславский и Немирович открыли Московский Художественный Театр. Мейерхольда взяли в труппу с окладом 115 рублей в месяц, Екатерине, сестре Ольги Мунт, учившейся вместе с Всеволодом, положили 60 рублей. Ольге Мунт предложили работу в «конторе» (администрации) театра, с жалованием в 30 рублей. Жили вчетвером, к этому времени у молодых супругов родилась дочь Мария. Надпись Мейерхольда на фотографии обращена не к Ольге Мунт. Он всецело находится в тисках нового чувства. Обуреваемый
им, актер, поэт, художник - то оставляет семью, то вновь возвращается к ней....
Не было сомнений, что Мейерхольд
адресовал эту фотографию той, которую безоглядно полюбил и с которой был
разлучен обстоятельствами жизни. Посылая стихи Бальмонта, Мейерхольд ничем не
рисковал, не выдавал свои чувства, ведь стихотворные строки целиком и полностью совпадали с
судьбой изображенного на фотографии героя чеховской пьесы «Чайка» Константина
Треплева. Это ей он надписал: "Чутким душам...", не желая обозначить
ее имя, дабы ненароком не бросить на него тень... Это ей послал портрет своего
Треплева и две строфы из стихотворения Константина Бальмонта. И, подобно
Треплеву, он, как и чеховский герой, находился
на пороге жизни и смерти. Личные переживания перекликались с образом Треплева, интенциями, обращенными к Нине Заречной. Именно образ Треплева и треплевские смыслы
были "в созвучии странном" с душой Мейерхольда. Но кого же полюбил Всеволод Мейерхольд «с безупречною нежностью друга (духа!) и
брата» весной 1900 года? Попытаемся высказать гипотетическое предположение и
увидеть адресата фотографии. Почти каждый вечер, «в час назначенный», Мейерхольд появляется с
Ней на одной сцене, выходя в ролях Треплева и Тузенбаха в чеховских пьесах,
Иоганнеса Фокерата в «Одиноких» Гауптмана, Принца Арагонского в «Венецианском
купце», Мальволио в «Двенадцатой ночи» Шекспира и других ролях. Он и в жизни становился Треплевым, Гансом-Иоганнесом,
Тузенбахом, отвергнутым, неловким и комически-несуразным Принцем.
Треплев стрелялся от отчаяния и пустого пространства безнадежной любви, убитого
барона Тузенбаха проносили на носилках вдоль авансцены. В «Одиноких» «роковое» озеро Гауптмана, еще более роковое, нежели в чеховской «Чайке», на берегу
которого разыгрываются самые драматические сцены пьесы, уносит Иоганнеса в
бездну смерти. Принц Арагонский в «Венецианском купце» - роль, которую Станиславский принял сверхдоброжелательно (Мейерхольд был
блистателен в своей буффонаде, играя Принца, пылающего «испанской» страстью). Нину Заречную в «Чайке» во время крымских гастролей Московского Художественного Общедоступного
театра 1901 года (в Севастополе и Ялте), играла Мария Андреева, Ирину – возлюбленную
и невесту Тузенбаха в «Трех сестрах» играла Андреева, Кэте, героиню в «Одиноких»
Гауптмана, где кончал жизнь самоубийством Иоганнес Фокерат, играла Андреева, насмешливую
Порцию в «Венецианском купце» играла Андреева.
Из вечера в вечер в жизни актера Мейерхольда повторялся в разных
вариантах один и тот же сюжет («Я с тобой - разлучен навсегда»)… Стрелялся
Треплев, предчувствовал свою раннюю смерть Тузенбах, погибал в водах озера
Иоганнес, изгоняли из окружения Порции Арагонского принца. Его жизнь казалась ему сплошной мукой,
нередко он был на грани самоубийства, и все сильнее росло и разгоралось его
чувство к ней……
В
начале апреля 1900 года Московский Художественно-общедоступный театр едет в
Крым, в Ялту, показать Антону Павловичу Чехову две его пьесы — «Чайку» и
«Дядю Ваню», которые он не видел. В Севастополе, по пути в Ялту, театр дает
несколько представлений. Молодая труппа жила атмосферой праздника. Чехов приехал в Севастополь навстречу театру, хотя
его уговаривали не рисковать здоровьем и дождаться приезда театра в Ялту. «Сердце
забилось — батюшки! – вспоминала М. Ф, Андреева. - И Чехов и Горький.
Встала навстречу. Вошел Антон Павлович — я его давно знала, еще до того
как стала актрисой, — за ним высокая тонкая фигура в летней русской
рубашке; волосы длинные, прямые, усы большие и рыжие. Неужели это Горький? <…>
Вдруг из-за длинных ресниц глянули голубые глаза. Губы тронулись нежной детской улыбкой,
показалось мне его лицо красивее красивого, и радостью екнуло сердце… Мы почти
все, огромное большинство труппы, сразу влюбились в Горького…» [1. C.154]
Апрель 1900 в Крыму – начало романа Марии Федоровны
Андреевой и Горького, романа, который его герои не скрывают. Мейерхольд в своем чувстве признаться не смел никому, его
избранница даже не подозревала о его одержимости, он был обречен на
безответность. Только однажды, единственный раз, он осмелился написать и послать Андреевой
посвященное ей стихотворение, всего
несколько строк…
И. Репин.
Портрет Марии Федоровны Андреевой
12 мая 1901 года Мейерхольд посылает Андреевой
сочиненную им короткую стихотворную
зарисовку, проникнутую столь насыщенным и чистым лиризмом, какой не может быть
случайным или дежурно-тривиальным, он запечатлевает
это стихотворное послание актрисе на
страницах своего дневника. М. Ф. Андреевой
(на репетиции) Когда кругом пестрят
безвкусные наряды, В твоих - лазурь морской
волны... [11. C. 219] Итак,
актриса Московского Художественного театра Мария Федоровна Андреева! По
Мейерхольду, она воплощала собой ангельское
начало жизни. Он видит в ней чистоту, целомудрие и невинность.
"Греховного блеска" в глазах Марии Федоровны Мейерхольд не
замечает. «Взбитые сливки» – такой увидел Марию
Федоровну Андрееву другой поэт, акварельный, насмешливый, ироничный Саша Черный, посвятивший актрисе
свою «Почтительную акварель». В стихотворении Саши Черного, написанного по
впечатлениям от пребывания у Горького на Капри (1912) Мария Федоровна Андреева – «насмешливая
мадонна», ирония поэта сочетается с нежной
влюбленностью – она сама для него –
взбитые нежные сливки, в его «поэтической акварели» все исполнено улыбчивой иронии, и
сонно-благосклонные
движенья мадонны, и даже зависть к собачкам («Зачем и я, мол, не с хвостом?»),
которых она гладит «взыскательным перстом».
Марии Федоровне. Почтительная акварель
Из взбитых сливок нежный
шарф… Движенья сонно-благосклонны, Глаза насмешливой мадонны И голос мягче эха арф. Когда взыскательным перстом Она, склонясь, собачек гладит, Невольно зависть в грудь засядет: Зачем и я, мол, не с хвостом? Ей-богу, даже вурдалак Смягчился б сердцем, если б в лодке Услышал голос кроткий-кроткий: «Алеша, ты б надел пиджак…»[1] Имел бы я такую мать, Сестру, свекровь иль даже тетку, Я б надевал, влезая в лодку, Под шубу пиджаков штук с пять!.<…> Сей хлопотливейшей из Марф[2] Поэт заржавленный и тонкий , Подносит днесь сии стишонки, Косясь на строгий белый шарф. [15. C. 11] Там, где другие виршеплеты сочинили бы
десяток беспощадных и насмешливых эпиграмм, у Мейерхольда – абсолютная нежность
интонации, ни грана иронии, ни нотки насмешливости, только белизна, чистота, белое на голубом. Звенящее
искренностью чувство. И лазурь,
безмятежная и спокойная. Можно предположить, что Мейерхольд переживает воображаемый им, вымышленный «театральный роман» как самый реальный и самый
пронзительный жизненный сюжет. В драме,
происходящей с ним самим, в качестве…. кого? Явно, не главного героя. Мейерхольд никогда не был героем-любовником, у него было редкое амплуа – неврастеник. Герой
страдающий, всегда отброшенный силой обстоятельств в тень кулис. Это был роман, не замеченный в театре почти никем, кроме разве проницательного и циничного Леонида Красина (заметившего, между прочим, что некий актер по фамилии Мейерхольд, «врезался в Андрееву по уши», потешался над тем, что актер «накропал глупые стишки» - и не придавший этому ровным счетом никакого значения. Красина интересовала только Андреева, а не Мейерхольд!)
Мейерхольд был «филармонист» (окончивший Филармоническое
училище), Андреева (это ее сценический псевдоним, фамилия по мужу - Желябужская)
принадлежала к группе любителей из «Общества Искусства и Литературы». Процесс
слияния в МХТ этих двух, достаточно разнородных групп - был сложным и трудным,
пока не завершился реорганизацией театра в 1902 году, уходом Мейерхольда и
части актеров из МХТ в том же году, а в 1904-м – уходом Андреевой. Рыцари Марии Федоровны находились в лучах либо богатства (Савва Морозов), либо творческой славы (Горький), либо родственных политических взглядов (Красин, смеявшийся над стихотворением Мейерхольда и его "лазурью"). Мейерхольд не обладал ни одним из этих слагаемых. У него не было ни богатства, ни славы, он не был профессиональным революционером. Он продолжал любить, обожать, боготворить. И был, безусловно, потрясен ее поступками. Роман с Морозовым и Горьким возникает на его глазах, не скрытый ни от кого. Андреева разводится с мужем, действительным статским советником Желябужским. Она становится гражданской женой Горького. Но Горький совсем не торопится расставаться с семьей и с маленьким Максимом. Андреева одновременно заигрывает с Саввой
Морозовым. Она живет в квартире Горького
и интригует Морозова. Это причиняет боль и Горькому, и теневой, рикошетной
фигуре – Пьеро-Мейерхольда с его страстью! Он очень хочет одолеть свое чувство,
понимая, что, если отдаться страсти, то можно погубить себя безвозвратно. История в чеховском духе. Сюжет для
небольшого рассказа. Молодой человек
полюбил девушку… Был нежен, трепетен, очень нервен. Не любил охоты, не подстреливал чаек, никого
не губил. Надежда и безнадежность, — невозможное сочетание. Константин
Треплев до своего смертельного выстрела, до последнего мгновенья надеялся на ответные чувства Нины . Жизнь вершилась на его, Мейерхольда, глазах, его возлюбленная создавала роман за
романом с другими избранниками. В
отношении к нему ничего не менялось. Его избранница даже не подозревала о его
чувствах. И тогда, когда получала от него стихи. Она избалована и стихами, и
подарками, и подношениями. Кому он мог
излить свое горе? Только своему кумиру, Антону Павловичу Чехову. И только между строчками. Его горе
живет только в подтекстах. Вс.
Мейерхольд. 1902. Он
пишет в этот период Чехову о тяжком бремени внутренних противоречий, которые он больше не
в силах выносить: "Мне будущее не страшно, лишь бы скорее конец, какой-нибудь
конец..." [10. С. 59] «Какие-то страшные
мысли от тоски, от скуки наполняют мой мозг. Хожу, как угорелый, как будто
что-то ищу. <…> У меня как будто две жизни – одна действительная, другая
мечтательная. Последней я, конечно, отдаюсь больше, чем первой, так как в
первой, окружающей меня, слишком, слишком мало утешительного, слишком мало
того, что нахожу я в жизни мечтательной» [10. С. 89]. «Вчера вечером, когда лёг спать и
потушил свечу, чувствовал сильную ноющую боль в голове, сердце замирало, как
бывает при катании на качелях, и я боялся, что сойду с ума, боялся, что
вскрикну. Если бы я вскрикнул, сошел бы с ума, наверное» [9. С. 176]. Этот
склад психики, состояние нервной системы художника похоже на то внутреннее
кризисное состояние, которое дал Александр Блок в статье «Ирония». Причины
внутреннего кризиса не только в невозможности самореализации: «Я раздражителен, придирчив,
подозрителен, и все считают меня неприятным человеком. А я страдаю и думаю о
самоубийстве. Пускай меня все презирают. Мне дорог завет Ницше «Wer-de der du
bist»[3]. Я
открыто говорю все, что думаю. Ненавижу ложь не с точки зрения общепринятой
морали (она сама построена на лжи), а как человек, который стремится к
очищению своей собственной личности». [ 8, С. 60] "... Я часто страдаю, зная, что я
не то, чем должен быть. Я часто в разладе со средой, в разладе с самим собой.
Постоянно сомневаюсь, люблю жизнь, но бегу от нее. Презираю свое слабоволие и
хочу силы, ищу труда... [8. С.77].
[1] По воспоминаниям, на Капри, у Горького, после обеда ехали на лодках на рыбную ловлю в море. Горький обычно сидел на корме лодки, его продувало, и Мария Федоровна Андреева каждый раз упрашивала его накинуть на себя пиджак» (ИМЛИ, Архив А. М. Горького. МоГ 4-17-1. С. 6). [2] Марфа-Мария – двойной евангельский женский образ, Марфа – воплощение земного начала, служения Богу на земле, Мария – на небесах. Продолжение следует... Фотоматериалы предоставлены автором Источник: "Верхневолжский филологический вестник" | |
Просмотров: 1284 | | |
Всего комментариев: 0 | |