Главная » Статьи » ПЕРЕКРЁСТОК ИСКУССТВ » Маргарита Ваняшова

М. Ваняшова. Во фронтовом лесу...

                                                ПЕРЕКРЕСТОК ИСКУССТВ  <b>Угол</b> розовый картинки смайлики


Маргарита Ваняшова


ВО ФРОНТОВОМ ЛЕСУ…

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ВОЕННОЙ ФОТОГРАФИИ


10 сентября в Волковском театре состоялся- необычный праздник. Вся труппа театра, многочисленные гости собрались в светлом, сияющем фойе второго этажа, чтобы отметить 100-летие легендарной актрисы Волковского театра, актрисы-воина, разведчицы 234-й Ярославской Коммунистической стрелковой дивизии Софьи Аверичевой. Софья Петровна встретила этот день в родном театре. Праздник 100-летия - в присутствии самой юбилярши. На день рождения приехали из близкой Костромы, пришли из Ярославля немногие ее друзья-однополчане, ветераны Великой Отечественной.


Не столь давно в Ярославской городской Библиотеке имени М.Ю. Лермонтова прошла презентация книги Софьи Аверичевой «Дневник разведчицы»– с начала 60- х гг. книга выдержала уже несколько изданий. На обложке – здание Волковского театра в Ярославле и фотографии боевых друзей, а еще - подлинных страниц фронтовых дневников, которые вела девушка между боями и на основе которых создана книга.


                          Издание 2010 года


Она с конца 30-х годов - актриса Волковского театра. И единственный случай в истории нашей страны, когда актриса стала бойцом войсковой, зафронтовой разведки, разведки боем. Она удостоена восемнадцати боевых наград, среди которых ордена Красного Знамени, Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги». Освобождала Смоленщину, Белоруссию, Западную Украину, Польшу... Она прошла с боями от Подмосковья до Берлина…. Мы расскажем историю одной, особо любимой Софьей Петровной фронтовой фотографии. И одного фронтового эпизода.

В 1938 году 24-летняя актриса Софья Аверичева, отмеченная на смотре артистической молодежи, приглашена в труппу Волковского театра на амплуа молодой героини. Она становится примой Волковской сцены. В сезоне 1939-1940 гг. Софья играет Луизу в «Коварстве и любви» Шиллера, Ирину в «Трех сестрах» Чехова, Лидочку в «Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобылина, Машеньку в одноименной пьесе Афиногенова. В июне 1941 года она репетирует роль Нины в лермонтовском «Маскараде».. Начало репетиций совпадает с началом Великой Отечественной войны. В театре спорят, что важнее для актера в годы войны - искусство, вдохновляющее людей на бой, или непосредственное участие в бою. В свободное время волковцы осваивают винтовку и пулемет. А Софью конспиративно готовят для работы в тылу врага, в городском подполье … в Ярославле. Предположительно, враг мог занять наш город. На этот случай готовили подпольную группу, явки, конспиративные квартиры. Готовили базы с оружием и продовольствием. Софья интенсивно изучает немецкий язык со специально прикрепленным к ней преподавателем.


            

                                Перед уходом на фронт. 1942


Если бы разрешили - весь состав Театра имени Федора Волкова целиком ушел бы на фронт... Так считал главный режиссер Давид Манский, вскоре и сам добровольно ушедший в действующую армию.

Фашистский блиц-криг захлебнулся на подступах к Москве. Отступила угроза от Ярославля, Иванова, Костромы… Необходимость работы в подполье отпала. Но война продолжалась. В Ярославле формируют Ярославскую стрелковую дивизию, которая потом станет знаменитой 234-ой Ярославской Коммунистической дивизией. И Соня Аверичева пишет взволнованное письмо на имя первого секретаря Ярославского обкома ВКП(б) Николая Патоличева о зачислении ее во фронтовую разведку. Просьба была удовлетворена.

«Зашуршала, задвигалась змейкой наша группа, пробираясь в глубину гитлеровской обороны. Обошли пулемет с тыла. Вползли в лес, а потом в сероватом утреннем рассвете пошли в рост между соснами. Мы – в маскхалатах, как привидения…

- Пароль! Вер ист да? – кричит немец.

…Мы наваливаемся на пулеметный расчет. Один гитлеровец лежит раненый, другой поднимается с гранатой в руке. Анистратов в одно мгновенье вырывает гранату и бросает ее в траншею противника. Подбегают разведчики Ложко, Голубь, Семибратов. Немцы отчаянно сопротивляются. Мы тащим их буквально волоком – за руки, за шиворот. Группа бойцов Кузнецова продолжает бой в траншеях, сдерживая немцев. Вот артиллеристы наши заработали, прикрывая нас…»

Так сдержанно на страницах своей книги Софья Аверичева воскрешает эпизод вылазки в тыл врага и взятии «языков» в составе группы захвата.

Через некоторое время пленных допрашивают подполковник Озерский, майор Орлов и военный переводчик дивизии майор Минна Малая. Аверичева присутствует при допросе. Рыжий фашист гигантского телосложения молчит и надменно усмехается. Чтобы сбить с него спесь, Минна Малая говорит гитлеровцу: - Вас взяла в плен вот эта хрупкая девушка!

Рыжий изумленно взглянул на Софью.

- О, майн готт, какие удары судьбы! В самом деле, меня пленила русская девушка!

Пленные дали чрезвычайно важные показания. За эту боевую операцию Софья Аверичева была награждена орденом Красного Знамени.



             Разведчица Софья Аверичева и ее боевые подруги


Вот тогда-то боевых подруг и сфотографировал корреспондент из дивизионной многотиражки - на фоне сосен, в лесу - не «прифронтовом», а в самом настоящем, фронтовом. Софья Аверичева, Минна Малая и подруга Аверичевой - санинструктор роты, медсестра Анна Тюканова. Соня Аверичева – слева, смешливая, веселая… Майор Минна Малая – внушительная, спокойная, слегка улыбающаяся. Минну за ее глубокий ум и блестящее знание языка называли – «интеллект дивизии»! И Анна, с ее шапкой черных кудрявых волос, с горящими, как угольки глазами. Анну Тюканову разведчики ласково звали Анютой. Во всех боевых сражениях, при артналетах и обстрелах Анюта всегда была рядом, со своей неизменной сумкой с красным крестом, перевязывала, спасала от потери крови, выносила раненых с поля боя.

Все трое на фотографии - в новых овчинных полушубках, которые Минна специально раздобыла у запасливого хозяйственника. Стояла зима, и Минна позаботилась о своих любимых девчонках. Аверичева была единственная разведчица на всю дивизию со своим родным ППШ! Санинструктору Тюкановой не положен был никакой автомат, и она выпросила трофейный шмайссер для фотографии! В одном из рейдов Софья добыла для Анюты трофейный пистолет, он впоследствии сослужил службу Анюте на поле боя…

Ушел фотограф из дивизионной многотиражки. А Софья Аверичева заступила в боевое охранение – на пост. Ночь. Луна. Небо чистое, морозное, звездное. Высокие сосны в снегу – тоже, как будто на посту. Мыслями она не в заснеженном лесу, а в любимом театре.

- Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами…

Синий свод со звездами – почти декорация. Но пушкинский синий свод – ночной пейзаж войны, время от времени прорезают огненные вспышки – отсветы орудийного огня. Софья читает Пушкина, читает вслух, отдаваясь поэтическому слову всем своим артистическим вдохновением. В ее душе всегда звучит лирическая струна. Поэзия помогает сохранить душу и сердце, не ожесточиться, не закаменеть от кровавого театра войны.

- Отставить! Тебе что здесь, театр Волкова? – строго выговаривает ей старший лейтенант Крохалев, выбираясь из землянки. – Трое суток гауптвахты и два наряда вне очереди!

- Есть трое суток и два наряда вне очереди! – отвечает она как положено, продолжая стоять на посту, преодолевая мороз, пытаясь «растоптать», расшевелить закоченевшие ноги. И снова упрямо, замерзающими губами, читает Пушкина. Из «Бориса Годунова», сцену «У фонтана». И думает горько, что этого уже никогда не сыграть! И Луизу не сыграть в «Коварстве»… А может это и не нужно никому, когда идет война?…



               Софья Аверичева, демобилизация. 1945


Придет Победа, Софья вернется в Ярославль, в любимый театр. И каждый сезон будет дарить ей и зрителям – три-четыре новых роли! И каких! В сезоне 1946-1947 гг. главная роль - Софья – в «Горе от ума» Грибоедова. 



Любка Шевцова в «Молодой Гвардии»! Только Аверичева с ее заводным характером может сыграть Любку Шевцову. Роль совпадает с ее стремительностью, с тем огоньком и искоркой, которые всегда «зажигали» ее зрителей. Актриса наполняет сцену победоносным чувством радости в комедии Шекспира «Двенадцатая ночь», вносит свежие человеческие чувства в роль Елизаветы («Егор Булычов»), играет Василису в спектакле «На дне», Эмилию в «Отелло»…

И уже не во фронтовом лесу вспоминает сцену, а в театре вспоминает фронтовое братство, рейды в тыл врага, те счастливые мгновенья, когда они, три девушки в полушубках и с автоматами фотографировались на фоне сосен….



Маргарита Ваняшова за эту статью получила диплом Победителя Ярославского областного конкурса "А впереди была Победа..." на лучший очерк о Великой Отечественной войне


Категория: Маргарита Ваняшова | Добавил: museyra (18.04.2015)
Просмотров: 1325 | Теги: ПЕРЕКРЁСТОК ИСКУССТВ, Ваняшова Маргарита | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: