| Главная » Статьи » ПЕРЕКРЁСТОК ИСКУССТВ » Маргарита Ваняшова | 
| Маргарита Ваняшова         ВРЕТЕ, ПОДЛЕЦЫ! или НЕ ОСПОРИВАЙ ГЛУПЦА...К проблеме посредственностей, пишущих о гениях нашей словесности  Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1834. Художник Ф. О. Будкин Автор детективов Тарас Бурмистров (СПб) утверждает, что Лермонтов как поэт был посредственностью «…в числе прочих мемуарных свидетельств о нем, приводя высказывание какого-то гусара-однополчанина - "в то время мы все писали такие стихи". Контекст в том, что его терзали потом долго на предмет знакомства и воспоминаний о поэте - а тот ничего не приметил. Ну гусар, что возьмешь»(конец цитаты). Главный редактор обратилась с просьбой прокомментировать  утверждение о том, что Лермонтов был как все к Маргарите Ваняшовой «…Что я могу сказать? нечего "сцепляться" ... Они
никогда не поймут нас. Мы говорим на разных языках.   Веленью Божию, о муза, будь послушна,  Обиды не страшась, не требуя венца,  Хвалу и клевету приемли равнодушно  И не оспоривай глупца.   Вот. Не оспоривай глупца.  Пушкин писал Вяземскому, когда вышли из печати дневники
Байрона. "Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости
своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой
мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы. Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы, —
иначе!"   Поэта, художника  надо
судить по его творчеству.  Поэт как
личность может быть в человеческом отношении и не очень приятен. Его жизнь чаще
всего мучительна и конфликтна. Здесь истоки художественного творчества -
художник приходит в мир, чтобы не соглашаться. Пошлая публика не распознает
гения, не угадывает его, она не просто сравнивает его с собой, но втаптывает
его в грязь, стремится унизить, найти дискредитирующие вещи.  И впрямь бурно радуется, когда находит
таковые. Примеров несть числа. И что?  Указанный мастером детектива источник - практически первая, полная
и очень подробная биография Лермонтова, где автор - Павел Александрович
Висковатов (или Висковатый, как его прежде называли и так писали его фамилию, -
как и Пьер Безухов был для современников Безухий). Это очень большой том.
Висковатов приводит суждения современников для того, чтобы либо согласиться с
ними, либо опровергнуть.  Вот эти
"низкие" -- но вовсе не истины, 
он находит нужным упомянуть,чтобы их опровергнуть или объяснить. Это
книга V из тома Висковатова "Жизнь и творчество М.Ю.
Лермонтова".  Я привела обширную
цитату из этой книги, где Висковатов опровергает пошляков, не понимающих
Лермонтова. Время, когда Лермнотов входит в литературу, время - после
1825 года, когда суть общественную определяли не Чацкие, не Чаадаевы, не
Пушкины или Грибоедовы, не Лермонтовы, а Молчалины и Скалозубы. Вот Скалозубам
и Молчалиным поэт не кажется ни гением, ни талантом. Они не находят в нем
ничего выдающегося, видят посредственность, боятся, что он оскорбит
нравственность их жен и т.д. В кабинеты редакторов Лермонтов старался заходить, когда в
них не было литературной братии. «Лермонтов нисколько не походил на тех
литераторов, с которыми я познакомилась», — замечает Головачева (Авдотья
Панаева- М.В.). Стоя особняком, не сближаясь с литераторами вообще, Лермонтов,
однако, с некоторыми лицами, соприкасавшимися с литературой, поддерживал
постоянные и дружеские отношения. Это были 
В.О. Одоевский, А.А. Краевский, А.Н. Муравьев, Жуковский и Вяземский,
Соллогуб, Мятлев, Вельегорский и другие. Первые два были ему особенно близки. С
прочими Лермонтов встречался больше в салонах образованных женщин высшего
общества, находившихся в дружеских отношениях с лучшими нашими писателями, как
Гоголь и Пушкин. То была семья Карамзиных, особенно дружественная к нему. Выше
мы сравнивали уже Лермонтова с Гейне и теперь не можем не указать на один характерный
сонет великого германского лирика, весьма ясно выражающий состояние души, о
котором говорит Панаев, описывая Лермонтова. Дай маску мне, — хочу маскироваться Я пошляком, чтобы в толпе глупцов В личинах гениев, героев, мудрецов, Не мог бы их подобием казаться. Дай мне ту пошлость, что они скрывают... ... Чтоб мог я на великом маскараде — С толпой смешавшись — мало кем быть узнан.... Государственная система выдвинула людей-пешек, самых
захудалых в искусственной атмосфере: В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно-малодушны, И перед властию презренные рабы. 
 Леонид Пастернак. Лермонтов Вот эти презренные рабы и внушали себе самим и своему
окружению:" -Ну разве это поэт? " Но Лермонтов писал о таких, что они «Над миром пройдут, не
бросивши веками ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Это страшная штука - посредственность или срединность жизни.
Уравнивающая всех.  Мережковский
усматривал дьяволиаду именно в ужасающей посредственности. Но она-то, эта пошлая шкура и возносится выше всех, утверждая Хамство как стиль жизни. Грядущие Хамы - те, кто заправляет жизнью, раздвигая ее крутыми локтями. ... таких людей много, имя им легион, и они не ведают, что творят... Они уподобляются Смердякову, который очень сожалел, что нас не завоевали в 1812 году французы - мы, мол, были бы тогда совершенной и культурной страной.... Много неких пишущих, которых даже и литераторами нельзя назвать, кто называет Пушкина самыми последними словами и оправдывает Дантеса, находя его честным и благородным.... Можно не обращать внимания на этих неучей и недорослей, темных нравственно людей - с глухой душой, с заблудившимся сознанием. Но прояснить ситуацию необходимо. Как-никак и Пушкина она задевала, и ему приходилось сталкиваться с глупцами. Правда, он призывал нас не "оспоривать" глупцов. Copyright PostKlau © 2015 | |
| Просмотров: 2298 | Комментарии: 2 | | | 
| Всего комментариев: 2 | |
|  | |

 
				 
			
			