Главная » Статьи » Нравы и мораль » Нравы и мораль |
Елена Мостовая (Долгошеина). «Фотограф Андрес Петерсен и его модели: алкоголики, проститутки, сумасшедшие»Сытая, умытая, причесанная Европа – мир неограниченных возможностей. Во времена «железного занавеса» мы в этом даже не сомневались. Да и сегодня, гуляя по Европе, люди видят только красоты архитектуры и чистоту улиц. Стереотипы иногда оказываются очень сильными, и мысли о том, что рядом с респектабельностью могут уживаться бедность и безысходность у обычного туриста даже не возникают. За двадцать лет жизни в Германии я видела разные лики этой экономически развитой, стабильной, благополучной страны, и судьбы людские здесь тоже складываются по-разному. Фотограф Андрес Петерсен
Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с творчеством шведского фотографа Андреса Петерсена. Каждый его снимок – целая история. История человека, попавшего в плен обстоятельств. Создается ощущение, будто находишься среди его героев, и каждый из них смотрит не в объектив камеры, а прямо на тебя. Многих из этих людей уже давно нет в живых, но, мне кажется, мир с тех пор не слишком изменился, и сегодня в Германии тоже есть уголки, где можно встретить людей, очень похожих на героев историй Андреса Петерсена. Андрес Петерсен (Andres Petersen) родился в 1944 году в Стокгольме, а в 1962 году сегодняшний классик шведской фотографии и профессор, пытаясь вырваться из буржуазной среды, попал на Реппербан в Гамбурге и провел там полгода. Он хотел овладеть немецким языком, научиться рисовать и писать. Окунувшись в совершенно иную обстановку, семнадцатилетний юноша пережил первую любовь и много чему научился: понял, что можно жить гораздо честнее и что там где он вырос, было много притворства и лжи. Гамбург принял его таким, каким он был – со всеми несовершенствами. В 1966 году Андрес встретил знаменитого шведского фотографа Кристера Стромхольма и стал студентом его Школы фотографии в Стокгольме. Это встреча, а затем и тесная дружба с учителем повлияли на дальнейшую судьбу будущего профессора. Став фотографом, Петерсен вновь и вновь возвращался в Гамбург, снимал злачные места и их обитателей: алкоголиков, проституток, трансвеститов. Он заглядывал в «закулисье» благополучной и сытой Европы, туда, где царит одиночество, где существуют люди, выброшенные судьбой на обочину жизни. Пытаясь идентифицировать себя с аутсайдерами общества, фотограф отправлялся в тюрьмы, психиатрические лечебницы, бордели… Многие из черно-белых историй Андреса, случились на гамбургской улице «красных фонарей» в баре Lehminz, куда его привела женщина по имени Гертруда. Почти четыре года будущий профессор проводил здесь основную часть своего времени и подружился со всеми, кого встретил. Он сравнивал этот бар с церковью: сюда тоже ежедневно приходили люди, чтобы «излить душу», только в отличие от церкви, им здесь разрешали спать. В 1970 году состоялась первая выставка мастера. Местом проведения послужил тот самый бар Lehminz, где 350 фотографий были просто прибиты гвоздями к стене. Вскоре была опубликована первая книга Андреса Петерсена "Grona Lund" о посетителях парка развлечений в Стокгольме, а в 1974 году Андрес стал выпускником Шведской Киношколы. Результатом трехлетних съемок в тюрьме, доме престарелых и клинике для душевнобольных стала трилогия – альбомы фотографа о закрытых учреждениях, больше похожие на дневники, нежели на стандартные глянцевые издания. На Международном фестивале в Арле в 2003 году Андрес Петерсен был признан «Фотографом года», затем получил престижную премию Доктора Эрика Соломона в Германии, а в 2007 году – специальный приз жюри за выставку «Возвеличивание Человечества» на третьем Международном фестивале фотографии в Китае. Совместной работой фотографов Петерсена и Энгстрема стал альбом под названием «From Back Home» , признанный лучшей фотографической книгой 2009 года. После просмотра альбома создается ощущение, что образы, драматургия и графика Андреса с течением времени стали еще более мощными. Андрес Петерсен не принадлежит к цифровому поколению. В его карманах всегда припрятано несколько маленьких камер: фотограф намеренно не желает выглядеть профессионалом и, приближаясь к людям, стремится действовать напрямую, а не прятаться за камерой. «Я пытаюсь снимать не то, что вижу, а то, что чувствую».(A. Petersen)Фотографии с сайтов: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | |
Просмотров: 2004 | Комментарии: 25 | | |
Всего комментариев: 3 | ||
| ||