Главная » Статьи » Нравы и мораль » Нравы и мораль

Р.Максишко. Рай и ад свободы

Роман Максишко

(художник, Москва)


                               Рай и ад свободы

 

Только ленивый сейчас не рассуждает о свободе. Мнений столько, что голова идет кругом, и по всей видимости, если добавится еще одно, то воз все равно не сдвинется с места. Так что же тогда заставило меня примкнуть к этому нестройному хору и внести свои пять копеек в решение столь непростой задачки? Только то, что я, будучи всего лишь художником, а вовсе не профессиональным экспертом в подобных вопросах, каким-то образом умудрился взглянуть на этот бурлящий котел немного со стороны, чтобы не сказать свысока. И что же я увидел?

Во-первых, мне стало ясно, что свобода поголовно признается всеми исследователями непререкаемой и незыблемой ценностью, ради которой стоит ломать копья. То есть, свобода - это хорошо, и посему к ней вроде как положено стремиться. Чуют яйцеголовые, что истина где-то рядом! Во-вторых, понятие свободы живет одновременно в двух непересекающихся стратах, иначе - слоях, в коих протекает человеческая жизнь. И вот эти-то слои исследователи постоянно путают, рассматривая свободу в срезе то одного слоя, то другого, и из-за этой путаницы неизбежно сваливаются в неясности. И это серьезная проблема, доложу я вам. Хочу железной рукой развести эти слои в стороны, чтобы они не мешали друг другу в нашем коротком рассмотрении. 

Оговорюсь сразу, лично я также почитаю свободу одной из величайших ценностей. Но я рассматриваю ее в теологическом аспекте как божественный дар высших сил человеку. В этом плане свобода является духовной составляющей, которую отнять у человека невозможно. Сам Господь Всемогущий дал ему это право – самостоятельно мыслить, ошибаться, исправляться, принимать решения и действовать, и снова ошибаться, и снова действовать... Однако не следует рассматривать этот вопрос в аспекте социальном, ибо там, в обществе, свободы нет и быть не может. В социуме правят другие законы – звериные, слегка сдобренные культурой. Борьба за свободу в рамках общества чревата нескончаемым бардаком и кровью. Смотрите, простейший вопрос: свободен ли человек, сидящий в тюрьме? С точки зрения социума – нет. А с точки зрения божественного мироустройства – да! Причем, как всегда, абсолютно свободен. Он свободен, даже если тюрьма находится в Северной Корее. Если кто-то думает, что человеку можно что-то внушить, и тогда сей последний, превращаясь в зомби, начинает принимать несвободные решения, то я отвечу – это бред сивой кобылы. Решения человека всегда свободны и непременно самостоятельны, и никто другой не может принять за тебя решение. Да, тебя могут подвести к решению, могут поставить перед непростым выбором, могут обмануть, показав не те перспективы и последствия, но решение все равно за тобой! И если ты поддался внушению, значит, это тоже было твоим решением, поскольку мог ведь и не поддаваться...

То есть, в духовной страте свобода человека абсолютна. Ее нельзя ни отнять, ни ущемить, поскольку человек является сыном Божьим, сотворенным по образу и подобию всемогущего Творца. Но человек – не солдат Господа, беспрекословно выполняющий его команды, а его непоседливое дитя и наследник, отправленный для возмужания в свободный и опасный полет на землю. Таким образом, вершиной волеизъявления чада божьего должно стать самостоятельное решение с кем оно – это чадо – с Отцом небесным, или с самим собой и собственным себялюбием, именуемым в простонародье Сатаной. В этом слое царит и правит любовь как основной механизм реализации божественного замысла. 



В другой же страте – социальной – свободы нет в принципе. Там копошатся человеческие недоросли, у которых для чистоты эксперимента специально были вытравлены знания об устройстве мира и начисто отбита память о своей высшей родине. Теперь все это надо заново добывать самим. Краешком исстрадавшейся души люди чувствуют тягу к свободе, но ошибочно полагают ее отстраненной. Ищут свободу на стороне – в пределах своей песочницы, – пытаются за нее бороться, но постоянно натыкаются на стену. И это стена законов, в соответствии с которыми живут человеческие сообщества. Да, в социальном слое правит уже не любовь, но закон! И закон этот хоть и человекообразен, как обезьяна, но столь же дик и жесток. По сути своей он глубоко античеловечен.

 

А теперь держитесь за поручни! К подобным звериным законам я бы отнес в первую очередь понятие справедливости. Неожиданно звучит, не правда ли? Справедливость необъективна, особенно общественная. Нельзя судить человека по справедливости. Из двух фигурантов мы всегда стремимся выявить, кто прав, а кто виноват, кому дать конфетку, а кому сделать ата-та по попке. Но в истинной жизни духа они оба одинаково правы, и оба одинаково виноваты. Достаточно просто копнуть поглубже, чтобы выявить реальные мотивы их поступков, и у судей мозг вскипит. 

Чу, наступает время нашего любимого вопроса. Что делать? 

Ответ прост, как правда. Надо вспомнить, наконец, что ты априори свободен, и не искать свободы там, где ее нет. 

Свобода ценнее жизни, поскольку свобода – составляющая бессмертного духа, а жизнь – всего лишь ящик, в который этот дух временно поместили для решения земных задач. Человек часто превратно истолковывает это, и посему все лупасят друг друга направо и налево во имя свободы, не щадя живота ни своего, ни чужого. Но это, как мы уже выяснили, не та свобода. Конечно, обидно расставаться с жизнью в расцвете сил, не выполнив предначертанное до конца, но если судьба все-таки потребует от тебя осуществить свободный выбор между жизнью и, скажем, чистой совестью, то лучше выбрать совесть, а все, что не успел, наверстать на следующем витке. Хотя... Вынужден признать, практика показывает, что люди в большинстве своем выбирают жизнь. Но как они распоряжаются потом этой жизнью? 

Вот ты жалуешься, что живешь бедно. Но ведь это твое свободное решение, позволяющее всегда оставаться честным. Что же нам тогда делать с тайными мечтами о земном богатстве, от которых ты нервно потеешь по ночам, и душевными стенаниями о несправедливости мира? Оне суть демоны искусители твоего разума, отвлекающие тебя от главного. Но ты всегда можешь передумать и принять новое самостоятельное решение, например, стать миллиардером, хозяином жизни. Хочешь жить богато? Да запросто! Заметь, ты волен сделать это, поскольку свободен, и за это совсем не надо бороться! Просто решись, но знай, что придется кое-чем пожертвовать, а именно честностью.

Хочешь быть духовным вождем и влиять на судьбы человечества? И это не проблема. Крестьянский сын Михайло Ломоносов нам в этом ярчайший пример. Ему удалось, а ты что хуже? Но опять же – заплати!

И вот наступает промежуточный момент, когда ты живешь все еще бедно, но уже не вполне честно – хитришь, юлишь и извиваешься в поисках удачи, в общем, крутишься, как можешь, но любому человеку, посвященному в тайны человеческой свободы, ясно, что ты не вполне определился и пока еще пререкаешься со своей совестью, пытаясь убедить ее в правильности своего выбора, а она убеждает тебя в обратном. Значит, тебе нужно еще немного времени для принятия окончательного решения, которое, скажу тебе по секрету, на самом деле не будет окончательным. Ситуация изменится и потребует от тебя новых решений, непростых решений. Счет уже выставлен. 

И это, как ни странно, жизнь. Надо только быть искренним с самим собой и не заботиться более о поисках рая на земле, ибо рай на земле находится ровно в том месте, где ты живешь.



В качестве иллюстрации использовано изображение Гюрбюз Доган Эксиоглу "На свободу"



Copyright PostKlau © 2017

Категория: Нравы и мораль | Добавил: museyra (07.04.2017)
Просмотров: 87 | Теги: мнение, Нравы и мораль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: