Главная » Статьи » Нравы и мораль » Виноградов Вадим |
И еще о земной любвиНе каждый православный человек допустит в свою келию "Мастера и Маргариту". Но и среди верующих людей сей роман имеет довольно сильное притяжение. Видимо, многие находят в нем, что-то своё, близкое его душе. Душа каждого без исключения человека, как бы он ни был заземлён, тянет его к Небесам. Увлечённый, заворожённый, поглощённый земными заботами человек уже и не слышит голоса своей души, так глубоко он спрятал её от себя самого в те свои подвалы, о существовании которых уже и не помышляет. Но тоскующая по Небесам душа создаёт внутри человека некое поле, которое заставляет его, если и не восклониться к Небу, то всё ж таки, иметь желание поднять голову, хотя он страшно этому желанию и противится. Но сам ли человек противится тому, чтобы ему восклониться к Небу, или же ему кто-то в этом помогает? Вот вопрос, который подсознательно беспокоил, да и сейчас беспокоит многих. Люди, занятые больше душёй, а не телом, первыми поняли, что враг, мешающий им устремляться к Небу, реален. Мало того, Богъ предоставил человеку самому сопротивляться этому врагу, и вручил ему для этой борьбы мощное средство – свободу! И люди запутались окончательно. Для них Богъ, это источник добра и в тоже время абсолютной силы. И люди ещё 4000 лет тому назад вопрошали: Почему беззаконные живут, достигают старости, дети их с ними, домы их безопасны от страха и нет жезла Божия на них? (Iовъ, 21, 7-9) Вот вопросец, на который и сегодня мало кто даст ответ. Один только случай был открыт людям, когда Богъ попускает, "даётъ дiаволу санкцию", на испытание человека непорочного, справедливого, богобоязненного и удаляющегося зла. Это было в отношениях с Iовом. Больше ни о каких других "поручениях" Бога дiаволу человечеству не было открыто. И невольно возникает страшная мысль для потаённой комнаты: ниспадение падших ангелов с Неба и превращение их в тёмную силу, которую мы называем бесовщиной, было предопределено на Предвечномъ Совете? Эта сила была нужна, чтобы данная Богомъ человеку свобода была им исполнена в борьбе с этой силой? Вот откуда: "И вечный бой, покой нам только снится". С кем бой? С соседом по кухне, что ли? Нет, с дiаволом! Люди, которым, как Гёте, Господь давал много, это чувствовали, не будучи даже и глубоко верующими. Чувствовал это и М.А.Булгаков. Прежде чем делать свое православное резюме после прочтения «Мастера и Маргариты», совершенно необходимо вопросить себя самого: Булгаков забросил в Москву бесовскую шайку только по своей прихоти или есть основания и примеры в священном писании, да и в жизни, объясняющие, при каких обстоятельствах бесам позволено активно приближаться к людям? Из «Книги Iова» мы можем заключить, что Богъ попускает бесов для испытания человеков. А святой Василий блаженный Московский чудотворец, да, и другие святые люди, которым дано было зрение бесов, донесли до нас, что к праведным людям их благочестивые мысли не позволяли бесам приближаться к ним, ангелы охраняли к ним дорогу. И, наоборот, как только человека покидали его благочестивые дела и мысли, ангелы покидали посты защиты его души и бесы занимали их места. Так что, появление бесов в безбожной Москве вполне даже объяснимо с точки зрения и святоотеческого предания. Что и бесы веруютъ и трепещутъ, – это как раз блистательно и показал Булгаков в сцене на скамейке. - Простите мою назойливость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, ещё и не верите в Бога? – Он сделал испуганные глаза и прибавил: – Клянусь, я никому не скажу. - Да, мы не верим в Бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз, – но об этом можно говорить совершенно свободно. Вот от этой печки и надобно танцевать и позорному дьяку Кураеву, и зануде Дунаеву, и всякому, берущемуся судить о «Мастере и Маргарите». Почему и превращает в финале шайку Воланда в прекрасных всадников. Он видит их, как исполнивших на земле свое дело: провели испытания московских человеков на вшивость, и подтвердили, что избранных в Москве совсем не много. Но тут-то Михаил Афанасиевич сам и показывает, что "ум его впал в безверие". Ему страстно хочется, чтобы его бесы были бы выше московской нечисти. Но это уже своеволие писателя, постепенно отрывающегося от Бога. Человека хорошего, но не орла. Орёл – Феодоръ Михайловичъ Достоевский! У него то и слямзил уважаемый Михал Афанасьич чертовщину, прочитав "Чёрта. Кошмар Ивана Фёдоровича". Вопросят: "А, может быть у Гёте?" Нет, интонация взята у Ф.М. А для Булгакова интонация превыше всего. Но воспользовался М.А. только внешней частью того, что пленило его у Ф.М., просто запустил чертовщину в Москву и амба. А к "Великому инквизитору" мистик Булгаков даже и близко не подошёл, собственная малюсенькая вера не пустила приблизиться к Истине. Сердце же автора " Великого инквизитора", похоже, что как и сердце Iова, принимал Сам Господь Богъ! И подавалось ему так много, что даже в нынешнее время всеобщего отступления его произведения жгут сердца людей. Когда в 2002 году ошалелый от бесконечных вопросов Запад вопросил всех заметных литераторов мiра: "Какое литературное произведение всех времен и народов вы считаете лучшим?", и больше всего голосов набрал "Дон Кихот", то в десятке лучших романов всех времен оказались четыре романа Ф. М. Достоевского. До сих пор безбожный Запад цепляется за Достоевского. А всё потому, что чует в нём Истину. Вот и пришли к тому, с чего начали, что всякая душа – христианка. И она, даже загнанная в подвалы нашей плоти, подаёт оттуда свой голос. И увлечённого мiрскими заботами человек, хотя и не слышит его, но всё же чувствует, как явно ощущал его и Михаил Афанасиевич Булгаков, построивший на этом тихом голосе своей души свои догадки, названные им "Мастер и Маргарита". Ученик Н.В.Гоголя, выдающийся литературный стилист, М.А. выразил то, что каждый из нас желал бы и сам сотворить со своим собственным МОССОЛИТом, то, что сотворила Маргарита с Драмлитом. Но, признав себя учеником Гоголя, не мог человек такого дара, как Булгаков, не быть учеником Гоголя и автора "Выбранных мест из переписки с друзьями” и "Божественной литургии”. И потому, главным в "Мастере и Маргарите”, всё же, следует считать не Воланда с компанией и свинское безбожие московских жителей, а историю любви Мастера и Маргариты. В романе отступившего от Бога Мастера, и ведьму Маргариту Господь Христосъ избавляет от ада! Вот, чего страстно желает Булгаков. За какие же такие подвиги Господь избавляет от ада явных его насельников? А вот, за какие: «Прииди! Я уже простил тебя раз… Простил тебя раз… Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…» Это уже объяснение Феодора Михайловича. Но оно здесь необходимо. Грехи мнози! И Господь, конечно же, не открывает Мастеру и Маргарите за их грехи мнози двери Света. Но и не отправляет в ад, а дает им покой. У Отца Моего обителей много. Да, на ложе Авраама и Маргарите, и Мастеру путь заказан. Но и место, где пребываютодевавшиеся на земле в порфиру и виссон и каждый день пиршествовавшие блиста-тельно, их минует, потому что они помилованы. Помилованы, потому что возлюбили многое и получали на земле злое, но главное по обетованию: «Я помилую всякого человека, который хотя бы однажды в жизни призвал Бога…» Вот, есть ли основание считать, что Маргарита и Мастер призывали, хотя бы единожды, Бога? И вот, к какой тайне подошел Михаил Афанасьевич, не знаем, открыл ли он её для себя или нет. Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим, всей дшею твоею всей крепостью твоею, - вот, главная заповедь Божiя человеку. Но, нося вирус первородного греха, всё более и более попадая под прессинг цивилизацией человеку стало не под силу исполнять эту главную заповедь Божiю. Человек стал любить себя, любить удовольствия жизни, любить свой комфорт. В сущности, это была уже не любовь, а самолюбие, самомнение, самодостаточность и другая всевозможная самость, которая для своего утверждения требовала, чтобы душа находилась в состоянии измены, трусости и обмана, чтобы первая заповедь Божiя не становилась бы постоянным укором. То есть, проводила бы свою земную жизнь целиком подготовляя себя к аду. И вот, тогда, когда свобода, данная человеку Богомъ для борьбы с диаволом вся обратилась на союз с ним, Господь Христосъ и свершат самую величайшую Свою милость. Он, Христосъ Спаситель, для слабеньких, для пьяненьких, длясоромников ослабляет "ценз” приёма к Себе, прося их, уж ежели они не способны возвыситься до любви к Богу, то хотя бы… Любите друг друга! То есть, пользуйтесь только тем, из чего вы сотворены. А сотворены вы из любви, ибо Творец ваш Богъ, Он ведь, есть Любовь. Вот, какое открытие сделала вся русская литература, включая и М.А.Булгакова: любящий человек устраняется зла, а потому спасается по милости Божией, ибо человек любящий другого сам не считает себя достойным своего спасения.
| |
Просмотров: 1325 | | |
Всего комментариев: 0 | |