Главная » Статьи » Нравы и мораль » Виноградов Вадим

В. Виноградов. Лукавство

ВАДИМ ВИНОГРАДОВ



ЛУКАВСТВО


САМЫЙ СТРАШНЫЙ СМЕРТНЫЙ ГРЕХЪ



 

 

    Вотъ подлинно Израильтянинъ, въ которомъ нетъ лукавства  (Ин. 1:47)

 

Лукавство... наверно самое страшное, что может быть для исповедующего себя христианином. В сущности лукавство - это хула на Духа Святаго.

Ведь цель христианской жизни - стяжение Святаго Духа Божьего! И христианин все старается исполнять, чтобы стяжать Святаго Духа. Он и в храме каждое воскресение, он и исповедается в своих грехах, и причащается, и постится, и молится, но... продолжает потихоньку подвирать, и даже не собирается освобождаться от лжи, которая в нем.

Ну , как это не хула на Святаго Духа?

И христианство начало свою жизнь первым делом обратив внимание на самый страшный грех, грех лукавства.

 Чтобы проникнуться этой мыслью обратимся к святоотеческому разъяснению святителя Аверкия (Таушева):

 

История Анании и Сапфиры (Деян. 5:1-11)

 

После похвального примера Варнавы, Дееписатель приводит противоположный пример нравственного падения в этом идеальном первохристианском обществе. Некоторые муж и жена, по имени, Анания и Сапфира, продав имение, утаили из вырученной от продажи цены и лишь некоторую часть принесли в общую кассу к Апостолам, сказав, что принесенное ими — все, что было выручено за проданное (видно из стиха 8-го). В этом поступке выразилось не только их своекорыстие, но и намеренная, сознательная ложь, а главное — фарисейское лицемерие. Они хотели представиться такими же самоотверженными, как и другие, не будучи таковыми. Это было первое темное пятно на светлом фоне святого общества первых христиан, а потому такой поступок не мог остаться без самого строгого наказания на вразумление всем. Святой Апостол Петр узнал об этой лжи, без сомнения, по наитию исполнявшего его Духа Святого и прямо указал Анании на совершенный им грех, назвав его делом отца лжи — сатаны:




 

"Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?"Действие сатаны на Ананию святой Петр выражает почти в тех же словах, как Евангелист Иоанн действие сатаны на Иуду предателя (Иоан. 12:6). Из этого уже видна опасность поступка Анании и Сапфиры для всего первохристианского общества, если бы это действие не было обнаружено святым Петром и не прекращено в самом начале решительным искоренением зла из среды первых христиан.

 

"Чем ты владел, не твое ли было?"спрашивает Апостол Ананию. Очевидно, что обобществление имущества отнюдь не было принудительным и внешне обязательным, но вполне добровольным. Грех Анании был именно в совершенном им обмане — в том, что часть вырученной им за продажу имения суммы он хотел представить, как всю сумму.

 

"Ты солгал не человекам, а Богу" — это выражение ясно указывает на Божественное Существо Духа Святого и на Его личность. Такое суждение показало Анании всю глубину его нравственного падения, которой он, быть может, не замечал.

 

"Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; — это было непосредственное наказание Божье преступнику за его тяжкий грех против Духа Святого. Тяжесть этого наказания объясняется опасностью, которая грозила от этого Иудина греха всему первому христианскому обществу. Один грешник представляет большую опасность для других, как человек, от которого другие могут заразиться его болезнью.

 

"Разве вы не знаете, что малая закваска квасит все тесто?" (1 Кор. 5:6). Это апостольское изречение объясняет нам строгость суда над Ананией. Грех Анании мог быть опасен для целого общества, а потому этот гнилой член немедленно отсекается в страх и поучение другим, чтобы кто-нибудь не вздумал взять с него пример.

 

"И великий страх объял всех, слышавших это" — вероятно все это произошло в общем, быть может, даже богослужебном собрании, и такая явная казнь Божия не могла не потрясти всех.

 

"И встав, юноши приготовили его к погребению" — вероятно, это были молодые служители, исполнявшие разные поручения, как было и в синагогах.

 

"И, вынеся, похоронили" — тотчас же вынесли труп за город, где обычно погребали умерших, и похоронили его там.

 

Жена Анании ничего не знала о происшедшем, а когда часа через три пришла, святой Петр уличил и ее в обмане и сговоре с мужем. Желая дать ей возможность оправдаться и раскаяться, святой Апостол спросил ее, за сколько они продали землю, но и она повторила ложь своего мужа.

 

"Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня?" В этот момент возвратились юноши, похоронившие ее мужа, и святой Петр воспользовался этим, чтобы и ей изречь ту же казнь, которая постигла ее мужа: "и тебя вынесут", И она тотчас же упала у ног его и испустила дух.

 

"И великий страх объял всю Церковь",

Примечательно, что здесь впервые Дееписатель называет общество первых христиан "Церковью", по-гречески: "Экклисиа".

 

        

 Апостол Петр поражает смертью Ананию и жену его Сапфиру за ложь.

 

Теперь взглянем на торжество лжи наших дней от какой-нибудь всяка псаки до сергианского гласа, и сами определим суть духа нашего времени, изучение коего завещал нам святитель Игнатий Брянчанинов:


«Отступленiе попущено Богомъ: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устанись, охранись отъ него самъ: и этого съ тебя достаточно. Ознакомься съ духомъ времени, изучи его, чтобъ по возможности избегнуть влиянiя его. «Ныне почти нетъ истиннаго благочестiя, - - говоритъ уже святитель Тихонъ за сто летъ предъ симъ: ныне – одно лицемерство». Убойся лицемерства, во-первых, въ себе самомъ, потомъ в другихъ: убойся именно потому, что оно – в характере времени и способно заразить всякаго при малейшемъ уклоненiи въ легкомысленное поведенiе». 


И, пожалуй, уместно здесь будет вспомнить нам дорогого Федора Михайловича,

                                     Достоевский


вложившего свои сокровенные слова в уста одного из любимых своих героев:

« - Друг мой, - одушевлялся он более и более, хотя голос его часто прерывался, - друг мой, когда я понял… эту подставленную ланиту, я… я тут же и ещё кой-что понял… Я лгал всю свою жизнь, всю, всю жизнь!

- Друг мой, я всю жизнь мою лгал. Даже когда говорил правду.

Я никогда не говорил для истины, а только для себя, я это и прежде знал, но теперь только вижу…

О, где те друзья, которых я оскорблял моею дружбой всю мою жизнь?

И всё! И всё!

Знаете ли, я, может быть, лгу и теперь; наверно лгу и теперь. Главное в том, что я сам себе верю, когда лгу. Всего труднее в жизни жить и не лгать… и… и собственной лжи не верить, да, да, вот это именно!»



Выпуск июнь 2015

Copyright PostKlau © 2015  


Категория: Виноградов Вадим | Добавил: museyra (07.04.2015)
Просмотров: 611 | Теги: Виноградов Вадим, Нравы и мораль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: