Главная » Статьи » Нравы и мораль » Виноградов Вадим

В.Виноградов. Одиночество

ВАДИМ ВИНОГРАДОВ


Одиночество



                          Не согрета ничьей привязанностью

                                                                                 А.П.Чеховъ


Для чего ныне попущено человекам испытывать чувство особенного одиночества? Думается, что только для одной цели: через одиночество среди людей почувствовать, что ты не одинок, что с тобою твой Творец, что ты не оставлен Господом Iисусомъ Христомъ! Вот, когда ты возопишь: вскую меня оставилъ? - вот тогда будет истинное одиночество, название которому оставленность. А эта смерть… и не какая-нибудь, а вторая.

Вообрази - я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Татьяна - любимый образ Пушкина.

Сколько дивных образов прекрасных людей преподнес человечеству Александр Сергеевич:

Самсон Вырин, Петр Гринев, Лиза Муромская, Маша Миронова, справедливый и трудолюбивый Балда, царь Салтан, князь Гвидон и проч., и проч., любящие и благородные его персонажи.

Но любимый его образ... Татьяна Ларина!

Пушкин знал не все, но все чувствовал, - донес до нас знавший хорошо Пушкина Николай Васильевич Гоголь.

Что же особенно чувствовал Александр Сергеевич?

Наступление глобального ОДИНОЧЕСТВА.

Ясно, что ранняя смерть не позволила ему раскрыть глубину важности ОДИНОЧЕСТВА, которое-то только и способно развеять море суеты и избавить рассудок от изнеможения, наполнив его радостью страдания за Истину.

Вот, тут и время остановиться. Потому что нависает новый реши-тельный вопрос: что строить? Стены ли, мосты ли… а, может быть, лест-ницу? Ту лестницу, которая зовётся лествицей! А вот, для строительства этой лествицы одиночество то не только не помеха, а самое, что ни на есть, подспорье.



Так, может быть, Господь для нашего спасения, для постройки спасительной лествицы, и попускает нашему времени столь распространенное ныне одиночество, когда никто не согрет ничьей привязанностью?

Потому что:

Истинное счастье невозможно без одиночества.

А.П.Чеховъ

Почему праведная душа стремится в затвор, желает поселиться в пещере, убегает в пустыни и глухие леса? И только по одной единственной причине - чтобы сохранить благодать Божiю, которая выше всякого счастья, и которую способно сохранять только одиночество. Одиночество то такое, ведь только внешнее, внутренне то, какое это одиночество, если с тобой Сам Господь, Божiя Матерь и все угодники Божiи!

И по лествице легче карабкаться, пребывая в ОДИНОЧЕСТВЕ.

Не к этому ли подходил и Пушкин, заканчивая главное свое сочинение "Евгений Онегин” словами:

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа

И вдруг умел расстаться съ ним…

Оставленность людьми и Оставленность Богомъ - это две большие разницы.

Если ты сам оставляешь мiръ, потому что он во зле лежитъ, то такое оставление мiра может привести и к гордости, и к прелести, мол я лучше, чем они. Вот за такое и Богъ может оставить.


                           

Один молодой монах спросил у старца:

- Отче, должен ли я теперь полностью отречься от мира? (То есть, добровольно принять одиночество)

- Не беспокойся, - ответил старец, - если твоя жизнь действительно будет христианской, мир немедленно сам от тебя отречется.

А вот, если мiръ тебя оставляет, то ты уже сокрушаешься, что ты хуже всех, никак не будешь превозносить себя, а, значит, смиришься. Вот тогда, возможно, Богъ и не оставит.

Ну, а стихотворение, признанное мировой экспертизой вершиной поэзии человечества, стихотворение, которое каждый русский знает наизусть, разве оно не об одиночестве? Об одиночестве, по тому самому, по которому грустит русская душа.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

М.Ю. Лермонтов



И песнь песней одиночеству Господь тоже вручил Лермонтову - это его "Мцыри”.

Но только Мцыри то и показал, как невозможно принять человеку одиночество, если оно не дано ему Богом, когда одиночество не дар Божий. Я знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть! Какую же? Она мечты мои звала от келий душных и молитв в тот чудный мир тревог и битв,… где люди вольны, как орлы.

Вот, как тяжко оно - о д и н о ч е с т в о Мцыри!

Без избрания Божьего одиночество человеку не под силу. Об этом «Мцыри».

Есть ли пример величия одиночества, когда ни одна мечта не звала человека в тот чудный мир тревог и битв,… где люди вольны, как орлы?

Есть, и не мало. Но самый яркий пример, вершина, гимн одиночеству - это Святой Пророкъ Предтеча и Креститель Господень Iоаннъ, ОДИНОЧЕСТВО которого до сих пор имеет влияние на каждого из нас. Вот, как это показал святитель Лука (Войно-Ясинецкий):

"О младенческих годах Предтечи мы знаем, что он возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю. Прожил он в пустыне вглубоком одиночестве лет до тридцати. Никаким рукодельем он не занимался, книг не имел, да и читать не умел. Что делал он там?

Такие философы, как Декарт и Кант, долгие часы и дни неподвижно сидели в креслах, погруженные в размышления. Но глубже философии богомыслие - высшая форма молитвы без слов, которую святые отцы называют умной молитвой. Подобное делание нес и святой Iоаннъ Предтеча. В глубоком молитвенном общении с Богом возрастал его великий дух, его понимание путей спасения, которым он должен научить погибающий в грехах народ, исправить их кривые и лукавые пути. Потому эта проповедь имела огромную силу, привлекавшую к нему тысячи людей, погрязших в суете мирской жизни”.

Так, через Мцыри и Iоанна Крестителя открылись два вида одиночества. Одно, одиночество Мцыри, которое хочется покинуть. Кстати, эпиграф к "Мцыри” - Вкушая, вкусив мало меда, и се азъ умираю(1 Царств. 14. 43).

Другое, одиночество Iоанна Крестителя - прямой путь в Царство Небесное, завершающийся радостью страдания за Истину.


Категория: Виноградов Вадим | Добавил: museyra (26.06.2014)
Просмотров: 776 | Комментарии: 5 | Теги: Нравы и мораль, Виноградов Вадим | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
0
1  
"Человек, который жалуется на одиночество, невольно грешит на словах против истины, ибо пользуется словом “одиночество” для того, чтобы поделиться ощущением неподтвержденности своего бытия. Если бы он постарался найти точное слово для обозначения причины своих тревог и депрессий, то это было бы вовсе не “одиночество”, а оставленность, забытость, покинутость, незамеченность, невнимание,— иначе говоря, неподтвержденность. Но это – совсем другое дело. Ибо одиночество – наше естественное состояние"    Альбер Камю

0
2  
"Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало" (Омар Хайям)

Имя *:
Email *:
Код *: