Главная » Статьи » От редакции » От редакции

В.Шаповалов. Образование гражданина

                               



                 Образование гражданина



В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ нельзя считать правильным такой подход к образованию, когда оно рассматривается исключительно с точки зрения приобретения знаний и навыков, или усвоения некоторой суммы культурных достижений. Образование - одно из важнейших средств формирования российской идентичности, формирования гражданина, - при том, не просто гражданина, - а ГРАЖДАНИНА-ПАТРИОТА.






Для этого необходимо соблюдение следующих принципов.

1. Культивирование и поощрение пренебрежительного отношения к истории и культуре России должно рассматриваться как недопустимое – с нравственной, а возможно, и с правовой точки зрения. Нам надо хорошо осознать, что не должно быть охаивания ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО (до 1917) периода. Дореволюционный период, начиная от Киевско-Новгородской Руси и до 1917 года, полон великих свершений и достижений. Знание их и раскрытие их значения - задача образования.

2. Точно так же не должно быть сугубо негативного отношения к СОВЕТСКОМУ периоду. Не должно также быть противопоставления советского - дореволюционному; постсоветского - всей предшествующей истории.

Мы должны отдавать себе ясный отчет в том, что такие противопоставления на руку только недругам России. Именно люди и общественные силы, настроенные агрессивно по отношению к России, как правило, их и провоцируют, стремясь расколоть наше общество.

3. Российская цивилизация развивалась поступательно, динамично - за исключением тех периодов, когда нашим врагам удавалось вбить клин внутри нашего общества, расколоть его на враждующие части - как это было в 1917 - 1921 и 1987 - 1991. Такие попытки, хотим мы того или не хотим, - постоянные спутники русской истории. Они не прекращаются ни на минуту и в наши дни. И надо быть готовым ИМ ПРОТИВОСТОЯТЬ.

4. В школе и в вузе на материале социально-гуманитарных дисциплин должна раскрываться роль ПРАВОСЛАВИЯ в истории России.

Отнюдь не обязательно быть православным - это вопрос личного выбора и проявление суверенного права личности. Например, в светском вузе религиозная (как и атеистическая) пропаганда недопустима. Тем не менее, школа, вуз, должны давать ЗНАНИЯ о православии, понимание его как важнейшего фактора российской государственности, литературы, искусства, теории права, философии, русского национального характера.

5. Каждый гражданин России должен с детства изучать и на хорошем уровне знать отечественную - РУССКУЮ КУЛЬТУРНУЮ ТРАДИЦИЮ, владеть ею, жить ею и жить в ней. Это в первую очередь, русская классика: русская классическая литература, философия, музыка, живопись, а также русская народная культура: песни, танцы, сказки. Наконец, произведения авторов, которые по духу близки русской народной культуре.

6. Со школьных и студенческих лет необходимо формировать понимание ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ России. Особую роль в этом должно играть изучение географии, социально-экономических, философских и политических наук в вузах. Параллельно должно формироваться также понимание того, что в современном мире следует идти не по пути подражательства внешним формам, но перенимать передовые технологии (разумеется, развивая и свои собственные).

7. В образовании обязательно должна присутствовать ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ составляющая. Иначе говоря, следует всячески привлекать внимание к военным победам России, к победному характеру русского воинского духа (Александр Невский, Дмитрий Донской, А. Суворов, М. Кутузов и др.), к героизму всех, кто принимал участие в боевых действиях по защите отечества.

8. В процессе образования необходимо, чтобы перед учащимися раскрывалась и ими глубоко усваивалась ИДЕЯ СЛУЖЕНИЯ государству. "Государство, - писал И. Ильин, - в своей духовной сущности, есть не что иное как родина, оформленная и объединенная публичным правом" [51].





"Духовный смысл гражданства, - подчеркивал Ильин, - и жизненная сила его нуждаются в сводной любви гражданина и в его добровольном самобязывании; необходимо, чтобы формальная причисленность к государству не оставалась пустой и мертвой видимостью, но была исполнена в душе гражданина живым чувством, лояльной волею, духовной убежденностью, необходимо, чтобы государство жило в душе гражданина и чтобы гражданин жил интересами и целями своего государства."

Если же государственная принадлежность не наполнена любовью гражданина к родине и не закреплена духовным самообязыванием то "появляются целые слои МНИМЫХ [выделено мной - В. Ш.] граждан, которые не принимают к сердцу ни жизни, ни интереса "своего" государства 
- одни по национальным побуждениям (они в душе причисляют себя к другому народу),

- другие по хозяйственным соображениям (они заинтересованы в смысле промышленности и торговли в процветании другого государства), 
- третьи по социально-революционным мотивам (они желают "своему" государству всяческого неуспеха и военных неудач).

Все эти "граждане" принадлежат к государству только формально-юридически, а душевно и духовно остаются ему чуждыми, может быть прямо враждебными, не то вредителями, не то прямо предателями"

"Принудить человека к любви и духовности нельзя, - пишет Ильин, - но можно и должно воспитывать к духу и любви, и государственная школа, несомненно, должна быть проникнута этим стремлением".[52]





         Copyright PostKlau © 2017

Категория: От редакции | Добавил: museyra (07.03.2017)
Просмотров: 102 | Теги: От редакции, Шаповалов Виктор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: