Главная » Статьи » От редакции » С. Заграевский

С.Заграевский. КТО ВПРАВЕ СЧИТАТЬСЯ ТВОРЧЕСКИМ ДЕЯТЕЛЕМ?

С.В. Заграевский

профессор, заслуженный работник культуры России,

член-корреспондент Российской академии художеств



  

КТО ВПРАВЕ СЧИТАТЬСЯ ТВОРЧЕСКИМ ДЕЯТЕЛЕМ?

 

Москва, 2015 г.

С.В. Заграевский (с) 2015

 

Заниматься творчеством и считать себя творческим деятелем имеет право любой человек, так как статья 44 Конституции Российской Федерации устанавливает свободу творчества в качестве одного из базовых правовых принципов. Рекомендация ЮНЕСКО от 27 октября 1980 года декларирует основополагающую роль литературы и искусства в жизни и развитии личности и общества, призывает государства охранять и защищать свободу творчества, принимать меры, необходимые для его стимулирования.

Поэтому вопрос лучше поставить так: кто вправе считаться творческим деятелем? «Считать себя» и «считаться» – понятия хотя и близкие по грамматике, но различные по сути. Себя может считать кто угодно кем угодно, а вот слово «считаться» уже предполагает некую форму признания окружающими. Как минимум, родными, близкими и друзьями, а как максимум – обществом и государством. В последнем случае мы уже можем говорить о профессиональном признании и создании определенных гарантий для творческих деятелей. 

Необходимость создания таких гарантий обозначена в «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808, где речь идет о поддержке профессиональной творческой деятельности в процессе создания и представления обществу произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, драматургии, киноискусства, архитектуры, дизайна, художественной фотографии, иных видов искусства, развитии театрального, музыкального, балетного, оперного, циркового искусства, других видов исполнительского искусства, создание выдающимся отечественным исполнителям условий для работы в России.

Следовательно, творческим деятелям предоставляются (или должны предоставляться, и это вопрос общей социально-экономической ситуации в стране) определенные государственные и общественные гарантии. Приведем лишь некоторые, самые важные.

Прежде всего,  творческая деятельность не является предпринимательской, так как согласно ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. В случае же творческой деятельности мотивация абсолютно иная. Значит, творческие деятели, которые не осуществляют свою деятельность по трудовым договорам:



            Василий Ильин. Бедный художник. 1850


– без регистрации в качестве предпринимателей приравниваются к самозанятым гражданам;

– уплачивают налоги с полученных доходов по ставкам налога на доходы физических лиц;

– пользуются соответствующими профессиональными налоговыми вычетами;

– платят взносы в Пенсионный фонд России в размере, установленном законодательством для самозанятых граждан.


Важнейшим вопросом гарантий для творческих деятелей является их обеспечение помещениями – мастерскими, студиями и т.п. Государственные и муниципальные органы управления имуществом предоставляют творческим деятелям помещения как непосредственно, так и через творческие союзы.



Важным видится и предоставление творческим деятелям права безвозмездно посещать экспозиции и пользоваться фондами государственных и муниципальных музеев, библиотек, архивов, выставочных залов и других организаций культуры.

Никто не отменял и пошатнувшийся в последние десятилетия, но все же высокий общественный статус творческого деятеля. Иными словами, в глазах окружающих быть художником или писателем почетнее, чем, например, инженером или рабочим.

Но возникает вопрос, кто может считаться творческим деятелем и, соответственно, пользоваться всеми этими и многими другими гарантиями творческой деятельности?

В связи с этим важно рассмотреть понятие «признанный творческий деятель» (вариант – «профессиональный творческий деятель»; далее по тексту для простоты будет использоваться только вариант «признанный»). Его общее определение проблем не составляет: это творческий деятель, получивший профессиональное признание. Но стоящая за этим определением конкретика является весьма спорной и требует особого внимания.

Во всем спектре вопросов гарантий творческой деятельности необходимо отличать признанных творческих деятелей:

– от тех, кто занимается творчеством в качестве любителя;

– от тех, кто считает себя профессионалом и требует соответствующего признания, но не признан таковым никем, кромек примеру, родственников и друзей (едва ли не каждый когда-нибудь создавал какое-либо произведение литературы и искусства и показывал его родственникам и друзьям, участвовал в школьной и институтской самодеятельности и т.п.);

– от тех, кто получил специальное творческое образование, но в дальнейшем себя в качестве творческого деятеля практически не проявил;

– от тех, кто считает себя профессионалом и требует соответствующего признания, но чье творчество находится на крайне низком художественном уровне.  

В связи с этим вопрос конкретной процедуры признания творческого деятеля – один из ключевых и наиболее спорных в современных правоотношениях в области литературы и искусства.

Признание творческого деятеля может быть как государственным, так и общественным. К примеру, в одном из вариантов законопроекта «О гарантиях творческой деятельности в Российской Федерации» было предложено нижеследующее:

«Творческими деятелями, получившими государственное признание, могут признаваться авторы художественных произведений:

а) являющиеся лауреатами государственных премий СССР (в том числе Ленинской премии), РСФСР, Российской Федерации и правительства Российской Федерации в области литературы и искусства;

б) имеющие почетные звания СССР, РСФСР и Российской Федерации в области литературы и искусства;

в) принятые в члены государственных академий за успехи в области литературы и искусства;

г) имеющие награды, являвшиеся государственными на момент награждения, за успехи в области литературы и искусства.




Григорий Кузнецов. Красная палитра. 2006


Творческими деятелями, получившими общественное признание, могут признаваться:

а) победители и лауреаты международных, всесоюзных (до 1992 года) и всероссийских конкурсов, фестивалей, выставок в любом из видов искусства, проведенных с участием всесоюзных и общероссийских объединений деятелей литературы и искусства;

б) творческие деятели, имеющие иные награды международных, всесоюзных (до 1992 года) и общероссийских творческих объединений за успехи в области литературы и искусства;

в) творческие деятели, принятые в члены общероссийского объединения деятелей литературы и искусства на основе профессиональной оценки творческим сообществом результатов творческой деятельности в сфере литературы и искусства».



Иван Черный. Автопортрет. 2004

Художник - это самозанятый гражданин


 Как мы видим, в предложенном законопроекте все аспекты общественного признания связаны с общественными объединениями творческих деятелей (в дальнейшем для простоты мы будем использовать более привычное название этих объединений – творческие союзы). Такое предложение в целом видится справедливым и апробированным в течение многих десятилетий (как мы помним, в СССР право на статус творческого деятеля давало только членство в творческом союзе), но в современной практике оно требует существенных уточнений.

Дело в том, что свобода создания общественных объединений гарантируется ст. 30 Конституции РФ, и какой бы конкретный порядок создания творческих союзов ни был установлен, в их отношении возможно попадание в «заколдованный круг»: несколько творческих деятелей (или признанных творческих деятелей) создают творческий союз, принимают в него большое количество других творческих деятелей (или даже лиц, далеких от творчества) и через некоторое время приобретают статус общероссийского и получают право давать творческим деятелям статус признанных. Эти «признанные деятели», в свою очередь, создают свой творческий союз, и так далее.

Это может привести (и приводит) к появлению большого количества «дутых» творческих союзов, имеющих право предоставления своим членам статуса признанного творческого деятеля без достаточных на то оснований.

А ведь, например, в «Основах государственной культурной политики» предусмотрена передача части функций по регулированию современного художественного творчества и оценке его качества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям. Вряд ли возможна передача таких функций подобным «дутым союзам».

Эту коллизию предлагается разрешить, введя институт государственной аккредитации творческих союзов.

Аккредитацию смогут получить только те союзы, которые доказали свое право на предоставление своим членам статуса признанного творческого деятеля:

– общероссийским статусом;

– значительным (не менее нескольких тысяч) количеством членов;

– наличием определенного количества членов, имеющих государственные награды и почетные звания;

– многолетней и плодотворной работой;

– прочими достижениями и принесенной пользой для российской культуры.

Предлагаемая процедура признания творческих деятелей через аккредитованные творческие союзы является полноценным общественно-государственным партнерством и позволяет объединить все преимущества государственного и общественного признания.



             Юрий Толстов. Портрет Александра Петрова. 2015


Разумеется, всегда будут и те, кто не только считает себя, но и на самом деле является «непонятым гением» и по разным причинам не хочет или не может вступать в творческие союзы или получать государственное или общественное признание в какой-либо иной форме. Задача предоставления таким людям, как минимум, социальной защиты (а возможно, и полноценных гарантий творческой деятельности) является очень важной, и государство должно ее выполнять совместно с творческими союзами. Здесь будет уместно вновь вспомнить, что в «Основах государственной культурной политики» предусмотрена передача части функций по оценке качества современного художественного творчества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям.




Источник:


Выпуск июль-август 2015


Категория: С. Заграевский | Добавил: museyra (21.07.2015)
Просмотров: 3470 | Комментарии: 12 | Теги: Заграевский Сергей, От редакции | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 7
1 museyra  
0
Насчет победителей конкурсов как творческих деятелей, получивших признание тут не все так просто. Всем известно что в наше время проходит масса платных конкурсов, чистейшей воды конъюнктура, никакого отбора талантов, кто заплатил - тот и участник, кто больше заплатил - тот и победитель(вариант - лично во вкусе устроителей, что не может быть показателем ни  профессионализма автора, ни тем более показателем его признания)

Знаю ряд лиц, коллекционеров таких дипломов участия в коммерческих платных конкурсах
Именно организация, прошедшая и получившая гос.аккредитацию должна заниматься ранжированием и определением уровня профессионализма творческого деятеля.  Могут возразить что это не то, не совершенно. Но это все же лучшее из того, что возможно. А надо на вещи смотреть реально

Иначе вскоре ростки талантов будут задавлены кучами культурного мусора, который плодят "гении" всех мастей и видов искусства

2 artoil-a  
Процитирую материалы из своей статьи:
http://www.postklau.ru/publ/mnenie/andreev_viktor/v_andreev_zhivopis_v_uslovijakh_rynka_raskrutka_khudozhnika/13-1-0-86
и дополнительно см.:
http://www.klerk.ru/law/articles/402320/
http://www.regfile.ru/okved/razdel-90/kod-okved-92.31.22.html
Свободный художник в России легально работал  (до настоящего времени) только как предприниматель. Специальность свободного художника в рамках "Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред.1) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст)", - упомянута в: " Разделе O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг", - под кодом: "92.31.22 - Деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе.
При регистрации в налоговом ведостве, художнику присваивают ИНН в реестре индивидуальных предпринимателей. Ежеквартально художник передает в налоговые инспекции отчеты о своей предпринимательской деятельности и регулярно платит налоги.

«Художественной общественностью» были предприняты попытки обеспечить себе преференции в условиях рынка: «.....почему до сих пор в РОССИИ не принят федеральный закон о "ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ"? ведь это-многое бы облегчило в нашем трудном проживании,особенно молодым художникам, реальные перспективы, а старикам-достойная пенсия с записью в трудовой-ХУДОЖНИК_ЖИВОПИСЕЦ.» К сожалению, молодые художники не понимают, что никто им не мешает организовать ни творческий союз, ни галактическую академию Туманности Андромеды. Это только названия. Прочитайте Гражданский и Налоговый кодексы РФ. Там все есть. Но налоги не уменьшат. Была попытка принять федеральный закон о творческих работниках литературы и искусства:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
И ОБ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ
Принят Государственной Думой
24 июня 1998 года
Одобрен Советом Федерации
9 июля 1998 года
Но!!! Он отклонен:
ПИСЬМО Президента РФ от 03.01.2000 N Пр-22 <ОБ ОТКЛОНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА И ОБ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ"

С другой стороны без собственного эффективного мелкосерийного производства художественной продукции
художник не сможет существовать в нашей экономической системе. Причем с высокоми показателями реализации товара за единицу налогового отчетного периода.
Также на пути к успеху и признанию отлов художников осуществляют коммерческие мошеннические секты, существующие под разными наименованиями.
Кстати, не и такая планируемая большая радость покупать патент самозанятого. ИП имееет больше свободы.
artoil-a
Андреев Виктор Александрович

3 museyra  
0
Уважаемый Виктор Александрович! согласитесь, логично было бы, если художник обязан платить налоги, обязать общество,граждан, государство покупать его работы. Иначе как можно платить налоги если нет продаж? у 99% художников, если не у всех, кто не объединен в худ.комбинаты заработки носят очень редкий, случайный разовый характер и цены за  картину совсем не такие заоблачные как принято думать и даже не такие, какие рекомендует для соответствующей категории художника Единый рейтинг 

Но ведь это абсурд получится. Хотя в СССР и существовала система СХ, где обязаны были покупать работы его членов и на это государство выделяло деньги. Культурная деятельность вообще в принципе не может  быть прибыльной потому что не производит утилитарный продукт. А если она бесприбыльна(а не только бесприбыльна, но и  наоборот - затратна), то как можно с нее требовать налоги? налоги должен платить тот КТО ТОРГУЕТ. А это не обязательно может быть сам художник, есть специальные люди

4 artoil-a  
1. Скорее наоборот, есть топовые художники, имеющие высокий доход. Они подсоединились к традиционому жанру и стилю и производят сами или с помощью подмастерьев художественный товар.  Подобранная номенклатура     этого товара и достаточно высокий уровень исполнения практически гарантирует 100% реализуемость    в  торговых точках даже нескольких регионов. При этом часто работы продаются в первый день - первую неделю экспонирования.
Например, см.:
http://artnow.ru/forum/
Раздел: "Топ10 художников"

2. Этим же подходом пользуются владельцы арт-мастерских.  Они в первую очередь определяют номенклатуру успешно    продаваемых в конкретном регионе работ и тиражируют их или их реплики. Художники при этом получают 10-20% от продажи.

3. И, наконец, есть    арт-торговцы, которые отслеживают работы и имена художников по аукционам, отслеживают их эстимейт, и пытаются скупать и перепродавать их работы. Но степень эффективности этого подхода мне сомнительна, поскольку часто арт-торговцы привязаны к массе низкокачественного художественного товара из-за невозможности для них быстро оценить перспективы раскрутки художника.

Я сторонник первой линии. Она обеспечивает почти 100% реализуемость художественной продукции. Но этот подход труден - надо владеть морфологическим анализом для определения исторической линии производства,  расшифровать как это делали предтечи, и наладить подобное производство. Правда, и конкурентов мало.
Но новизна работ относительна - в рамках жанра, стиля и, даже, предметного мира и сюжетных линий.
Например, исторические виды известных улиц Москвы.

Всему этому способствует уже созданная инфраструктура продаж. Она не ограничивается только одним городом. Поэтому патенную систему при этом применять нецелесообразно.

Artoil-A
Андреев Виктор Александрович.

5 museyra  
0
" есть топовые художники, имеющие высокий доход. Они подсоединились к традиционому жанру и стилю и производят сами или с помощью подмастерьев художественный товар"
Напр. Никас Сафронов, анекдотичная личность. Не художник он, он шоу-мен, публичный деятель, плохо подражающий Дали(который тоже не художник, тем более не авангардист) и не только Дали. То, что он продает свои картинки дорого, не говорит о том, что он художник.  И вообще продажи ни о чем не говорят. Показательно что вы только  торгуемость работами художника ставите во главу угла признания его художником. Но ведь то, что его картины продаются по факту не делает их ни лучше, ни хуже

Согласна с автором - чтобы не было отсебятины, нужны организации, прошедшие гос. аккредитацию, определяющие статус творческого человека, определяющие кто он. И отсюда уже поддержка обществом и государством. А только после этого можно налоги брать

6 artoil-a  
Самое главное. Это не я поставил во главу доход.  Это государство. Я только взял под козырек. Сказал: "Есть". Воссоздал необходимую технологию и дожил до пенсии.

Теперь о государственном надзоре за художниками. Такой орган был, партийно-государственный  - ЦК КПСС. И ни к чему кроме коррупции сейчас  это не приведет.

Помню как советские деды из союза художников слушали как сказки сведения о гонорарах рыночных художников - в советские времена рыночные художники на диком рынке получали раз в 10 больше, чем организованные.

Насчет Никаса Сафронова. Лично я думаю, что он не работает в рыночном мейнстриме, Нет доступа к его бухгалтерии. Поэтому ничего конкретного  в прессе о нем нет - искал. Кое о чем я догадывають, но это только догадки.

А вот знаю как некоторые топовые художники использовали технику кистевой работы И. Шишкина, и знаю на каком  уровне техники живописи вышли на  художественный рынок.  Не думаю, что члены гос. комиссии это увидят, даже смотря на картину. Например, только  разговор о технике кистевой работы современные галеристы считают фейком.

По-видимому, школа живописи уже утрачена, и говорить, что можно собрать специалистов - поздно.
А  мастерские будут хранить все в тайне - конкуренция.
Тем более лет 10 назад была эпопея создания списка экспертов по живописи из государственных галерей. Но государственным галереям разрешили делать по частным запросам только техническую экспертизу.
Все сложно завязано, поэтому в ближайшее время подвижек в гос. аттестации художников не вижу.
Artoil-A
Андреев Виктор Александрович

7 EdwarddaH  
Онлайн-галерея Sovrisk.gallery приглашает всех желающих окунуться в удивительный и загадочный творческий мир, это вебсайт о современном искусстве, которое творят окружающие нас соотечественники. http://sovrisk.gallery/art/ - современная графика картины. Наш портал призван показать неизвестные картины наших художников. Посредством нашего сайта появляется возможность для талантливого художника открытия выставки, здесь можно пообщаться с экспертами и экспозиционерами, остальными художниками.

Наш сайт — это популярная галерея отечественных художников в России. http://sovrisk.gallery/virtgal/ - лучшие современные художники россии. Мы познакомим наших граждан с различными стилями и направлениями творчества. На нашем сайте размещаются работы маринистов, анималистов, абстракционистов, графиков, живописцев и фотографов. Наша галерея – полезная площадка для общения талантливых людей, здесь можно завести выгодное знакомство, поговорить о показе работ.

Наша галерея станет также полезной и для уже известных деятелей искусства, здесь они могут показывать свои новейшие работы широкой публике. http://sovrisk.gallery/virtgal/ - картинки современных художников. На нашем сайте вы сможете увидеть картины и другие произведения в онлайн-режиме, оставлять отзывы к работам и комментировать работы.

Имя *:
Email *:
Код *: