Главная » Статьи » От редакции » С. Заграевский |
академик Российской
академии художеств, учредитель и главный
редактор справочника «Единый художественный рейтинг» РЕЙТИНГИ ХУДОЖНИКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ(I) «Положение
художественной личности по отношению к своим коллегам всегда было предметом
волнений, зависти и всяческих страстей» Вильям Мейланд 1. Добавим к эпиграфу: положение
художественной личности по отношению к своим коллегам всегда было еще и
фактором, непосредственно влияющим на формирование цен на произведения
искусства. И на художественном рынке оценка
творчества художников в сопоставлении с творчеством их коллег приобретает
вполне конкретное стоимостное выражение, так как без этого адекватно определить
цену произведения искусства невозможно. Есть и еще один фактор формирования цены –
насколько характерна или нехарактерна, удачна или неудачна конкретная работа
конкретного художника, в каком материале она создана, каков ее формат и т.п.
(Условно назовем весь этот набор характеристик «качеством произведения»). То есть в основе цены на
любое произведение искусства в любом случае должны лежать его качество и
значимость имени художника. С этим никто не спорит, но возникает характерный
парадокс: поскольку значимость и качество – понятия крайне условные даже для
специалистов, а цена – понятие однозначное и понятное всем, то возникает
соблазн переставить местами причину и следствие и считать цену главным (если не
единственным) показателем значимости художника и качества его работ. Определенная логика в
таком подходе, несомненно, есть, так как на художественном рынке в течение
многих десятилетий (а в некоторых странах – и столетий) цены формируются во
множестве аукционных домов, галерей, салонов и т.п., и если повсеместно
учитывать все эти продажи и обобщать статистику по ним, то теоретически
вполне возможно понять, какой художник более востребован коллекционерами,
музеями и публикой, какой – менее, какие работы того или иного художника
более качественны, какие – менее. А такое понимание, в свою очередь, ведет к
более адекватному формированию цен на произведения этого художника. Как любят
говорить сторонники свободных рыночных отношений, «рынок все выправит». Поэтому
неудивительно, что сбором информации о ценах продаж произведений искусства
занимаются многие крупные западные компании. Например, французская «Artprice» собирает
данные 4,5 тыс. аукционов со всего света (пока что исключая российские – наши данных не сдают) и периодически сводит
их в публичные отчеты. Фирмы «Mayer» и «ADEC» ежегодно выпускают толстые
справочные пособия, в которых приведены тысячи имен художников, проходившие за
истекший год через аукционы в Западной Европе, США и еще нескольких странах. Американская компания «Artnet» не
только агрегирует аукционные цены, но и сотрудничает с галереями
(а значит, дает более развернутую картину спроса
и предложения). Аукционный дом «Sotheby’s» недавно
купил индекс Мея-Мозеса – одну из самых старых научных методик,
позволяющих спрогнозировать стоимость произведений искусства.Несколько десятилетий назад профессора Университета Нью-Йорка Джианпинг Мей
и Майкл Мозес проанализировали продажи произведений за большой отрезок времени,
с 1875 года, и выяснили, что в целом рост цен на работы художников
был приблизительно таким же, как рост фондового рынка, и при этом спрос на
искусство был более устойчивым и не зависел от ситуации на других рынках. Эти выводы с тех
пор используют многие аналитики арт-рынка, пытаясь убедить покупателей
в том, что лучше приобретать картины, чем акции. Не все тут, конечно, так просто.
Например, картина Пабло Пикассо «Голова женщины» 1935 года, когда через 2 года
перепродавалась, принесла убыток в 20% годовых. Но убытки могут нести и
держатели акций, так что инвестиционные риски на арт-рынке вполне в пределах
нормы. Чтобы минимизировать эти риски,
агентства на основе статистики по продажам составляют рейтинги «самых дорогих
художников», «самых перспективных художников», «самых инвестиционно
привлекательных художников» и т.п. (В наше время уже незачем объяснять, что
такое рейтинг, – слово вошло в наш язык, и его общий смысл так или иначе осознается теми, кто произносит его. Все же дадим определение рейтинга: это числовой или порядковый
показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта или
явления). Таких рейтингов (назовем их
«статистическими») на Западе ведется много, и все они, к сожалению, страдают
примерно одной и той же «болезнью». И не «детской», а хронической и пока что
неизлечимой. Поль Сезанн. Кувшин и фрукты. 1888-90 Поясним суть этой «болезни» на
примере рейтинга «самых дорогих художников мира» по состоянию на 2015 год,
составленного агентством «Skate's Art Market Research» на основе
информации о ценах на 10000 самых дорогих произведений искусства, проданных на
открытых аукционах. «Верхушка» этого рейтинга выглядела так: 1. Пабло Пикассо; 2. Энди Уорхол; 3. Клод Моне; 4. Фрэнсис Бэкон; 5. Герхард Рихтер; 6. Альберто Джакометти; 7. Марк Ротко; 8. Анри Матисс; 9. Жан-Мишель Баския; 10. Пьер Огюст Ренуар; 11. Амадео Модильяни; 12. Поль Сезанн; 13. Винсент Ван Гог; 14. Виллем де Кунинг; 15. Рой Лихтенштейн; 16. Хоан Миро; 17. Фернан Леже; 18. Джефф Кунс; 19. Чжан Дацянь; 20. Эдгар Дега; 21. Марк Шагал; 22. Александр Колдер; 23. Поль Гоген; 24. Густав Климт; 25. Сай Твомбли… Вроде бы все нормально, все
художники замечательные, подборка великолепная (как говорится, хорошая
экспозиция могла бы получиться). Но и тут не все так просто, и у любителей, а
тем более у историков искусства неминуемо возникает ряд вопросов. Например, как
представитель традиционной китайской живописи Чжан Дацянь оказался выше
Дега и Шагала? Почему известный прежде всего
специалистам Жан-Мишель Баския оказался выше Ренуара и Ван Гога, а еще более
узко известный Александр Колдер – выше Гогена и Климта? Ответ на эти вопросы вроде бы
очевиден: такова статистика. Но тут можно воскликнуть вслед за Станиславским:
«Не верю!», и не оттого, что у нас вызывает сомнения верность исходных данных,
методика их обработки или порядочность создателей рейтинга. Вызывает сомнения
полнота этих данных и обеспечение необходимой представительности статистических
подборок. Причин этому много. Во-первых, не менее 30 % (а то и
больше) продаж идет не через аукционные дома и крупнейшие галереи, с которыми
сотрудничают рейтинговые агентства, а через мелкие галереи, никому информацию о
своих продажах не предоставляющие (разве что налоговым органам, но там обычно
соблюдается конфиденциальность). Во-вторых, невозможно учесть данные
по закрытым частным продажам за «черный нал» (например, при непосредственной
покупке коллекционером у самого художника, у его наследников или у другого
коллекционера). Это еще процентов 25–30, а то и больше. В-третьих, несколько процентов
оборота произведений искусства занимают «внерыночные» продажи (например, целевые
государственные музейные закупки или установка монументальных скульптур). В-четвертых, большое количество
произведений искусства не продается, а дарится, жертвуется, конфискуется
силовыми структурами и т.д, Это еще процентов 25–30. Получается, что статистика даже самых авторитетных арт-агентств охватывает максимум 10 %
рынка. В-пятых, некоторые художники
представлены на рынке большим количеством работ, некоторые – небольшим, а
некоторые и вовсе не представлены. Соответственно, ни в одном рейтинге мы не
видим, например, Густава Курбе или Эжена Делакруа, а тем более Франсуа Буше,
Тициана или Леонардо да Винчи. А в соответствии с итогами статистики выходит,
что поскольку по этим художникам нет (или очень мало) аукционных продаж, то они
хуже (как минимум, дешевле) де Кунинга или Колдера. Конечно же, это не так. И
Ван Гог не хуже и не дешевле Баския, просто его работ на рынке гораздо меньше. В-шестых, заблуждается тот, кто
считает сугубо российским явлением искусственное завышение цены покупки с целью
уменьшения налогооблагаемой базы и (или) получения сотрудником фирмы-закупщика
«отката». На Западе этого тоже хватает. И арт-рынок создает для подобных
злоупотреблений исключительно благодатную почву, так как при колоссальном
разнообразии произведений искусства «поймать за руку» того, кто из корыстных
соображений завышает цены, очень сложно. Это у холодильников или стиральных
машин есть четкие характеристики, по которым можно оценивать соответствие или
несоответствие рыночным ценам, а на арт-рынке разброс цен очень велик даже на
картины одного и того же художника. Значит, сотрудник фирмы-закупщика может
обосновать в отчете практически любую цену, а потом с художника или галереи
получить «откат». Поэтому даже «абсолютно прозрачные» цены на аукционах (а тем
более в частных галереях или при госзакупках) на самом деле не такие уж и
прозрачные. В-седьмых, многие покупатели по договоренности с художниками искусственно завышают цены просто для того, чтобы в их коллекции оказался более «дорогой» и, следовательно, престижный художник. Сай Твомбли. Оn returning from tonnicoda. 1973 В-восьмых, на рынке периодически
появляются произведения искусства, для которых очень сложно подобрать ценовые
аналоги, и тогда их цена формируется абсолютно произвольно. Пример – известная
«Розовая собака» Джеффа Кунса, составленная из воздушных шариков. Она давно уже
стала музейным экспонатом (то есть вроде как и не имеет цены, ибо
бесценна, как говорил герой Василия Ланового в фильме «Семнадцать мгновений
весны» о спасенных шедеврах Дрезденской галереи). Но у этой «Собаки» есть
авторский повтор, только оранжевого цвета, и эта «Оранжевая собака» несколько
лет назад была продана за 58,4 млн. долларов. Как сформировалась эта цена – Бог
весть. Напрашивается шутка: если Кунс теперь решит создать «Собаку» еще
какого-нибудь цвета (простор для творчества тут большой, так как в радуге семь
цветов, а в «Photoshop»'е – и вовсе 256 миллионов), то оценивать новое
произведение искусства уже будет проще: есть ценовой аналог. В-девятых, даже четкие и
обоснованные ценовые аналоги очень сложно приблизить к конкретному
произведению искусства. Ведь даже почти одинаковые работы – одного и того же
автора, года и формата – продаются по-разному, и их цена зависит от множества
причин: экономической ситуации, места продажи (страны, города, аукционного
дома), «настроения» на рынке, мнений уважаемых людей… А еще известно, что автопортреты ценятся дороже обыкновенных работ того же
мастера, и то же можно сказать про изображения членов семьи или возлюбленных
художника, про обнаженную натуру… И все эти проблемы еще более ярко
проявляются, когда мы переходим от западной статистики продаж к российской. Первая попытка создать нечто вроде «Русского Майера» была сделана еще в 1993 году, когда поступил в продажу справочник «Арт Медиа». Художественный рынок Москвы`92», выпущенный галереей «Арт Медиа ЛЛД» при содействии Всероссийского художественно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря. Это издание, конечно же, по своим масштабам и близко не подошло к «Майеру», приводившему данные о 60 тысячах продаж произведений современного и антикварного искусства. Но все же «Арт Медиа» опубликовало список семидесяти московских галерей и сведения о некоторых московских выставках 1992 года, обозначая при этом и цены. Конечно, в этом издании были и
несуразности, и ошибки. Например, был приведен рейтинг наиболее дорогих картин
двадцати современных русских художников на Западе, и в него вошел соцреалист
Николай Сысоев, известный преимущественно своей «Ленинианой». А еще Юрий
Лейдерман был назван Либерманом, Константин Худяков — С. Худяковым,
Гор Чахал – Д. Горчахалом и т.п. Но все это можно было бы
исправить во втором издании, а предполагалось, что справочник будет издаваться
2 раза в год. Но дальше первого издания дело не пошло, и проблема тут была не редакционная, а системная: недостаточность и
непредставительность статистики. Если на Западе статистика, как мы
показали выше, охватывает около 10 % арт-рынка, то у нас из-за преобладания
сделок за «черный нал» – в лучшем случае на порядок меньше, а в худшем – на два
порядка. А из данных, охватывающих менее 1% рынка, представительную выборку не
получишь. Жан-Мишель Баския. Profit I. 1982 Неудивительно, что неоднократно
появлявшиеся в течение 1990–2000-х годов подобные справочники, несмотря на
заявленную периодичность, исчезали вскоре после выхода.Помнится, примерно в середине 2000-х автор этих строк увидел на прилавке
один из них (к сожалению, название уже забылось, но вспоминается претензия
редакции на роль «Русского Майера») и раскрыл на букве «О», так как незадолго
до того проконсультировал одного коллекционера по поводу творчества Александра
Осмеркина и решил посмотреть: может быть, есть какие-нибудь новые данные по
продажам его работ? Но Осмеркина в этом «Русском Майере» не было, зато там присутствовал
самарский фотограф Сергей Осьмачкин. Скажу честно: сразу же закрыл эту книгу и,
как видите, забыл ее название. А покупатели ведь тоже все прекрасно
понимают и «голосуют рублем». Иными словами, неполнота и неточность
подобных статистических справочников неминуемо ведет к их убыточности. В Интернете убыточность не так
критична и может перекрываться доходами от рекламы на сайте. Пример – российский
Интернет-проект «Artinvestment.ru», который может позволить себе некоммерческие
проекты, в том числе сбор общей статистики по продажам (точнее, по ничтожному в
масштабах рынка количеству известных продаж) и расчету рейтингов на основании
этой статистики. Выглядит все это очень солидно: сайт
обрабатывает аукционные цены на российских живописцев и графиков, причем не только западные, но и внутренние, и на их основании рассчитывает
ценовые индексы для конкретных художников. Эти индексы отражают ежегодное
изменение средней аукционной цены фрагмента «условной картины» художника на
аукционах в России и за рубежом. За базу принимается фрагмент такой
площади, которая стоила 100 долларов на год начала исчисления индекса.
Например, для живописи Ильи Репина этот индекс в 2000 году был принят
за 100, на 2016 год он составлял 486, а в 2009 году равнялся
696. То есть 100 долларов, вложенные в картины художника
в 2000 году, спустя девять лет условно превратились в 696
долларов, а к 2016 году уменьшились до 486. Выглядит все очень солидно, но
проблемы все те же – недостаток исходных данных для расчета и сложность
приближения «аналогов» к конкретному произведению искусства, которому
требуется оценка. И эти проблемы пока что невозможно
решить ни в западных условиях, ни в российских. Но какая-никакая статистика
все же есть, и сразу же возникает соблазн рассчитывать на ее основе рейтинги,
хотя серьезными и представительными назвать их так же невозможно, как исходные
данные, на основании которых они создаются. Вот, например, верхушка рейтинга
«Топ-100 русских художников» от сайта «Artinvestment.ru» (и этот, и все
остальные упомянутые в этой статье Интернет-рейтинги приведены по состоянию
на конец апреля 2017 года). Вроде бы все ясно, логично и прозрачно, на сайте
даже отображены (c точностью до доллара – куда уж солиднее!) цены на работы, на
основании которых рассчитывался рейтинг. 1. Марк Ротко (86 882 496 USD); 2. Казимир Малевич (60 002 500 USD); 3. Хаим Сутин (28 165 000 USD); 4. Василий Кандинский (23 319 500 USD); 5. Алексей Явленский (18 515 688 USD); 6. Валентин Серов (14 554 892 USD); 7. Марк Шагал (13 003 750 USD); 8. Николай Рерих (12 137 125 USD); 9. Наталия Гончарова (10 890 964 USD); 10. Николай Фешин (10 866 388 USD); 11. Николя де Сталь (9 434 627 USD); 12. Тамара де Лемпицка (8 482 500 USD); 13. Илья Репин (7 393 148 USD); 14. Константин Сомов (7 331 668 USD); 15. Илья Машков (7 299 891 USD); 16. Борис Кустодиев (7 063 619 USD); 17. Василий Поленов (6 396 632 USD); 18. Юрий Анненков (6 286 727 USD); 19. Василий Верещагин (6 140 654 USD); 20. Зинаида Серебрякова (5 898 615 USD); 21. Илья Кабаков (5 839 781 USD); 22. Владимир Баранов-Россине (5 375 804
USD); 23. Иван Айвазовский (5 217 819 USD); 24. Владимир Боровиковский (5 015 189
USD); 25. Александр Яковлев (4 636 550 USD); 26. Александр Родченко (4 554 531 USD); 27. Михаил Ларионов (4 463 726 USD); 28. Соня Делоне (4 344 920 USD); 29. Михаил Нестеров (4 296 000 USD); 30. Константин Маковский (4 217 184 USD); 31. Вера Рохлина (4 052 165 USD); 32. Михаил Клодт (4 020 775 USD); 33. Павел Кузнецов (3 962 889 USD); 34. Борис Григорьев (3 722 500 USD); 35. Кузьма Петров-Водкин (3 636 403 USD); 36. Любовь Попова (3 521 395 USD); 37. Аристарх Лентулов (3 521 395 USD); 38. Александр Дейнека (3 450 313 USD); 39. Иван Шишкин (3 323 628 USD); 40. Исаак Левитан (3 305 033 USD)… В целом про этот рейтинг можно сказать то
же, что про вышеприведенный рейтинг агентства «Skate's Art Market Research»:
вроде бы все нормально, все художники замечательные, подборка великолепная,
хорошая экспозиция могла бы получиться, но возникает ряд вопросов. Например,
как Николя де Сталь и Тамара де Лемпицка оказались выше Репина и
Боровиковского? Баранов-Россине – выше Айвазовского? Вера Рохлина – выше
Петрова-Водкина, Дейнеки, Шишкина и Левитана? А, например, Карл Брюллов,
Алексей Венецианов или Василий Суриков в эту «верхнюю сотню» и вовсе не вошли… Борис Григорьев. Женщина с яблоком. 1916 Может быть, это просто список продаж,
известных составителям рейтинга? Может быть. Но зачем тогда было называть этот
список «рейтингом художников», а тем более претендующим на статус «Топ-100
русских художников»? А назвали – так не удивляйтесь, что
любой мало-мальски сведущий в искусстве человек, увидев, что Ротко оказался
величайшим русским художником, Лемпицка затмила Репина и Левитана, а Рокотов,
Брюллов, Венецианов, Перов и Суриков даже не удостоились вхождения в «верхнюю
сотню», просто пожмет плечами и не отнесется к этому рейтингу как к чему-то
серьезному. Продолжение следует... Использованы изображения работ художников рейтинговых списков | |
Просмотров: 1304 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||