Главная » Статьи » От редакции » С. Заграевский

С.Заграевский. Рейтинги художников: история и современность(IV)

                                                               Сергей Заграевский

академик Российской академии художеств,

учредитель и главный редактор справочника «Единый художественный рейтинг»




 

РЕЙТИНГИ ХУДОЖНИКОВ: 

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ(IV)



Было и множество других доброжелательных отзывов. Но конец «антирейтинговой кампании» то ли положило, то ли ознаменовало письмо от 27 сентября 2002 года:

«Председателю Профессионального союза художников С.В. Заграевскому. Уважаемый Сергей Вольфович! Примите мою сердечную благодарность за справочник «Единый художественный рейтинг», который, несомненно, представляет большой интерес и будет весьма полезен в моей практической работе. Желаю Вам новых успехов, благополучия и счастья. Ваш М.Е. Швыдкой, министр культуры Российской Федерации».

В чем же состояла и до сих пор состоит методика ЕХР?

Раньше любая идея любого экспертного рейтинга российских художников начинала «буксовать» тогда, когда требовалось свести успешных и знаменитых (т.е. заслуживающих нахождения на самом «верху» рейтинга) «новаторов» и «традиционалистов». Действительно, поставить рядом Илью Кабакова и Зураба Церетели, Эрика Булатова и Александра Шилова, Наталью Нестерову и Илью Глазунова, Леонида Берлина и Льва Кербеля, конечно, было можно, но выглядело бы это, мягко говоря, странно. Вероятно, именно поэтому Петр Войс и Марат Гельман отказались от продолжения работы над своими рейтингами.

А автору этой статьи в 1998 году буквально во сне пришла в голову идея: а что, если «новаторов» и «традиционалистов» не смешивать и создать для них если не отдельные рейтинги, то отдельные рейтинговые категории?

Так и появились в ЕХР категории «А» и «В». Художник категории «А» (обозначенной по первой букве слова «авангард») преимущественно ориентирован на новейшие течения в изобразительном искусстве; художник категории «В» (обозначенной по первой букве слова «востребованный») преимущественно ориентирован на сложившиеся традиции, на работу в соответствии с государственным и социальным заказом.

Поскольку ЕХР задумывался не как «Топ-50» или «Топ-100», а как инструментарий, охватывающий весь художественный рынок, пришлось отказаться и от строгого ранжира «первый, второй, третий, двадцать второй, тридцать третий…» и перейти к присвоению каждому (именно каждому, без исключения) художнику одного из 10 рейтинговых уровней в сочетании с буквой «А» или «В». Вот как в итоге называются рейтинговые категории:

1 – художник мировой известности, проверенной временем (более одного века).

1А – художник мировой известности.

1В – художник мировой известности с выдающимися организаторскими способностями.

2А – художник-профессионал высокого класса с ярко выраженной творческой индивидуальностью.

2В – художник-профессионал высокого класса с выдающимися организаторскими способностями, пользующийся безусловным спросом и популярностью.

3А – художник-профессионал высокого класса с узнаваемым индивидуальным стилем.

3В – художник-профессионал высокого класса, признанный и востребованный художественным рынком и публикой.

И так далее, вплоть до категории 10 – художник-ученик.

А внутри категорий художники распределены просто по алфавиту. Никакого «первого», «второго», «тысячного»…

Единый художественный рейтинг включает художников двухмерного пространства (живописцев, графиков, плакатистов, театральных художников, батичистов, иллюстраторов, мультипликаторов и пр.) и художников трехмерного пространства (скульпторов, ювелиров, керамистов, фарфористов, авторов инсталляций и пр.). В нем выделены два раздела:

– Российский художественный рейтинг (единый рейтинг художников Российской империи, СССР, «русского зарубежья», Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза), около 51200 художников;

– Международный художественный рейтинг (всемирный рейтинг художников XVIII—XXI веков, формирующих мировое художественное наследие). В него включены художники трех высших категорий (то есть 1, 1А,1В, 2А, 2В, 3А, 3В). Представлены Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Германия, Голландия, Греция, Дания, Израиль, Индия, Испания, Италия, Канада, Китай, Колумбия, Куба, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Россия и республики бывшего СССР, республики бывшей Югославии, Румыния, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, ЮАР, Япония и другие страны. На базе Международного художественного рейтинга создан Интернет-проект «Величайшие художники мира XVIII–XXI веков» (около 10500 художников).

В раздел «Российский художественный рейтинг» включаются художники, отнесенные к уровням с 1 по 6, в раздел «Международный художественный рейтинг» – к уровням с 1 по 3.

Объединение в ЕХР современных художников и мастеров всего мира XVIII–XX веков решает следующие задачи:

– культурно-историческую: создание широкой информационной базы по художникам и определение места каждого художника в истории искусства;

– социальную: защита художников и покупателей от недобросовестных сделок;

– макроэкономическую: стабилизация рынка современного искусства путем соотнесения его с антикварным рынком и выдачи ценовых рекомендаций;

– просветительскую: преодоление «психологического барьера» между современным искусством и «старыми мастерами»;

– международную: сопоставление искусства разных народов и стран, позиционирование российского искусства в международном контексте.

Работу над рейтингом ведет Рейтинговый центр Профессионального союза художников России, состоящий из искусствоведов и художественных критиков, статус которого – профессиональное жюри, свободное в своих суждениях и оценках. Определение рейтинговых категорий производится на основе открытой информации об экспозициях, коллекциях и продажах произведений искусства, каталогов и публикаций в прессе и Интернете, биографий художников, мнений искусствоведов и арт-менеджеров, опросов общественного мнения, любой другой информации, почерпнутой из открытых и общедоступных источников.

При определении рейтинга приоритетное значение имеет художественный уровень произведений, их гуманистическая значимость. Критериями также являются профессионализм, активная выставочная деятельность, наличие работ в музеях, известность публике, галереям и искусствоведам в России и за рубежом, общественная и гражданская значимость произведений, продаваемость и ценовой уровень работ.

Стиль сам по себе не служит критерием оценки. Во всех рейтинговых категориях соседствуют художники любых стилей, направлений и школ. Под профессионализмом художника понимается умение использовать необходимые средства пластических искусств для достижения поставленной художественной цели. Наличие галерей и арт-менеджеров, эксклюзивно «продвигающих» того или иного художника, а также стабильно высокая цена на его работы, могут служить поводом к повышению его рейтинга. Возраст, государственные и общественные награды, премии, звания, чины, титулы и должности художников учитываются при рейтинговании, но не могут являться самодостаточным поводом к повышению либо понижению рейтинга. Это относится и к достижениям художников в иных сферах деятельности.



Дача. 1892. Холст, масло. Лагорио Лев Феликсович (1827-1905)

             Лев Лагорио. Дача. 1892


Вот некоторые примеры для того, чтобы сориентироваться, каким художникам какие категории присвоены:

1 – Иван Айвазовский, Карл Брюллов, Илья Репин и еще 189 художников;

1А – Казимир Малевич, Александр Родченко, Зинаида Серебрякова и еще 130 художников;

1В – Исаак Бродский, Евгений Вучетич, Александр Герасимов и еще 155 художников;

2А – Юрий Анненков, Эрик Булатов, Илья Кабаков, Александр Лабас и еще 976 художников;

2В – Илья Глазунов, Лев Лагорио, Зураб Церетели, Александр Шилов и еще 998 художников;

3А – Альбина Акритас, Варвара Бубнова, Лео Лангинен, Май Митурич-Хлебников и еще 3512 художников;

3В – Федор Бухгольц, Александр Литовченко, Леонид Сойфертис, Евгений Чарушин и еще 4561 художник;

4А – Анатолий Белкин, Лев Жемчужников, Арон Зинштейн, Клара Калинычева и еще 7974 художника;

4В – Виктор Губко, Борис Диодоров, Юрий Злотя, Григорий Ястребенецкий и еще 10658 художников…

В общей сложности ЕХР сейчас включает 60128 художников. Справочник выдержал уже 23 печатных выпуска, их совокупный тираж составил более 90000 экземпляров. Также доступна электронная версия справочника.

А еще, что очень важно, в ЕХР с целью социальной защиты профессиональных художников, их наследников, арт-менеджеров и покупателей приведены ценовые рекомендации по продаже и приобретению произведений искусства. Цены «привязаны» к тем же рейтинговым категориям.

Вообще говоря, если есть ясная, четкая и обоснованная система категорий, то выработка ценовых рекомендаций (во всяком случае, на уровне рекомендуемого социального минимума, как в ЕХР) превращается в сугубо технический (хотя все равно очень непростой) вопрос.

Словом, ЕХР, как говорится, живет и работает. Ни на какое монопольное положение он никогда не претендовал, и его учредитель не раз говорил коллегам: не нравится методика ЕХР – создавайте свои рейтинги и продвигайте их! Никто уже не сомневается в полезности рейтингов для арт-рынка, никто уже не будет подписывать против вас никаких «писем пяти» и выгонять вас из творческих союзов, так что путь открыт, дерзайте!

 

3.

 

Но как-то не идет дело у создателей новых рейтингов. То ли авторитет «Единого художественного рейтинга» слишком сильно давит, то ли более эффективные методики никто пока что не может разработать. Давайте посмотрим, какие еще существуют экспертные рейтинги, кроме ЕХР.

Начиная с 2004 года, несколько раз издавался рейтинг «Топ-20 самых влиятельных художников в российском искусстве». Публиковал его сначала журнал «Артхроника», потом (после того, как этот журнал перестал выходить) – сайт «Артгид». Существуют три «профессиональных жюри рейтинга», в одно из них входят журналисты и арт-критики, во второе – коллекционеры и сотрудники музеев и арт-центров, в третье – художники. Экспертам предлагаются два списка для голосования: в одном из их представлены кураторы, сотрудники музеев, галеристы, издатели, арт-менеджеры и др., в другом – художники. По итогам голосования выставляются баллы, и по их сумме определяются позиции в рейтинге.

Вроде бы все выглядит очень солидно, но что получается в итоге? Какие художники, по версии сайта «Артгид», являются самыми влиятельными? Вот, например, данные за 2015 год:

1. Петр Павленский;

2. Павел Пепперштейн;

3. Эрик Булатов;

4. Ирина Нахова;

5. Евгений Антуфьев;

6. Группа «AES+F»;

7. Ирина Корина;

8. Анатолий Осмоловский;

9. Дмитрий Гутов;

10. Юрий Альберт;

11. Елена Елагина и Игорь Макаревич;

12. Илья и Эмилия Кабаковы;

13. Андрей Монастырский;

14. Андрей Филиппов;

15. Вадим Захаров;

16. Борис Михайлов;

17. Арсений Жиляев;

18. Ольга Чернышева;

19. Гриша Брускин;

20. Сергей Братков.

Вот так. Оказывается, Павел Пепперштейн влиятельнее Эрика Булатова, Ирина Корина – Ильи Кабакова, а Петр Павленский вообще влиятельнее всех. Ну, а степень влиятельности президента РАХ Зураба Церетели или председателя Союза художников России Андрея Ковальчука, видимо, даже до Сергея Браткова не дотягивает…

Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Собираются ведь даже не одно, а три «профессиональных жюри», голосуют, потом их голоса обрабатываются, потом результаты издаются, на все это тратятся время и силы…

А вот рейтинг по версии сайта «Артхив» (artchive.ru). Там все выглядит еще солиднее. Заявлена огромная цифра – 70608 художников. Правда, с их общим списком ознакомиться невозможно (что уже вызывает определенную настороженность), но зато можно выбрать страну и регион и посмотреть рейтинг тамошних художников, а можно и общий, мировой, так сказать.

Выбираем Москву. Вот «верхушка» рейтинга «московских» художников:

1. 

2. 

3. 

4. 

5. 

6. Иероним Босх…

Ну, и так далее. Так и не поняв, какое отношение к Москве имеют Рембрандт и Босх, с чувством легкой растерянности выбираем Владимир:

1. 

2. 

3. 

4. 

5. 

6. Николай Модоров (этот художник, действительно, из Владимира. Может, следующие уже будут исключительно владимирскими? Но нет);

7. Яков Шаповалов (свердловский художник);

8. Валентин Серов;

9. Поль Сезанн…

С «региональными рейтингами художников» все ясно, осталось взглянуть на общий рейтинг:

1. 

2. 

3. 

4. 

5. 

6. Илья Репин;

7. Рембрандт ван Рейн;

8. Пьер Огюст Ренуар;

9. Густав Климт;

10. Пабло Пикассо;

11. Альфонс Муха;

12. Александр Хакимов…

Наверно, «своих» художников можно продвигать. Но не до такой же степени, чтобы ставить их сразу за Альфонсом Мухой!..



Продолжение следует...


Использованы изображения работ художников рейтинговых списков



Выпуск сентябрь 2017

Copyright PostKlau © 2017


Категория: С. Заграевский | Добавил: museyra (22.08.2017)
Просмотров: 148 | Теги: Заграевский Сергей, От редакции | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: