Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ » Джованни Вепхвадзе

Д. Вепхвадзе. Музей, или Нас поддержат духи

   ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ


                 Музей, или Нас поддержат духи

                                (о судьбе Музея искусств Грузии г. Тбилиси)

 

 

- Это я, Генриетта, -слышу в трубке взволнованный голос, - у нас забирают Музей искусств.

- Как это забирают, - спрашиваю я, хотя знаю, что его практически уже давно забрали.

    С тех пор, как все музеи  Грузии объединили в одно музейное объединение и во главе этого объединения поставили  директора Национального музея Грузии,  в жизни всех музеев начался период глубокой спячки, бездействия в ожидании обещанных ремонтов. Именно с этого времени, а именно с 2006 года, Музей искусств Грузии имени Шалвы Амиранашвили практически перестал функционировать, превратившись в огромный запасник.



- Его эвакуируют, - пытается объяснить мне художница Генриетта Юстинская, которая всегда очень близко к сердцу принимает все, что происходит в грузинском изобразительном искусстве. И вот сейчас эта неприятность с музеем.

  Но прежде, чем я отвечу Генриетте, скажу пару слов о самом музее.

  Здание музея построено в 1835 году на средства купца  Якова Зубалашвили швейцарским архитектором Бернардицем в стиле классицизма. Вначале это была гостиница, но в 1840 году здание было преобретено экзархатом и переоборудовано в духовную семинарию. В ней, кстати, с 1894 по 1899 год учился Иосиф Сталин (тогда еще Джугашвили), который, не доучившись, был исключен из семинарии за революционную деятельность, хотя в документах семинарии в качестве официального аргумента стояла запись: «исключен за неявку на экзамены по неизвестной причине». Семинария находилась в том здании по 1919 год, пока не была перенесена в другое место, а в 1921 году там вновь была открыта гостиница, под названиеем «Палас».  Но в 1932 году 5-ого августа на базе Национальной галереи Грузии был основан Музей искусств Грузии. В 1950 году завершилась реконструкция музея и в таком виде он существует по сей день.

  - Эвакуируют, - удивляюсь я, - что, идет война?

  - И еще какая, - отвечает Генриетта, - сегодня в пол первого ночи по каналу «Орбита» будет передача на эту тему, обязательно посмотрите.

    Честно говоря, я уже давно ожидал этого. Было очевидно, что здание музея хотят отобрать, как уже отобрали у художников Государственную картинную галерею ( Голубую галерею).  Об этой галерее я хотел бы сказать пару слов.

    Здание этой галереи построено в 1888 году архитектором Альбертом Зельцманом.  Это был Кавказский военно-исторический музей, посвященный истории Кавказской войны.  Его также называл «Храм Славы». Его даже посетил 28 ноября 1914 года последний Российский император Николай Второй.

    В тридцатые годы здесь разместилась картинная галерея, где художники Грузии, включая автора этих строк, имели возможность выставлять свои работы на многочисленных выставках, проводившихся в советский период. Вначале двухтысячных галерею закрыли на ремонт, и после ремонта уже не вернули художникам, а передали Музею искусств. В дальнейшем, перенеся из музея в галерею работы классиков грузинской живописи, лишили музей основной части своей экспозиции.

  Но грузинские художники потеряли не только свой центральный выставочный зал, но и  Дом художника, который сгорел во время так называемой Тбилисской войны 1991-1992 годов, которая длилась около двух недель, в основном на той улице, где был расположен Дом художника.  Здание сгорело,  его разобрали по кирпичам, а место, где оно было расположено, продали какому-то инвестору.

  А теперь настала очередь Музея искусств. Уже несколько лет он практически не функционирует. Когда-то в том музее были отделы западноевропейского, русского, восточного, грузинского, советского искусства.  Все это в прошлом. 

  В настоящее время в музее остался маленький отдел – золотого фонда Грузии. Там хранятся реликвии грузинских царей и произведения ювелирного искусства эпохи средневековья Грузии (спасенное в свое время благодаря патриотизму ученого Эгвтиме Такаишвили, который был хранителем  этих ценностей в Париже, куда вывезло это сокровище меньшевистское правительство Грузии после прихода большевиков в 1921 году. Эгвтиме, несмотря на нужду и голод в оккупированной немцами Франции, сохранил сокровища и после войны в целости и сохранности привез в Советскую Грузию. Этого человека после его смерти причислили к лику святых).

  Конечно, нетрудно догадаться, что главной целью центрального руководства музеями является освобождение здания Государственного музея искусств от экспонатов, там хранящихся, и найти ему другое назначение.

  Я поблагодарил Генриетту за информацию и стал дожидаться обещанной передачи по телеканалу «Орбита». Посмотрев передачу и выслушав работников музея, принимавших в ней  участие, я ничего нового не услышал. Я и так знал, что экспонаты из музея забирали в другие места и не возвращали обратно, что ремонт здания, который обещают вот уже много лет, так и не начинается, что то и дело приезжают в музей какие-то люди и требуют его освободить, и что в запасниках музея явно неподходящие условия для хранения экспонатов.


     

          Митинг у Музея искусств Грузии



         Тбилиси. Сквер Пушкина

          Фото Д.Вепхвадзе специально для журнала "PostKlau"


  Работники музея в поисках поддержки, и не надеясь уже на пассивные действия Министерства культуры и самого министра, просят всех тех, кому не безразлична судьба музея и всего грузинского искусства, прийти в намеченное время к скверу Пушкина (где стоит памятник великому поэту), как раз напротив Музея искусств Грузии, где когда-то была расположена духовная семинария, в которой учился Сталин, прийти и поддержать музей в его борьбе за существования, как будто бы надеясь, что духи Пушкина и Сталина, этих двух великих людей, поддержат право на существование этого храма искусств.

 

Категория: Джованни Вепхвадзе | Добавил: museyra (29.06.2014)
Просмотров: 1779 | Теги: Вепхвадзе Джованни, Выставки.Музеи | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: