Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ » Джованни Вепхвадзе |
ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ Ню в творчестве художников Вепхвадзе Меня часто спрашивают, почему в моем творчестве нет ню. Это не совсем так. В годы учебы в академии и я писал обнаженную натуру. Да и после окончания академии, правда изредка, я обращался к этому жанру живописи. Но, в отличие от меня, в творчестве моего отца и моего сына, ню занимает достойное место. Что же касается моего дедушки, то в его живописи обнаженная натура встречается крайне редко. И если я особого интереса не испытывал к этому жанру, то у дедушки была совсем другая причина, которая заключалась в его супруге, моей бабушке. Несмотря на то, что она
всячески стимулировала творчество мужа, тем не менее весьма негативно
относилась к жанру ню в его творчестве. Всех натурщиц она
считала проститутками и, рассказывая о жизни мужа, часто говорила: «Вано знал
по именам всех проституток и трактирщиков Тифлиса». В этих словах мы можем
увидеть и сферу его интересов, разумеется, не считая живописи. Короче говоря,
Вано был вынужден отказаться от писания ню по причине ревности жены. «Бабо», как я называл
бабушку, бдительно следила за «целомудрием» мужа. Мне известен один случай, о
котором рассказывали художники.
Иван Вепхвадзе. Купальщица. Картон. масло. 1928 Как-то Бабо, проезжая
на троллейбусе мимо Голубой Картинной галереи, заметила, как Вано любезно
беседует с какой-то дамой. Как назло, именно перед галереей была остановка
троллейбуса. Бабо не поленилась спрыгнуть с троллейбуса на ходу, подбежала к
беседующей паре и авоськой с продуктами пару раз стукнула по голове даму, с
которой беседовал Bано. Возможно Бабо
приняла ее за натурщицу, проститутку или любовницу Вано. Женщина, как потом
выяснилось, была одной известной художницей. Об этом случае потом узнали все
местные художники и со смехом комментировали его.
Алексей Вепхвадзе. Обнаженная. ХМ. 1962 А вот еще один эпизод
из жизни Вано. Во время войны он писал картину на тему фашизма. Картина
изображала сцену, как фашист ворвался в какой-то дом, там все перевернул, а на
полу лежит полуобнаженная женщина с распущенными волосами, как видно до этого
изнасилованная фашистом. Конечно, сцену изнасилования художник соцреализма
изобразить не мог, принимая во внимание мораль того времени, даже если в
качестве насильника выступал фашист, а вот в качестве модели для полуобнаженной
женщины художник решил использовать соседку Шуру, у которой была красивая
фигура и длинные пышные волосы. Во время сеанса, а он проводился дома у
художника, в его мастерской, Бабо почему-то заревновала мужа к Шуре (которая,
честно говоря, не давала ей повода для ревности, если не считать полуобнаженную фигуру),
набросилась на нее и стала таскать за пышные волосы. Шура, полуголая, с криком
убежала к себе домой, а Вано пришлось по памяти доканчивать женскую фигуру.
Бабо с соседкой Шурой не разговаривали несколько лет. В дальнейшем мой
дедушка иногда писал обнаженные женские тела в композициях на тему
«Купальщицы», но все фигуры были написаны наизусть, были непрочувствованны, и
поэтому выглядели весьма неубедительно.
Джованни Вепхвадзе. Ню. 1996
Бруно Вепхвадзе(сын Джованни). Венера. 2008 С этими мыслями и
воспоминаниями я шел по вернисажу художников, где были выставлены картины на
продажу в жанре ню современных грузинских художников и встретил знакомого
коллегу, с которым собирался как-то пойти на этюды. - Ну как, - спрашиваю
его, - пойдем на этюды? - Пойдем, -отвечает
коллега, - но сейчас я увлечен писанием обнаженной натуры. - Где пишешь, дома?
-спрашиваю я. - Нет, снимаю
квартиру. Там живу и пишу, - говорит он. - А почему там живешь,
а не дома. - Я разошелся с женой,
-говорит мне мой приятель. - Разошелся,
-удивляюсь я, зная как долго они прожили вместе, -а почему? - Она мне не давала
писать обнаженную натуру, - последовал ответ, - а сейчас я наконец свободен и
могу писать то, что хочу. «Да, - подумал я, -
как говорится, искусство требует жертв, хотя и жертвам в лице художников
требуется искусство». | |
Просмотров: 2159 | | |
Всего комментариев: 0 | |