Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ » Джованни Вепхвадзе

Д.Вепхвадзе. Тяжелые дни художника

                                 ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ




                  Тяжелые дни художника


Время, о котором я хочу сейчас рассказать, для семьи художника Александра Бажбеук –Меликова было тяжелым. Хотя те дни, даже годы, были тяжелыми для всех. Это были годы Отечественной войны. И хотя в самом Тбилиси не проходили боевые действия, в городе все же ощущалось состояние войны. В первую очередь, возник дефицит продуктов.

 Семья Бажбеука и в мирное время не имела особого достатка, ну а в военное время тем более. Среди художников поговаривали, что его семья голодает, а он сам укрывается драным пальто вместо одеяла. Короче, Бажбеук, его жена и трое детей, можно смело сказать, в то время буквально голодали. Вполне возможно, что именно Бажбеук дал повод появиться выражению "голодный художник".

Несмотря на свой талант и прекрасные работы, у главы семьи, замечательного художника, не было ни средств, ни званий, которые в то время давали право на пaек в лауреатской столовой. Но у него были великолепные картины, с которыми, правда, он тяжело расставался. Ибо больше всего на свете он любил живопись, а его работы были не чем иным, как плодом этой любви. Живопись он любил больше жены и больше детей,
поэтому расставаться со своими работами он не хотел, даже ради того, чтобы дети не были голодными. Но когда он увидел, что голод может лишить его детей жизни, решился пожертвовать даже своей работой. Он подумал, что благодаря своему таланту и мастерству, картины напишет легче и быстрей, чем сделает новых детей, хотя в своих мужских способностях он тоже не сомневался.


Итак, Бажбеук решил пожертвовать одной из своих работ во имя семьи. Ему никогда не составляло труда продать картину, лишь бы он был согласен на это. Я не в курсе подробностей реализации той одной работы, которой пожертвовал автор. Мне неизвестно ни название работы, ни цены, которую Бажбеук попросил за нее, знаю только, что за нее ему дали... большой кусок говядины, которой хватило бы, чтобы семья из пяти человек прокормилась целую неделю.
   Жена Бажбеука, женщина рациональная и экономная, решила из куска говядины сделать котлеты. Таким образом, этих котлет хватило бы уже не на одну неделю, а на две. Но в те времена не то что у нуждающейся семьи Бажбеука, тогда ни у кого не было холодильника, и люди хранили продукты в прохладном месте. Жена Бажбеука положила все приготовленные котлеты в кастрюлю, а саму кастрюлю повесила на балконе, выходящем во двор. 


                        


  Как видно маленький Вазген, сын художника, был настолько голоден, что не захотел ждать,пока накроют стол и вся семья начнет обедать, и будучи весьма нетерпеливым ребенком, решил заполучить котлеты, которые висели на балконе, и которые не так легко было достать. Вазген сообразил использовать длинную палку и ею попытался достать кастрюлю с котлетами. Пытаясь достать палкой сетку, в которой кастрюля висела на балконе, он сделал одно резкое движение, и сетка с кастрюлей сорвалась с гвоздя и полетела во двор. Все котлеты, заготовленные на неделю для всей семьи, оказались разбросанными по двору. Ребенок, долго не думая, побежал во двор, собрал все котлеты и стал их есть. Без сомнения, маленький Вазген был очень голоден, но никому не пришло бы в голову, что он мог слопать один такое количество котлет. 

  Ребенок не расчитал возможностей собственного желудка, и у него произошло острое несварение. Желудок разучился за раз принимать такое количество пищи и спасовал. Начались страшные боли и ребенка отвезли в больницу, где ему промыли желудок, и недельный запас котлет семьи Бажбеук-Меликовых ушел прямо в канализацию.


  Семья осталась без котлет, и тогда Бажбеук совершил еще один героический поступок, он отдал еще одну работу, а точнее изображение обнаженной женщины в обмен на мешок кукурузной муки. Теперь семья не будет голодать. Но через несколько дней закончилась кукурузная мука, которую Бажбеук выменял на свою работу.


Художник не мог смириться с мыслью, что поменявшись с соседом картиной на кукурузную муку, его картина теперь украшала квартиру соседа, а мука соседа в виде мчади (лепешки из кукурузной муки) ушла туда, куда и котлеты, съеденные его сыном Вазгеном. Такой несправедливости Бажбеук перенести не мог. И к тому же, он не привык отдавать свои лучшие работы. 

А эту работу он отдал. И за что?       


 За мешок кукурузной муки, чтобы его дети не сдохли с голода. Он ради них оторвал от себя свою работу и отдал соседу, который ничего не понимал в настоящей живописи. И вот, после этих рассуждений, Бажбеук пошел к соседу с просьбой:


- Извини меня, ты не мог бы одолжить мне мою картину, я хотел бы немного посмотреть на нее.


- Пожалуйста, Бажбеук, возьми. Пусть пару дней повисит у тебя. У меня мои так ее полюбили, всем нравится.


- Спасибо, я посмотрю и скоро верну ее тебе.


Принеся работу домой и жадно разглядывая ее, Бажбеук наслаждался своим творением и одновременно злился на себя, что отдал ее соседу, на свою семью, которая хотела есть, на соседа, за то что дал за нее мешок муки. На всех был зол Бажбеук, но больше всего на свою жизнь, которая вынуждала его расставаться со своими работами.


Не выдержав более таких переживаний, Бажбеук схватил кухонный нож и вонзил его в свою, вернее уже не в свою, картину. А затем он стал наносить удар за ударом и полосовать работу без пощады. Картина была изрезана на куски. Наконец Бажбеук успокоился. Он отомстил соседу, судьбе, а вернее картине, которая ему больше не принадлежала. Он с ней расправился как с возлюбленной, которая ему изменила и ушла к другому. Как будто бы не он был в этом виноват, променяв ее на муку. Он вдруг почувствовал угрызения совести, ему стало жаль работу. Он посмотрел на пол, где валялись куски холста, который недавно был блестящей живописью, заметил кусок холста с изображением женской груди, бережно подобрал его и сказал: - Как хорошо написана грудь, как живописно. Это надо посадить в раму и повесить на стенку.


Мне неизвестно как Бажбеук оправдывался перед соседом, которому не вернул работу, но тот кусок холста с изображением женской груди по сей день висит в квартире потомков Бажбеука среди нескольких оставшихся в доме работ.


  


Ред. Возможно, погибшая картина была похожа на эту работу А.Бажбеук-Меликова?




Еще об Александре Бажбеук-Меликове читайте в рассказах Джованни Вепхвадзе здесь


Справка:

Бажбеук-Меликян Александр Александрович, Бажбеук-Меликов (1891-1966), советский живописец. Заслуженный художник Грузинской ССР (1961). Учился в тифлисском Художественном училище (1906-10) и в петербургской АХ (с 1911). Преподавал в Народной художественной студии М. И. Тоидзе (1922-29), в тбилисской АХ (1929-38). Автор условно-театрализованных тематических композиций (цикл "Цирк", 1930-40, частное собрание; "Курдский танец", 1966, Картинная галерея Армении, Ереван), многочисленных женских портретов ("Девушка с цветком", 1946, Музей искусств Грузинской ССР, Тбилиси), исполненных в изысканной цветовой гамме "трепетными" пастозными мазками, несущих черты чувственной земной красоты.

Категория: Джованни Вепхвадзе | Добавил: museyra (24.04.2014)
Просмотров: 2403 | Теги: Вепхвадзе Джованни, РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: