АТОМНЫЙ РЕАКТОР  ![]()
Когда я работал в Творческой мастерской живописи
Академии художеств, мои товарищи по мастерской и я уже начали принимать участие
в республиканских и всесоюзных выставках. Руководитель нашей мастерской
Народный художник СССР, профессор , Действительный член и так далее и тому
подобное (не буду докучать перечислением его званий и должностей) Уча
Малакиевич Джапаридзе приветствовал наше участие на этих престижных выставках и
считал своим долгом следить за творческим процессом и давать нам ценные советы
и необходимую поддержку.
И вот после объявления об очередной тематической
выставки профессор собирает всех художников нашей творческой мастерской , а нас
было человек семь ,и спрашивает каждого, на какую тему тот собирается написать
будущую картину. Спрашивает одного, тот отвечает, что собирается писать колхоз.
Уча доволен и обещает ему поддержку и творческую командировку в какой-нибудь
колхоз. Второй говорит, что хочет написать на тему Руставского металургического
завода. И ему Уча обещает командировку в Рустави. Следующий почему-то хочет
поехать писать какую-то церковь. Уча не очень доволен, но и ему не откажет в
помощи. И вот подходит моя очередь. Я говорю: -Уважаемый Уча Малакиевич, я хочу
написать картину на тему ученых-атомщиков и мне нужно для достоверности
посетить атомный реактор.
Услышав "атомный реактор" бедный Уча
принял самое трагическое выражение лица, на которое был только способен. Он
буквально застонал: - Почему именно к тебе приходят самые странные идеи. Почему
не можешь взять нормальную тему, почему не написать сельских труженников,
крестьян, ну рабочих в конце концов?! Где я тебе возьму пропуск на атомный
реактор?
Я понимал, что моего руководителя беспокоит не
столько выбор моей темы, сколько сложности с доставанием пропуска на реактор.
Видя его недовольное состояние, я поспешил сказать, что у меня есть возможность
попасть на реактор, и я его по этому поводу беспокоить не буду. Уча глубоко
вздохнул с облегчением и торжественно сказал:
-Хорошо, приступайте к работе , лучшие картины
будут отобраны для Всесоюзной выставки "Слава труду".
Я не теряя времени приступил к работе. Все шло
хорошо. Нормально скомпоновал пять фигур и в качестве моделей использовал
четырех моих друзей и себя самого, нашел образы. Но фон который должен был
представлять атомный реактор пока найден не был. Я спросил у отца , который
всегда умел дать своевременные и остроумные советы, что делать с атомным
реактором, как туда попасть?
И вот что сказал папа: - Художники ничего не
понимают в атомном реакторе, возьми какую-нибудь штуку и нарисуй на заднем
плане,главное чтобы было что-то странное и непонятное.
И тут мой взгляд упал на старую радио лампу, которая
уже давно валялась в мастерской. Не долго думая я сделал с нее зарисовку. Затем
кое-что изменил, что-то стилизовал, какую-то деталь убрал, кое-что добавил и
получил что-то.
 Дж. вепхвадзе. Диспут. ХМ, 130х170. 1979
Это что-то я вписал в картину на заднем плане,
проработал и получил нечто.
Когда картина была окончена, я показал ее Уче
Малакиевичу. Он меня похвалил сказав, что атомный реактор очень убедительно
написан и как важно, когда художник углубляется в тему и досконально ее
изучает. Картина прошла выставком, экспонировалась, а затем прошла и на
Всесоюзную выставку. Ее репродукции печатали во многих изданиях. Мне было
приятно, и в то же время забавно. Я все время вспоминал слова папы, что он
сказал о художниках. Правда я не дал картине первоначальное название
"Атомный реактор", а назвал более обобщенно и менее конкретно
"Диспут". Ведь не только художники смотрят картины.
|