Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ » Гаянэ Добровольская

Г.Добровольская. Про Натту Конышеву

  ГАЯНЭ ДОБРОВОЛЬСКАЯ  

                             

                              ПРО НАТТУ КОНЫШЕВУ


Давно, в советские времена, когда я была еще студенткой, мы ходили на выставки так называемых авангардистов на Малой Грузинской. Стояли в очереди, чтоб попасть, потом внимательно-превнимательно рассматривали все картины и пытались понять что-то . что казалось очень важным…

Среди художников на Малой Грузинской была одна женщина – Натта Конышева. Я тогда подумала, что как же это наверно здорово: быть Наттой Конышевой, загадочной женщиной и единственной художницей среди мужчин-авангардистов!

И вот я - давно уже «настоящий», профессиональный художник, член разных обществ и союзов – наконец-то с ней познакомилась!

С группой художниц мы путешествовали по Югу Франции. Натта была среди нас. Я о ней уже очень много слышала, но действительность превзошла ожидания.



                    Фото Валерия Панфилова. Натта в галерее А3, 20 ноября 2014 г. 


Великая художница оказалось скандальной тёткой. Она на нас все время ругмя ругалась,  обзывала дурами, дурындами, да еще и бездарностями. Мы пытались возмущаться, но это было как хворост в костер. Натта только сильнее ругалась. В конце концов я разозлилась и ответила ей что-то резкое . И с удивлением увидела на лице у Натты выражение как у обиженного ребенка и , кажется, даже слезы на глазах. Ах вот как? Так значит, её ругань была какой-то превентивной защитой…. «Обидели маленького!» - стала я исправлять положение. Она перестала обижаться. И мы с ней уже почти дружили, но тут в маленьком французском городке она увидела, как я покупаю в сувенирной лавочке магниты на холодильник. И тогда Натта громко объявила: «Гаянэ, я в тебе разочаровалась!» Ведь настоящие художники не покупают пошлых сувениров!

И представьте , три дня со мной не разговаривала. Ну, потом, конечно, разговорилась.

Она нас не переставала удивлять: и физической неутомимостью, и способностью удивляться и восхищаться, иногда совершенными пустяками, как казалось нам. Она не фотографировала, как мы все. Зато делала наброски. Везде: в картинных галереях, на улицах, в кафе… А какая оказалась барахольщица! Собирательница всякого хлама, посетительница блошиных рынков. Тогда из Франции привезла сиденье от стула с веревочным переплетением, как на картине Ван Гога. Я все думала: «На что ей это?» Поняла, только когда попала к ней в мастерскую. И только в её мастерской я поняла, что такое Натта Конышева!

Она пригласила меня и еще двух художниц. Нам было страшно любопытно, но мы и предположить не могли, что это будет.



                  Лестница в мастерскую Натты Конышевой в Серебрянническом переулке


В старинном районе и в старом доме. По деревянной лестнице поднялись на второй этаж. И…. Словами это трудно описать. Картинами завешаны стены, айсберги из картин загромождают все пространство. По некоторым комнатам с трудом можно пробраться , так как нога еле пролезает между штабелями живописи.


 И главное, в каждой комнате, в каждом свободном от картин уголке, на столах, трюмо, подоконниках, просто в углах располагаются непостижимо и неотразимо прекрасные, живущие какой-то своей жизнью, натюрморты ( или инсталляции?). Увидела я и сиденье от ван-гоговского стула, очень удачно вписавшееся в какую-то инсталляцию. Вот для чего Натта обходит блошиные рынки и разные барахолки. Потом найденные ею вещи (среди них есть и настоящий антиквариат, и просто старый сломанный ширпотреб), оказавшись в таких «компаниях», оживают и в них начинают открываться неожиданные свойства. Наверно в ней пропал художник-декоратор.

Еще там были необыкновенно здоровские маски из папье-маше, которые сделал ее сын. Они смотрели со стен и выглядывали из укромных углов

А на первом этаже мастерской одна комната не была завалена картинами. Там стояла бронзовая скульптура – портрет Натты , которая раньше стояла в Музеоне на Крымской набережной (автора скульптуры я не помню)



                        Скульптура Дмитрия Тугаринова в мастерской Натты


Надо объяснить, откуда у художников мастерские. Союзу Художников принадлежат помещения. Поэтому многие члены Союза Художников получают такие помещения для работы. И мастерские настоящим художникам по-настоящему необходимы. Разве можно в обычной городской квартире, в которых мы все живем, уместить работы, которые написаны художником за всю жизнь? Или даже за полжизни? Ведь продается на самом деле очень немногое. Да и работать (то есть писать картины) дома несподручно.

Интересно, каким образом ей удалось сохранить за собой мастерскую в старом доме в центре Москвы? – подумала я. Вспомнились леденящие душу истории некоторых моих знакомых о том, как они уезжали на некоторое время, а приехав, обнаруживали на дверях – новый замок, а в помещении – других хозяев: банк, магазин, парикмахерскую… При этом выяснить, куда девалось находившееся в мастерской имущество художника, никто не смог. Совершенно это глухо было

Натта все время упоминала про какие-то предписания, которые ей присылали то ли пожарники, то ли кто-то еще.

Я стала расспрашивать её, что за предписания. Кое-как она мне смогла это объяснить. Вот что я поняла из её объяснений.

Москомимущество прислало в Союз Художников документ о том, что помещения, в том числе и Наттина мастерская, Союзу художников не принадлежат (хоть раньше почему-то принадлежали). И что художники должны их освободить. Копию этого письма и дали Конышевой в правлении Союза.

Но потом штатный юрист Союза Художников вроде бы договорился с Москомимуществом об отсрочке выполнения этого предписания, мотивируя это тем, что 2014 год – год культуры. А вот что будет потом, когда год культуры пройдет…

Я с ужасом подумала, что если она потеряет эту мастерскую, то горы ее картин, которые в ней хранятся и которые, наверно, являются материализацией потока её сознания, окажутся на помойке


Фотографии Гаянэ Добровольской


От редактора:

Натта Конышева(Москва) - из последних живущих авангардистов, ей  через полгода исполнится 80 лет и  навряд ли она способна сама защитить себя. Учитывая, что на дворе 2014 год,а процессы авангарда завершились в 70-е годы прошлого века и она из тех самых

Вот справка о ней из Википедии

А ведь это наше культурное достояние и не одна она оказалась сейчас в такой ситуации: как мэр Москвы отбирает мастерские у художников читайте в этом выпуске журнала.

 Сообщество "Всё о Натте"


Выпуск декабрь 2014

Copyright PostKlau © 2014

Категория: Гаянэ Добровольская | Добавил: museyra (26.11.2014)
Просмотров: 2571 | Теги: РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ, Добровольская Гаянэ, Визуальное искусство | Рейтинг: 4.8/14
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: