Главная » Статьи » СоврИск » Современное искусство

Е.Кибрик. О композиции
Евгений Кибрик



                                    О композиции




...Бесспорно, что именно область компози
ции является средоточением идейно-творческого начала в изобразительном искусстве. В этом смысле даже портрет и пейзаж с натуры немыслимы вне композиции, которая выражается в них в первую очередь в выборе точки зрения, в том или ином размещении на холсте изображаемых элементов, то есть в данном случае через композицию выражается личное волевое отношение художника к своей модели, его понимание модели.


...Прежде всего следовало бы сказать о неделимости композиции, то есть о том, что строить ее следует таким образом, чтобы ничего нельзя было изъять из нее или передвинуть.


...Полноценное художественное произведение всегда уникально, оригинально, и в этом его драгоценность. Стало быть, прежде чем компоновать, надо обладать идеей.


...Понятия «тема» и «идея» практически часто отождествляются, что глубоко неверно. Нет произведения, лишенного темы, в то время как присутствие идеи в произведении встречается значительно реже. В каждой реалистической картине легко уловить, о чем рассказывает художник, но не всегда ясно, что художник хотел сказать своим произведением.


...Первое и важнейшее условие для композиционного творчества — способность художника мыслить, сознательно относиться к жизни, к действительности, глубоко ее понимать, иметь свою точку зрения на жизнь, то есть обладать определенным мировоззрением.


...Изобразительное искусство всегда передает только один момент, в отличие от театра, литературы и кино, где есть возможность показать весь процесс развития сюжета, формирования характера и т. д. Мне кажется, что законом является необходимость так показать этот один момент, чтобы зритель ясно почувствовал, что ему предшествовало и что, вероятно, последует за ним. Только в таком случае создается впечатление движения жизни. Если этого нет — произведение будет казаться застылым, условным, нежизненным. Этот закон в равной мере относится и к построению сюжета, и к трактовке психологических взаимоотношений персонажей композиции, и к трактовке просто физического движения — динамики в ее обычном смысле. Классическим примером последнего может служить фигура «Дискобол» работы Мирона. Скульптор из массы моментов, из которых складывается движение человека, метающего диск, выбрал такое положение, в котором кроме предельного физического напряжения ясно чувствуется как предыдущее положение тела дискобола, так и непременный бросок, которым должно разрядиться его напряжение. Будь это выражено чуточку менее точно, получилась бы просто скрюченная фигура вместо полного жизни дискометателя.


...Выразительность, то есть воздействующая сила композиции, зависит главным образом от умения пользоваться контрастами. Значение контрастов в зрительном восприятии станет особенно понятным, если обратить внимание на то, что только благодаря контрастам мы воспринимаем предметы и их форму. Мы воспринимаем предмет по контрасту его силуэта и среды, его окружающей. И чем контрастнее, противоречивее их соотношения, тем ярче впечатление от предмета.


...Композиция чаще всего (выразительна тогда, когда в основе ее лежит контраст, вытекающий из своеобразия идейного замысла художника.


...Ритм — это не только организующее начало в композиции, но и эстетическое. Именно через него сообщаются произведению поэтические, музыкальные свойства, не отделимые от художественности.


...Цельность композиции целиком зависит от идейной целеустремленности автора, от его волевого, сознательного отношения к своему произведению на всех этапах работы над композицией. Впечатление ясного и завершенного целого, которое должна производить композиция, зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, слить все в один нераздельный организм произведения. Подобная композиция не терпит ничего случайного, не связанного органически с идеей произведения. Каждая деталь ее должна восприниматься как необходимая, добавляющая нечто важное к развитию замысла автора. Стало быть, правильно согласованная композиция должна предусматривать логику восприятия зрителя, тождественную логике развития идеи художника. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное или малозначительное в композиции, в то время как самые важные ее места оставались незамеченными.


Категория: Современное искусство | Добавил: museyra (30.06.2019)
Просмотров: 79 | Теги: СТОИТ ВСПОМНИТЬ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *: