Картины Алексея Егоровича Соколенко со временем стали более понятными,
сейчас я их обожаю и не могу понять как мы тогда смотрели и не видели того, что
в них есть, того что вижу я в них сейчас. Но я помню, как и когда
наступило это прозрение.
Однажды кто-то в группу принес большой альбом Сальвадора Дали с качественными
репродукциями, мы толком его не знали, но наслышаны были, конечно. Впечатлил он
нас тогда, "вот это фантазия! Вот это красота ! Гениально!"
-восхищались мы встав в кружок и листая альбом. Алексей Егорович,
заинтересовавшись, что там такое привело нас в восторг, глянул альбом,
скептически хмыкнул и даже как-то разочаровавшись спросил : " Вам что,
действительно, нравятся эти раскрашки ? Ладно, больная фантазия, в
графике ещё может быть, но где там живопись? А нет у него живописи,
халтурщик ваш Дали! "(от редактора - удивительно совпадает с моим личным мнением о Дали, высказанном в статье несколько лет назад, читайте в этом выпуске)
Мы тогда уже задумались, ведь мнение учителя уже стало для нас
авторитетом. А на следующий день он принес нам альбом Гогена.
И вот тут у меня произошло прозрение, а ведь я видела Гогена и раньше, у
меня и книга дома про него была, помню, как с подружкой из художки смеялись над
его тремя синими щенками, нам казалось, что так и первоклассник нарисует... И
тут вот он ,тот же Гоген, но как же красиво, как сильно и здорово написано, так
,что хочется запомнить каждый мазок, и смотреть, смотреть не отрываясь. Это
было похоже на чудо, я научилась видеть, а не просто смотреть,и мне кажется, я
поняла живопись - это было таким ярким и неожиданным событием, что хотелось
плакать от счастья.
Потом были еще многие художники, которые вдохновляли не меньше, Алексей
Егорович приносил альбомы Матисса, Ван Гога, импрессионистов, были и старые
мастера - Вермеер, Фрагонар, из русских был Коровин, Кустодиев,
Серебрякова и много, много других . Был и М. Сарьян, позже мы узнали, что
в каком-то смысле Сарьян повлиял на живопись Соколенко.
Оказалось, что когда Алексей Соколенко учился еще в художественном
училище им.Грекова г. Ростова-на-Дону, его главным и любимым учителем был
Тимофей Теряев, который был учеником Мартироса Сарьяна .

Тимофей Федорович Теряев. Автопортрет в клетчатой рубашке.
Самого Т.Ф.Теряева в период начала оттепели обвинили в формализме и лишили
преподавательской деятельности, но его лучший ученик, Алексей Соколенко,
продолжал у него учиться и они дружили еще долгие-долгие годы.
Из воспоминаний Т.Ф.Теряева : " Однажды побывав в мастерской Сарьяна, я увидел истинное величие этого
мастера и понял, что кажущаяся простота доступна немногим. " Кажущаяся
простота" - простота с "обратной" перспективой в сложность,
многозначность. простота, которую постигнуть, приобрести, способны немногие,
потому как - трудно. Приобрести, взять - трудом : " Чтобы было просто - сделай
разиков со сто ".

Алексей Соколенко. Автопортрет. 1962 г.
Ещё небольшие выдержки из очерков самого Алексея Егоровича о себе:
Крестьянский сын
– Я родился в селе Овощи
Туркменского района. Семья была небогатая: отец работал в колхозе, мать вела
хозяйство и растила детей, нас ведь у нее семеро – шесть сыновей и дочь. Каждое
лето я работал в огороднической бригаде поливальщиком. Наравне со взрослыми
мужиками косил траву, и мне нравилось это ощущение собственной силы...
...Эти воспоминания во многом
повлияли и на творчество, ведь художник не выбирает темы специально – он рисует
то, чем живет. А я – крестьянский сын, мне близки устои крестьянской жизни, ее
быт, традиции…
Мне тогда лет 15 исполнилось –
взрослый уже, но после войны мы все подростками были. У Богословского я
проучился два года. Тогда и понял, что стану художником. Братья все
отговаривали: что это ты, мол, надумал, а кто родителям дома помогать будет? Но
я собрал чемодан и поехал в Ростов.
В художественное училище не прошел
по конкурсу. Устроился мастером-ретушером в фотоателье и этим зарабатывал себе
на жизнь. Во второй раз поступил – на живописно-педагогическoe отделение.

Какой же твердый характер надо иметь, чтобы вот так из села, из
многодетной семьи простых крестьян, да еще и в послевоенное время, никого не
слушая, не имея связей, и не боясь неудач, просто ощущая острую необходимость
быть художником, идти и добиваться своего. А добившись еще и быть художником,
живопись которого не всем понятна и "дика", но не сбиться с пути, не
идти на поводу неразборчивых зрителей, а работать, доверяя только своей
интуиции, так, как чувствуешь.

Помню его взгляд соколиный острый и с прищуром, и живопись с размахом.
Мне кажется, что глядя на его живопись можно понять его характер , тут такая
мощь, сила эмоций и уверенность. Таким и человеком был, смелым и уверенным,
счастливейший из художников, не сомневающийся, а гнущий свою линию, и в тоже
время человек -художник с острым восприятием мира, будто с оголенными нервами.

Во всех жанрах, за которые брался Соколенко было всё просто, он писал всё, что
близко ему, всё, что его окружает и написано простыми средствами, и может
показаться банальным, но, на самом деле, очень точно и убедительно отражена
суть и сама жизнь. Есть гипербола, утрирование цвета, насыщенная яркость, но
нет вранья, всё честно и потому жизненно.
А сколько у него "вкусных" работ, таких где действительно ощущается
тот самый "сок жизни"


Пейзажей, натюрмортов. портретов, где все гениально просто, но передана идея, суть, состояние - правда жизни



"Самолёт"



... продолжение следует
Copyright PostKlau © 2014