Главная » Статьи » СТОИТ ВСПОМНИТЬ » ВНЕ ВРЕМЕНИ

Н.П. Крымов.Беседа с учащимися изостудии ВЦСПС 5 февраля 1939 года

Николай Петрович Крымов



 Беседа с учащимися изостудии ВЦСПС 5 февраля 1939 года

"Я пришел к вам побеседовать об одном из самых сложных видов изобразительного искусства - о живописи. Насколько сложно это искусство, можно объяснить в нескольких словах.
Нарисуйте какой-нибудь вид или натюрморт, потом немножко подкрасьте краской, и получится раскрашенный рисунок. Но будет ли это живопись? Пока промолчим. Мы не знаем.
Можно нарисовать что-нибудь на холсте и потом масляной краской раскрасить. Тоже получится картина, но как ее назвать? Живопись? Мы не знаем. Как же нам быть? Как установить точно, что такое живопись? У всех об этом разные представления. Одни глядят на широко намазанную картину, не сразу понимают, что изображено, и говорят: «Живопись»; другие смотрят на картину, разделанную точками, и говорят: «Какая же это живопись! Сразу видать, что нет! Потому что живопись другая, она широкими мазками». 

                Деревенский пейзаж. 1922


Я начну с разъяснения, что такое живопись. Разъяснить это довольно трудно. Надо сначала рассказать, какие существуют наименования и понятия в ней.
У каждого есть свое представление о том, что такое цвет. Может быть, мое представление не сходится с вашим. Давайте условимся, что означают понятия «цвет», «тон» и т.д. Цветом я называю краску. Если я возьму тюбик акварельной краски, предположим малиновой, и, жидко разведя эту краску на воде, кисточкой положу пятнышко, то это будет розовый цвет, когда я потемнее положу краску, взяв меньше воды, это будет розовый потемнее. Еще гуще возьму краску и положу на бумажку, она будет еще темнее. Наконец, положу во всю силу, густо натерев и почти не разведя водой, так, что пятно на бумаге будет по силе равно самой краске. 


Крымов. Зима. Крыши
              Н.П.Крымов. Зима. Крыши. 1934


Скажите, пожалуйста, краски, положенные на бумагу, одного цвета или разные? Цвет один, краска одна, а это оттенки одной краски. Один темный, другой светлый, третий еще светлее. Это называется тонами одного и того же цвета. Мы говорим о разнице в тоне, когда оттенки одной и той же краски отличаются друг от друга своей интенсивностью или своей светосилой. Если краски разные, но светосила их одинаковая, то значит и тона их одинаковы. Если картина написана разными красками, но в одной светосиле, то можно сказать, что картина написана одним тоном.
Что же для художника важнее видеть: тон или цвет?
Что легче? Цвет увидеть легче. Только глаз одаренного в живописи человека умеет тонко видеть разницу тонов, значит, такой человек имеет больше данных стать художником. Так, музыкант, одаренный тонким слухом, слышит разницу меньше полутона. Самое главное - тон. Кто пишет картину тоном и верно передает его, умея при всем разнообразии оттенков сохранить общий тон, тот называется живописцем. Кто плохо видит тон и не может разобраться в тоновых отношениях, тот не живописец. Можно петь, можно играть на разных инструментах: на рояле, на скрипке, на зурне, но музыкальность и верный слух - это качества, необходимые для каждого исполнителя. Я могу написать живописную вещь цветным карандашом, могу акварелью сделать очень близкую к натуре и правдивую по тонам картину, и все это будет живопись..... Я не считаю правильным начинать обучение живописи с работы акварелью. Для неопытного художника акварель представляет большую трудность: высыхая, она светлеет и за ней не угонишься..... Акварелью можно начать работать тогда, когда вы поймете, как с ней обращаться, когда овладеете техникой масляной живописи. Вы не назовете, пожалуй, ни одного крупного акварелиста, который не умел бы писать маслом.
То, что я вам сказал, дает возможность легче определить, какое произведение следует считать живописным, художественным. Исходя из этого, мы можем сказать, что картина Федотова «Разборчивая невеста», где горбатый делает предложение, написана очень хорошо. Действительность передана живо и правдиво, значит это художественное произведение. Или какая-нибудь спина у Репина: широко намазана, вблизи ничего не видно, накомкано, а отойдешь - живая. Художественное произведение! Или картина Рябушкина: все очень правдиво, очень похоже на то, что он хотел передать. Тоже художественное произведение! В мое время считалось, что если картина большая, широко намазана, то значит это живопись. А я писал небольшие картины, большие писать не умел. И говорили: «Ну, это иконопись». Тогда я стал раздумывать: в чем дело, ведь у итальянцев тоже есть маленькие произведения, маленькие и очень художественные. Я обратился с вопросом к Серову, неужели только громадные картины являются живописью? Он, конечно, ответил, что и маленькая картина может быть живописной. .....


             Н.П. Крымов. Утро. 1911. ГРМ(СПб)


Суммируя все это, я в поисках точной формулировки пришел к следующему определению понятия живописи: живописью называется передача тоном видимого материала. Почему же именно тоном и материала? Когда вы пишете что-либо, например эту чернильницу, то при верно взятом тоне (в цвете) она получится стеклянной. Если она не получится стеклянной, вашу работу не одобрят. Можно, конечно, создать иллюзию стекла и другим способом: наведением мелкого блеска, но этот способ не художественный. Другое дело, если вы проложите по форме чернильницы несколько оттенков верным тоном и цветом. Чернильница получится стеклянной, и это будет живопись. А где не передан материал, там нет и живописи.
Почему я говорю «видимый» материал, а не просто материал. Если я эту чернильницу отнесу в тень, вы потеряете ощущение материальности, знаемости материала. И вот художник часто ошибается, стараясь ради достижения живописного эффекта передать материал там, где материал не может быть показан.
Я шел с ребятами моего курса по улице, и вдруг мы видим: стоит дом, а за домом какая-то дымка. Что там делают? Асфальт заливают? Подошли ближе и видим: это белый дом, но стоит он где-то там. в глубине. Каким тоном писать этот дом? Нужно ли писать дом таким, каким мы его увидели приблизившись, или таким, каким он показался нам, когда мы подумали, что это варят асфальт? Да, пишите таким, каким он показался. Вы не имеете права писать вместо того, что видите, то, что знаете. На большом расстоянии висит шелковое белье. Откуда я знаю, что оно шелковое, может быть оно, черт его знает какое. И вот, черт его знает какое, вы и пишите.
Вот стоит пепельница, я гляжу и не знаю, что за материал, я его таким неизвестным и сделаю. Я должен изображать стекло, покуда вижу, что это стекло. Если же вы отнесете стакан подальше, где материал уже не виден, и все-таки, зная, что стаканы делаются из стекла, я передам стекло, то я совру". 


От редакции:
В историю русского искусства Н. П. Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог


Выпуск май 2015

Copyright PostKlau © 2015


Категория: ВНЕ ВРЕМЕНИ | Добавил: museyra (21.04.2015)
Просмотров: 683 | Комментарии: 7 | Теги: СТОИТ ВСПОМНИТЬ, Визуальное искусство | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 5
1  
О школе живописи Крымова я беседовал с Н.К. Соломиным. Он рассказал о высоком научном уровне преподавания теории колористических и тональных отношений. Например, многим неизвестно, что с ростом освещенности падает чувствительность глаза к фиксации колористических и тональных отношений. А это влечет важные следствия для организации работы над картиной в мастерской и экспонировании картины на выставке.
Так свет в мастерской должен быть не очень яркий. И поэтому для новичков нежелательна работа на пленере.
Также требуется особо обеспечивать полноспектральное и  равномерное освещения поля картины в мастерской и на выставке.
По опыту, для освоения тональной живописи требуются большие усилия под руководством педагога, владеющего этим.
Тональную живопись требовали на вступительных экзаменах в Суриковку.
Владение  или нет художником живописи тональных и колористических отношений часто определяет успех или неуспех художника на художественном рынке. Кстати, многие арт-дилеры просто этому не обучены, и считают  требования школы Крымова к живописи отношений какой-то заумью.
Андреев В.А.
Artoil-A

0
2  
Совершенно с вами согласна. Бросается в глаза насмешливое  и пренебрежительное отношение к знаниям основ именно живописи, а не изображения масляными красками,что не одно и то же как многие  думают, в том числе и преподаватели у нас в училищах.Отсталость в теории ИЗО отмечал еще Малевич и говорил что Россия  в теории отстает от мира лет на 50. Сейчас отрыв только увеличился

3  
В некоторых разделах, например, в методике Дюрера для построения  изображения тела на базе трех параллелепипедов (коробок) куда вписаны: череп, грудная клетка и таз, отставание даже на 500 лет. Это просто дефекты школы преподавания
Отставание в школе цветоведения (из современной светотехники) - 50 лет.
А технологию ритмизации изображения золотыми сечения благополучно забывают сразу после вступительных в худ. вуз.
Есть и другие характеристики, но уже ремесленных навыков художника. Например, техника работы кистью на поле картины и на палитре.
Школа Крымова и вышеперечисленные дают квалифициющие характеристики живописи и дизайна для продвинутого художника, которого ожидает коммерческий успех. По крайней мере, такая живопись имеет профессиональный, современный вид.
Однако, школа Крымова была сильна еще и духом познания (самообразования) его студии - класса.
Об этом говорил и писал Н.К. Соломин. Только коллективные усилия позволяли ученикам Крымова за короткое время освоить весьма непростые вершины современной живописи.

0
4  
Удивительно что вы это понимаете и вообще заметили статью. Прежде я не раз пыталась завести в разных местах разговор на эту тему с целью обратить внимание на концепцию, цельную теорию, которая складывается из идей Крымова в плане живописи и идей Г.Вёльфлина(подозреваю по некоторым признакам что К. о ней не знал, просто это совпадение мысли гениальных умов)  о метастилях - живописи и графики и их различиях  в плане формы. В лучшем случае даже от якобы продвинутых художников, преподавателей, был разговор с М.Германом(РМ СПб) недоумение, доходящее до открыто выраженного желания покрутить пальцем у виска, выводы что у Крымова ерунда никому не нужная. Уверена что сейчас сюда могут придти читатели именно с такими выводами. А вы говорите - 50 лет. 

50 лет отставания - это очень скромная цифра

5  
Воспоминание о Крымове см.:
http://krimov.ru/vospominaniya53.php
Меня учила несколько лет по Крымову в ИЗО студии МАИ при кафедре инженерной графики Ольхова Ия Владимировна, а коллектив ее студии поддержал дух самообразования. Это оказалось достаточно для 18 лет легального бизнеса в области живописи..
Подготовка в МАИ была не только чертежная, но и графическая. Выпускник кафедры должен уметь изобразить даже воздушный бой на плакате для министерства. Мы, правда,  делали рисунки деталей самолетов карандашом и акварелью, но профессионалы уже тогда перешли на  аэрографы.
На художественном рынке очень   много было работ "от себя", где без владения технологией колористических и тональных отношений вообще нельзя уложиться в  в налоговые нормативы. Т.е. если не купят большинство  работ, например, из 6-10 работ среднего формата за месяц экспонирования сразу после первого появления художника  на художественном рынке , то последует неизбежное  банкротство, и налоговики прикроют бизнес художника-неудачника.
Конечно, был процент дизайнерских работ плакатного типа, но в основном  именно классические живописные работы хорошо продавались в  самые тяжелые постперестроечные годы.
Андреев Виктор.
Artoil-A

Имя *:
Email *:
Код *: