Главная » Статьи » СТОИТ ВСПОМНИТЬ » Времена, даты, события, мемуарные материалы

И.Тур. Живопись для героя
ИРИНА ТУР

                 Живопись для Героя

 

                                    О творческом проекте

 

  Все дальше и дальше уносит нас время от  событий  Великой Отечественной войны, которые  всколыхнули и мобилизовали всю страну.  Все меньше и меньше становится участников и свидетелей той Великой войны. Для меня эти люди всегда  много значили и вызывали восхищение и гордость. Это и мой  любимый дедушка Василий Ильич Тур, проживший всего пятьдесят четыре года, сапер, минер и баянист, душа компании.  Долгих шесть лет ждала его бабушка в станице Семеновской с четырьмя детьми, среди которых  был мой отец. Вспоминаю, как весело мы распевали  «Катюшу» под  трофейную гармошку и ездили на велосипеде  на реку Маныч  ловить огромных  карасей, красноперок и сазанов, тогда они все мне казались огромными.  

Это и мой учитель  в Детской художественной школе Павел Павлович Коваль, который научил рисовать и помог поверить в себя, гордился мной и пророчил творческий успех. Летом прошлого года он ушел от нас. 

Это и  Петр Лукич Малков, народный художник,  талантливый скульптор, который приоткрыл дверь в большое искусство,   рекомендовал меня для вступления в Союз Художников,  знакомством с которым я горжусь и чье доверие стремлюсь оправдать. 

  Задача каждого художника - запечатлеть время. Какое оно, в самом начале двадцать первого века? Страна отметила Юбилей Победы - ее cемидесятилетие. Это очень важное событие для нашей страны, для тех людей, ветеранов, которые дожили до этого дня. И у меня возникла  идея:   от имени нашего поколения выразить огромную благодарность поколению героических людей,   создав галерею портретов  Героев Советского Союза, проживавших и  ныне проживающих на территории Волгоградской области и тем самым  увековечить образы уникальных людей, наших современников, Героев, гордость нашей Родины. 

Их осталось мало. С этой идеей я обратилась в Областной  Комитет Ветеранов и получила большую поддержку от председателя Федотова Николая Степановича и членов комитета. Областная Администрация в лице вице- губернатора Хорошевой Галины Ильиничны также   поддержала этот проект.  Они поверили в мои творческие силы  и уступили моему огромному желанию художника  выполнить задуманный проект. Таким образом, мне выпало счастье лично познакомиться с Героями Советского Союза,  с этими и простыми и необыкновенными людьми, за это я  несказанно благодарна своей судьбе.

 

 

 

                   Числов Александр Михайлович  ( род. в 1915 г.)


 

Холодный взгляд голубых пронзительных глаз, военная выправка, чувствующаяся еще в ладном сухопаром теле, строгое выражение лица.

- Вы опоздали, у нас, военных, это не принято.

А  извиняюсь, объясняю, что долго не могла найти дом, перепутала улицу (номера  домов на Спартановке, где я не так часто бываю, действительно не поддаются общепринятым правилам - четные, нечетные),   да и задержалась всего-то на двадцать минут.

- Приступим,- сухо  говорит Александр Михайлович, быстро, по-военному, облачаясь в парадный костюм.  Я смущена холодным приемом, сконфужена, тем более это  первый визит  моего проекта, но держусь, призывая на помощь свой природный оптимизм. Дрожащими пальцами устанавливаю этюдник, выдавливаю краски и вглядываюсь в лицо Александра Михайловича. Боже, какое благородное, умное, интеллигентное лицо, глаза глубокие-глубокие! И уже не вижу возраста, его восьмидесяти девяти лет , а только эти глаза, пристальные и неустрашимые, и представляю , как он, двадцатисемилетний АС- истребитель, командир полка, сосредоточенный и яростный, ведет бой,  виртуозно ускользая от противника,  настигает его, и легкая победная улыбка пробегает по  лицу, а в глазах вселенская грусть от понимания жестокости войны: если ты не убьешь, тебя убьют.

 После часового позирования мне  разрешено прийти еще раз завтра. Лечу без этюдника налегке домой, окрыленная  успешным началом проекта и  чрезвычайно довольная собой. Оказывается, мне все нравится и  у меня  все получается. Впоследствии я буду сравнивать свои кратковременные этюды с окончательными  портретами, выполненными  в условиях мастерской, и даже немного устыжусь этих  часовых этюдов.  Но именно они явились для меня ключом в проникновение образа каждого героя, именно в момент создания  этюдов произошла связь художника, персонажа и полотна, именно они помогли мне поймать верную энергетическую волну, без которой портрет не может состояться. Итак,  этюд закончен, Александр Михайлович облегченно встает, а я набираю воздуха в легкие и прошу  о краткой беседе с рассказом о  подвиге, мне это необходимо для полного понимания образа.

- Ну что ж,- быстро соглашается он.

- Какой день войны Вас потряс больше всего?- спрашиваю я.

 -Первые дни войны, когда никто не ожидал нападения . Тогда погибло много людей, они бежали с  детьми , узлами, а немцы  из самолетов их  безжалостно расстреливали .  Наша авиация в то время была беспомощна.

 Он видел эту трагедию сверху, возникшая ненависть к врагу помогла ему выжить. С появлением ЯК-1 и Лавочкин-5 в конце 1942 года наша авиация завоевала господство в небе. Александр Михайлович совершил около 600 боевых вылетов, лично сбил 21 самолет,  полк, командиром которого он был с 1943 г. и до конца войны, сбил за четыре года 396 самолетов противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 24 августа 1943 г. В его полку служил легендарный Маресьев, вернувшийся на фронт после ампутации ног.

    Какой далекой кажется эта прошедшая война, обрастающая постепенно легендами и домыслами, но пока живы ее очевидцы,  ты понимаешь, она еще способна разрывать сердца. Образ беззащитных обезумевших людей, мирных жителей, бегущих с узлами, надеющихся выжить  под градом бомб самоуверенного и наглого врага,  отчетливо возникший  под воздействием  рассказа Александра Михайловича в моем воображении, не дает мне покоя и наполняет мою душу  чувством благодарности    к этим людям- Героям и всем воинам, защитникам нашей Родины.

 


                  Теплов Михаил Петрович ( род. в 1919 г.)




О нем в начале девяностых писали многие газеты как о последнем Герое Советского Союза. И это действительно так. Затерялись в штабе Армии наградные документы, направленные еще во время войны, а нашлись только в 1990 году. 8-го мая 1991 в Георгиевском зале в Москве в торжественной обстановке   вручили «Золотые Звезды» трем последним Героям  Советского Союза, государства, вскоре распавшегося .

Михаил Петрович – отец моего коллеги, тоже художника, только графика, Юрия  Теплова, экс-председателя Союза художников России, довольно известной личности, именно во время его правления я вступила в Союз Художников России. Поэтому писать портрет  отца знакомого мне художника было очень ответственно, хотя, как потом выяснилось, Юрий Михайлович никогда  не  писал и не рисовал своего героического отца. А еще я знала о том, что  один замечательный художник Волгограда, засуженный художник России,  Александр Егидис, ушедший от нас весной прошлого года, уже писал его раньше, и этот портрет известен искусствоведам.  Портрет  увидела сразу  же, как только вошла в гостеприимный дом хозяина и хозяйки: небольшого размера, написанный в великолепной авторской манере, в коричневатых, характерных для художника тонах.  Михаил Петрович запечатлен почти в профиль, он кажется родным и узнаваемым другом, соседом, одним словом, близким  человеком. «Но, - подумала я, подбадривая себя, - нечего робеть, сравнений быть не должно, мой портрет будет просто другим: торжественным и возвышенным,  он отразит героическую сторону образа  и таким  войдет в серию творческого проекта. Я  должна справиться и  справлюсь с этой задачей!» Михаил Петрович – милый, добрый,  удивительно общительный человек, на первый взгляд он кажется домашним и обыкновенным, но загляни в его мальчишеские глаза, а мне это удалось, и там увидишь  героический отблеск  побед, неустрашимость и мужество.

- Вы пишите, сколько хотите, можете и завтра прийти и послезавтра, я совершенно свободен,- говорит Михаил  Петрович, а я наслаждаюсь неторопливой работой и предвкушением долгой беседы с этим уникальным человеком, образ  которого уже вырисовался в моей голове.

Закончив  Энгельское бомбардировочное училище , с 1941 г. он  принимал участие в боевых действиях. Из-за ранения, полученного  во втором бою, после госпиталя  пришлось  со скоростного бомбардировщика СБ пересесть на кукурузник У-2 и перейти в 638-й ночной бомбардировочный полк. Затем

У-Аи .  Воевал на трех фронтах: Брянском, Ленинградском, 2-м Прибалтийском. В итоге – более 600 успешных ночных вылетов, 28 полетов в тыл врага, к партизанам,  доставка рации, медикаментов, продуктов, а обратно вывозил раненых, больных, детей. У летчиков с получением звания Героя Советского Союза  все четко : совершил столько-то успешных вылетов , на таких-то самолетах, не погиб, (а гибло очень много), и ты - Герой. Михаил Петрович за время войны совершил на сто вылетов  больше, чем установлено для получения почетного звания - 600 против 500, а звания героя  по иронии судьбы удостоился почти пятьдесят лет спустя. А сколько их было, таких героев, так и не дождавшихся своей награды!  Михаил Петрович и  жена  его Рема Петровна, вместе они прожили пятьдесят семь лет, имеют двоих детей, шесть внуков и правнучку ,- счастливая пара, нежно заботящиеся друг о друге люди, с юмором относящиеся к неудобствам возраста. В кругу их семьи понимаешь, какие человеческие ценности самые важные: любовь, забота, поддержка. А «малиновка», фирменная малиновая настойка, собственноручно произведенная хозяйкой и являющаяся гордостью всех застолий,  была весело выпита  нами всеми за импровизированным обедом, конечно же -  за  здоровье хозяев и за успех моего проекта,  и тем самым закрепила доброе отношение друг к другу.

 

 

                 Балабин Юрий Михайлович  (род. в 1922 г.)


 

- Сколько, Вы сказали, ровно за час напишете этюд?  Засекаем время! У нас, у военных все четко! Тем более, сами понимаете, жарко в мундире-то позировать в разгар лета!

 Этюдник собираю и разбираю, как автомат Калашникова- на время, краски предварительно выдавлены на палитру: неаполитанская желтая- для лица, кобальт зелено-голубой- для мундира, сиена натуральная, кадмий красный, охра желтая, ультрамарин. Рука напряжена, взгляд сосредоточен:  важно запомнить, поймать то важное, характерное, что даст основу для большого портрета Героя. Я вся словно лев, готовящийся к прыжку. Прыгаю, и  закрутилось. Крупные , красивые черты лица. Взгляд художника позволяет видеть образ вне времени – спокойный, внимательный, немного уставший, благородный взгляд и достойная поза. Мягкий свет из окна террасы создает

ощущение спокойного диалога  двух еще недавно незнакомых людей, людей разных поколений, и сердце прыгает от радости, от такой удивительной возможности прикоснуться к истории уникальных людей, гордости нашей нации.

-   Деточка, я Вам холодненького компотика принесла, а то жарко очень,- слышу я откуда –то издалека и возвращаюсь в реальность.  Рядом стоит жена Юрия Михайловича, Семкина Раиса Лазаревна, и, улыбаясь, протягивает мне стакан с летним замечательным компотом. Она сама участница обороны в Сталинграде, жена и боевая подруга, шестьдесят лет совместной жизни отметили в 2004 году, а расписались в Австрии, двое детей, четыре внука и четыре правнука- результат их фронтовой любви.

- А ты не разговаривай,- отдает приказание она генерал-майору, поглядывающему от нетерпения на часы,- после поговорим.

И я понимаю, что времени у меня уже нет , отпущенный  час на исходе, бросаю взгляд на этюд - он почти завершен, а рука с кисточкой продолжает  лихорадочно двигаться , делая последние мазки. Готово!

- Ну, разве из этого можно что-нибудь сделать? - разочарованно говорит Юрий Михайлович.

 –Да ты что, очень похоже получилось, молодец, деточка!- восхищается Раиса Лазаревна,- А ордена твои она с фотографии подглядит.

Юрий Михайлович, избавившись от жаркого  парадного мундира, тяжелого от наград, и облачившись в легкую летнюю рубашку, преображается, усаживается за стол, достает великолепно оформленные фотоальбомы о  военной жизни, вырезки из газет, книги…  « Флагман штурмовой авиации» - так  восхищенно называли 1-й Гвардейский корпус, где воевал Юрий  Михайлович , пройдя путь от рядового до штурмана авиационного полка. « С красным носом летал, не стреляли немцы, боялись!»- с нескрываемой гордостью говорит Юрий Михайлович. Отличник Чкаловской летной школы, прирожденный штурмовик,  красавчик, храбрец и везунчик – ни разу не сбили!- он сделал 232 удачных боевых вылета, сводил в бой 1503 экипажа,  нанес колоссальный урон противнику,  получил звание Героя Советского Союза, а после войны продолжил службу в авиации и дослужился до генерал-майора.

 –А что Вы чувствовали во время боевого вылета за штурвалом самолета? – спрашиваю я.

–Читайте Экзюпери, никто лучше него не описал душу летчика, ни Покрышкин, ни Хемингуэй.

 

 

 

                   Белоусов Николай Петрович ( род. в 1923 г.)


 


 Сверяясь с адресом, ищу нужный мне дом по проспекту им. Героев Сталинграда, что в далеком Красноармейском районе. Тяжеленный этюдник  с красками на  правом плече, матерчатый чехол с  грунтованной картонкой, будущим этюдом, на левом плече.  Люди сочувственно оборачиваются, видимо, нечасто приходится видеть художников , экипированных для работы и обвешанных словно елка под Рождество. Поворачиваю в  нужную мне арку длиннющего многоарочного дома, навевающего мысли о китайской стене, и вижу высокого, улыбающегося седовласого мужчину: «Вы -  Ирина , художник, я Вас по этюднику узнал. Вот вышел встречать, а то тяжело Вам, наверное. - Не могу поверить, что этому моложавому человеку восемьдесят один. – А к Пономаренко ( сосед по району, тоже Герой) я Вас отвезу на машине, а то он в частном секторе живет, Вы его просто так не найдете.»

Я, совершенно очарованная его галантностью, мужской харизмой, разворачиваю этюдник, готовлюсь к сеансу, а он, переодевшись в парадный костюм, предстает во всей красе.

- Я тебе мороженое купил,  какое будешь: крем–брюле или пломбир в шоколаде?

 - После, после,- отвечаю я, предчувствуя творческий подъем.

Пишу, как всегда, быстро, энергично постукивая кистью, и наблюдаю. Романтичный , красивый, с замечательным чувством юмора, добрый, с мечтательным взглядом,  легкий на подъем, светлый- таких любят .  В 41-м-ему восемнадцать , мальчишка совсем, на фронте с первого и до последнего дня войны. После Батайского летного училища - летчик –истребитель, летал на Миг-3, Ла-3, ЛА-5 в полку Василия Сталина. «Щит Героя»- летное прозвище, которое престижнее награды. Начал летать  командиром звена, закончил  командиром полка. 265 боевых вылета, 50 воздушных боев, 23 сбитых самолета. Звание Героя Советского Союза получил в июне 1944 г .

- Какой день войны запомнился больше всего ? -спрашиваю я , изображая журналиста.

- Последний, 9-го мая 1945 года.  Мы все уже знали о Победе, а мне приказ - вылетать.  Никогда не боялся, а тут испугался, думал, не вернусь, но страх прошел,  как только заревел мотор и я вошел в свою стихию. В этот день пришлось десять вылетов сделать. А после войны на Волгодонском судоходном канале работал на шагающем экскаваторе.  После самолета я с любой техникой, не учась, могу совладать.

 Сейчас, овдовев, живет один, обожаемый детьми и внуками.

-Спускаемся,- командует Николай Петрович, - едем к Пономаренко, он нас уже заждался!- И на виражах лихо  обгоняя «Мерседесы» и «Волги», в пять минут мы  в тихом и красивом месте, местном оазисе частного домостроения, у его друга - Пономаренко Виктора Ивановича – танкиста, майора в отставке.

-Я за тобой заеду, а то потеряешься,- покровительственно улыбается Николай Петрович и исчезает, а  я понимаю, что это он полетел, только низко.

 

 

                    Пономаренко Виктор Иванович (род. в 1915 г.)



 

  Перед воротами дома - роскошное абрикосовое дерево, крупные плоды которого плотным ковром усыпали дорожку. Хочется задержаться и вспомнить детство, когда каждое лето я проводила у бабушки в конезаводе им. Буденного, что под Сальском  Ростовской области -  в абрикосовом, вишневом и арбузном раю. Но я равнодушно и достойно прохожу мимо дерева, источающего сладкий  абрикосовый аромат перезревших фруктов,  навстречу хозяину, открывшему мне калитку. Небольшого роста, крупная голова, ухоженная седая  кудрявая борода и огромные черные квадратные очки, а из-под них - синие-пресиние проникновенные глаза.

-А я думал, что Вы уже сегодня не приедете, в доме стало не так светло!

- Да мы на улице будем писать , во дворе, - радуюсь я такому повороту событий, не ожидала , что рядом с домом  роскошный двор, - нет ничего лучшего, чем писать на свежем воздухе, по–французски «пленэр» называется.

- Я не часто появляюсь на публике, не здоров,-  неспешно говорит Виктор Иванович,- сейчас  приготовлюсь. Лицо румяное,  на удивление ,без единой морщинки,  умный собранный взгляд, только движения слегка скованные, говорят о значительном возрасте - восемьдесят девять лет, не шутка!  Мы договариваемся, что я его буду писать ровно час, чтобы не утомить, и легко справляюсь с этой задачей, потому что более спокойной натуры у меня не было никогда. Расспрашиваю его о военных годах. После окончания Саратовского Танкового училища им. Люзюкова Виктор Иванович с 1942 года на фронте командиром танкового взвода. Звание Героя получил за форсирование реки Буг и за взятие станции Хощувато на Украине, что дало возможность двигаться вперед танковому корпусу и Армии.  Жена Татьяна Павловна, моложе лет на семь , угощает фирменным яблочным пирогом, и я понимаю, что это верх кулинарного искусства, мне никогда не доступного.

- Да нет, я уже не пеку, заказываю по своему рецепту, да и абрикосы уже не собираем. Вы не представляете, как трудно было со старого пиджака на новый награды перевешивать! Пальцы уже не слушаются, просто иногда весело становится, какие мы старые стали,- лукаво улыбается Татьяна Павловна.

Я благодарю  их за  гостеприимство и быстро прощаюсь, потому что Белоусов по-мальчишески настойчиво подает сигналы своего то ли самолета, то ли автомобиля, прилетел к условленному часу. Прощай, абрикосовый рай. Здоровья вам и радости, добрые люди!


 

                    Морозов Иван Васильевич ( род. в 1922 г.)



 

- Он только глубокой осенью появится, - сообщил мне Председатель Комитета ветеранов войны и военных действий Федотов Николай Степанович,  мой большой помощник в реализации  проекта - Он в Еланском районе каждое лето проводит, на родине на своей.

И это оказалось действительно так.  Встретились мы с  Морозовым Иваном Васильевичем  только в ноябре.

 -Приходите, приходите, мы уже дома,- отвечает дружелюбный голос на другом конце телефонного провода, и мы договариваемся о времени встречи.

 На следующее утро я еду в троллейбусе, потому что в маршрутке мне, груженной этюдником и прочими принадлежностями, было бы неудобно и неповоротливо. Холодно и солнечно!   Вдруг что-то случилось, все троллейбусы остановились! Транспорт никакой не ходит. Ах, да это же из-за  демонстрации движение перекрыли , сегодня же 7-е ноября! Делать нечего , иду пешком три остановки и нервничаю из-за вынужденного опоздания.  На пороге встречает Иван Васильевич, восьмидесяти двух лет, высокий, седовласый, с молодыми веселыми глазами под густющими черными бровями, и жена его, миловидная с красивейшими чертами лица  пожилая леди со светящимся взглядом. Прощают тут же, рады необыкновенно, такое впечатление, будто попал к близким родственникам. Начинаю писать, назначаю себе час времени на работу, тем более, заранее я все краски на палитре уже подготовила. Чем хорош этюдник, этот деревянный чемоданчик с ножками, так это тем, что никогда не подводит, и все- то в нем продумано до мелочей: и место для красок и кистей есть, и палитра помещается и не пачкает ничего, а с помощью выдвигающихся металлических ножек можно установить его  на любой высоте и в песке, и на ветру, и на паркете, как и случилось на этот раз. Режим, когда за час я успеваю написать  погрудный этюд,  мне уже кажется привычным.  Главное - уловить энергетику человека, а потом будем решать все другие задачи. В завершение по моей просьбе  Александра Илларионовна,  просто как заправский фотограф, сфотографировала нас с Иваном Васильевичем во время  исполнения этюда,  и это единственный снимок, который свидетельствует о происходящем.

- Пока вы будете разговаривать, я соображу праздничные посиделки, ведь вы не откажете старикам!-  с улыбкой обращается ко мне Александра Илларионовна.  

 Иван Васильевич  в конце 1941 года закончил Чкаловскую школу в Оренбурге и был направлен в 569 штурмовой авиационный полк , где прошла вся  его фронтовая жизнь.  Он -участник четырех фронтов: Брянского,  Прибалтийского, 1-го Белорусского, 2-го Белорусского. Осуществил 148 боевых успешных вылетов на ИЛ-2. Средний срок жизни летчиков на самолете такого класса всего 30-45 вылетов. Три раза его сбивало зениткой, но повезло, остался жить. Его самолет называли «летающим танком», настолько он был неуязвим и грозен для врага.

-Сколько уничтожили техники и живой силы противника, страшно становится! – говорит  Иван Васильевич.- Спрашиваю у священника:  «Ведь грешны мы, батюшка?», а он отвечает, перекрестивши: « За землю свою воевали, а это не грех, живи и спи спокойно!». А как тут спокойно поспишь, до сих пор  снится, как бомбы вниз в цель летят!

- Как же определяется, успешный вылет или нет, кто это определяет, ведь  цель  далеко от аэродрома , это может быть и корабль, и поезд, и стратегические объекты,-  интересуюсь  я.

- На каждом самолете  ИЛ-2 установлена фотокамера, которая срабатывает  автоматически сразу после  запуска снарядного устройства и фиксирует  попадание  или непопадание в цель. Вернувшись, ты можешь ничего не говорить, пленка все сама за тебя скажет. Вот тут и начинаются «разборы полетов»!

 Так за разговорами о войне, о боевых товарищах, об их  родном селе Березовка, где Иван Васильевич и Александра Илларионовна познакомились, будучи детьми, и где проводят каждое лето, окруженные родственниками и друзьями, за чудесным угощением пролетело время этого праздничного солнечного дня.

- Позвоните, как только доберетесь домой, мы будем беспокоиться, - слышу я вслед после прощания.

 


                            Филиппов  Алексей Федорович

 

Мне очень жаль, что  Алексей Федорович отказался от  участия в моем проекте, он последний из семи  Героев Советского Союза,  ныне проживающих на территории нашей области. Его отказ вызван огромной скромностью, и ни Николаю Степановичу Федотову, председателю Комитета ветеранов, ни мне, ни ближайшим родственникам не удалось переубедить его  и согласиться. Возможно, еще что-то изменится и мне удастся написать его портрет в будущем.

 

 

                               Воплощение мечты художника


 Не скрою, что привыкла ставить перед собой трудновыполнимые задачи, воплощение которых несет преодоление препятствий  внутренних или внешних, ведет к  духовному и профессиональному росту.  Теперь, когда проект завершен, я могу охарактеризовать его и подвести некоторые итоги. Портреты выполнены в творческой авторской манере  и несут черты современной  портретной живописи. В серии использован прием монументальности (портреты выполнены больше натуральной величины на холстах размером 90х70) , применен единый масштаб. Разнообразие цветовых фоновых характеристик придает портретам   торжественное звучание, а единая манера исполнения объединяет портреты в целостную серию.  Основным при создании каждого образа является портретное сходство с передачей психологического состояния героической личности , важным представляется изображение ветеранов в парадном костюме с  наградами для придания образу торжественности. Для создания портретов использованы  этюды, выполненные автором с натуры при непосредственной встрече и знакомстве с Героями Советского Союза, а также фотозарисовки.

Реализация этого проекта для меня много значит: помимо патриотических  идей я решала задачи профессионального характера. Проект завершен, я уже получила слова благодарности ото всех, кто в нем был задействован, что рождает чувство удовлетворения. Теперь моя задача - показать его и порадовать всех ветеранов  своим искусством, выражающим уважение и благодарность  наследников их Победы.






Ирина Тур рассказывает о проекте в интервью



Copyright PostKlau © 2016


Категория: Времена, даты, события, мемуарные материалы | Добавил: museyra (20.04.2016)
Просмотров: 366 | Комментарии: 3 | Теги: СТОИТ ВСПОМНИТЬ | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
0
1  
Безотносительно  к героическому содержанию, хочу обратить внимание на руки на портретах. Вы часто можете увидеть такие руки? так грамотно поданные и такие выразительные?

2  
Когда я просматривала портреты, тоже обратила внимание на руки! Но не смогла написать комментарий - комп барахлил. Замечательный проект! Большое спасибо Ирине Тур за него!

3  
Молодец, Ирина! Уважила

Имя *:
Email *:
Код *: