Главная » Статьи » СТОИТ ВСПОМНИТЬ » Времена, даты, события, мемуарные материалы

Илья Смирнов. Свет в конце трубы

ИЛЬЯ СМИРНОВ

Историк, журналист

                                        СВЕТ В КОНЦЕ ТРУБЫ

(о возвращении к высоким стандартам системы образования, принятым в СССР





Свет в конце трубы

Илья Смирнов. Фото из личного архива

Не прошло и 25 лет



К 1 сентября министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил: «У нас цель простая — возврат к тем высоким стандартам системы образования, которые были присущи всегда нашим ведущим университетам еще в Советском Союзе... Серьезная и часто болезненная работа по наведению порядка».

Пока я знакомился с сенсационной новостью, по «Евроньюс» тамошний эксперт разъяснял, что успехи в учебе лучше оценивать не индивидуально, а коллективно. Вроде средней температуры по больнице. Инновация не очень молодая. В СССР «бригадный метод» применялся в 1920-е годы, а уже в начале 1930-х его отменили. В свете заявлений нашего министра есть надежда, что эта дурь не будет «эксгумирована» и спущена в школу в порядке дальнейшего приобщения отсталой страны к передовой Европе.

Официально признано, что у нас была хорошая система образования — не идеальная, как и всякое творение рук человеческих, но вполне конкурентоспособная. Можно добавить: она продолжала лучшие дореволюционные традиции, которые, в свою очередь, восходили к западноевропейским, прежде всего к немецким. Следовательно, советское образование и есть европейское — классическое, не переформатированное под толерантную политкорректность и болонскую вариативность. Именно эту традицию уничтожали с 1991 года. Не по ошибке или невежеству.

Разрешить выдачу дипломов о высшем образовании из магазинной подсобки, поспешно переименованной в Международную академию, можно было только с прямым умыслом. То же касается и «учебников нового поколения», обогащенных не только грубыми ошибками, но и шизофреническим бредом, спускавшимся в школу как в канализационную трубу. Если оценка покажется слишком резкой, сами найдите не грубые слова для дяденек, которые донесли до юных россиян, что в орнаментах на неолитической керамике запечатлена структура молекулы белка, а «особо посвященные» даосы могли питаться «воздухом или светом звезд». А еще найдите подобные слова для тех, кто ставил на подобную продукцию официальный гриф «рекомендовано».

Нужно сказать о тех, кто в этой обстановке хранил верность идеалам Просвещения и не боялся погромщиков. Всемирно известный математик Владимир Игоревич Арнольд (1937–2010), выступая в Государственной думе, решительно отверг «план подготовки рабов, обслуживающих сырьевой придаток господствующих хозяев: этих рабов учат разве что основам языка хозяев, чтобы они могли понимать приказы». Химик Александр Моисеевич Шкроб (1936–2007) организовал в противовес «плану подготовки рабов» сетевую образовательную библиотеку VIVOS VOCO, взяв девиз у Герцена, а эмблемой сделав «Рабочего и колхозницу» Мухиной. Символы свободной мысли и честного труда. Автор учебников геометрии Игорь Федорович Шарыгин (1937-2004) подробно разобрал последствия тестирований вместо нормальных экзаменов и представил докладную записку в министерство. Как вы догадываетесь, она никого не заинтересовала.

Наибольший урон был нанесен высшему образованию. Причем не только через те новоявленные конторы, которые министр теперь прямо обвиняет в обмане, но также через «освобождение» нормальных вузов от их традиционной специализации и посредством «обогащения» факультетами несуществующих наук. Меньше всего пострадала начальная школа — в силу особого консерватизма и осторожности, проявляемой взрослыми по отношению к детям: даже если сами собрались выпивать, 10-летнему ребенку водки обычно не наливают.

Три главные «реформы» здесь так и не прошли. Во-первых, «свободная школа», где Вовочке предлагается самому решать, что ему сегодня интереснее: арифметика или ковыряние в носу, а в итоге таблица умножения «вариативно» откладывается класса до 5-го. И это не очередной анекдот, а зарубежный педагогический опыт, популяризацией которого у нас занимается «научная газета» «Троицкий вариант». Во-вторых, «инклюзивное образование» здоровых детей вместе с теми, у кого медицинский диагноз исключает саму возможность усваивать программу. В-третьих, уроки порнографии и сексопатологии, которые вдруг стали главными: если от арифметики можно отказаться, то с «сексуальным просвещением» вольности не проходят.

Так вот, по всем трем направлениям «реформы» начальной школы Россия по-прежнему безнадежно отстает от «открытого общества»И догонять, слава Богу, уже не собирается.

Но будем реалистами, Минобрнауки разворачивается к здравому смыслу под внешним политическим давлением. С разных сторон ему настойчиво напоминают о социальных функциях, которые все-таки нужно выполнять. Сам же аппарат, как и большая часть преподавательского сообщества, за 24 года привык прогибаться под любую «инновацию», рекомендованную «экспертами» Всемирного банка, прочно усвоив соответствующую систему ценностей — игра на понижение — и лексикон.

Вскоре после министра его заместитель изъяснялся уже несколько иными словами: «Современные стандарты бакалавриата и магистратуры позволяют за счет вариативной части образовательных программ формировать индивидуальные образовательные траектории. А для того чтобы реализовать эту возможность, нужно иметь вуз с большим количеством кафедр, чтобы студенты могли выбирать различные образовательные модули».

Так какие все-таки стандарты? Высокие советские или «современные» модульно-вариативные?

Боюсь, что если министр Дмитрий Ливанов обманет доверие «реформаторов» и всерьез начнет наводить в отрасли порядок, он окажется мишенью для тысячеминуток ненависти, организуемых креативной общественностью — не за то, что по-прежнему делается плохо, а за то, что попытались сделать хорошо.



Источник:

Выпуск сентябрь 2015
Новости, деловые новости - Известия
Понедельник,
31 августа
2015 год


Категория: Времена, даты, события, мемуарные материалы | Добавил: museyra (31.08.2015)
Просмотров: 423 | Комментарии: 5 | Теги: разное | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
1  
Впечатление от статьи двойственное. С одной стороны советское образование позволило мне с трудом  войти в рынок и создать эффективное компьютеризированное производство  художественных товаров, вписанное в современную налоговую систему.
С другой стороны, советские заморочки о мире и дружбе, коллективизме, слабого умения разбираться в блёфе торговцев из-за  проблем  с маркетинговым анализом -  затрудняли вход рынок. Редко кто из выпускников советских вузов мог создать конкурентоспособный художественный товар, и наладить, например, его мелкосерийное производство, преодолевая сопротивление окружающих.
Поэтому не вижу перспектив воссоздания советского образования даже в рамках технологических вузов.
В том числе из-за того, что потребности в теоретической проработке технологических разработок, даже в советское время заметно превышали  уровень  подготовки студентов во многих ведущих вузах СССР.
Artoil-a
Андреев Виктор Александрович.

0
2  
" советское образование позволило мне с трудом  войти в рынок и создать эффективное компьютеризированное производство  художественных товаров, вписанное в современную налоговую систему" - это не от слабости системы образования, а потому что изменились резко общественные отношения на противоположные тому, к чему оно готовило - оно не готовило к рынку. 

Конкурентоспособный худ. товар вещь в быту конечно нужная, но не отличается  сильно от производства любой бытовой столярки, напр. дивана. Технологии наложения масляных красок в масляной живописи не сложны, традиционны, посконны.Советские худ. вузы как раз и сохранили хорошо( в отличие от зарубежных, почему китайцы к нам и едут учиться) эту традицию. Хотя есть помимо производства худ. товара такая сторона  его производства как худ. творчество. Вот тут  совершенно неважно какой левой ногой вы держите кисть и каким ослиным хвостом свое произведение намазали - форма при этом может получиться вполне художественной. А конкурентоспособность худ. товара вообще не показатель его принадлежности искусству - если отследить историю шедевров и их создателей, то окажется что в свое время 90% их не были конкурентоспособны и жили в нищете. Так что кто-то входит в историю искусства, а кто-то в рынок  и  это разные ворота и пути

3  
Я не против шедевров, но при условии , что художник осознает, где живет и работает.
Постсоветское искусство испытало шок, пройдя от налоговой свободы до существенного налогового пресса.
Тогда, например, появились сомнительные спонсоры, которые пытались заключить эксклюзивные контракты с начинающими художниками на исполнение музейных копий. Позже мне начальник отдела вывоза мин. культуры рассказал, что один вагон таких копий был  конфискован.
Также, цитирую,   Церетели:
http://www.allru.org/main/NewsAMShow.asp?id=83530
................
06.11.2004 З.Церетели предлагает уменьшить налоги, взимаемые с художников
Вопрос о радикальном снижении налогов, которые платят художники, необходимо вынести на обсуждение депутатов Госдумы, заявил президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Об этом Церетели сообщил на очередном 568 общеакадемическом собрании Российской академии художеств. 'Если в советские времена мы платили 2% доходов, то сейчас отдаем почти половину', - подчеркнул президент академии. По его словам, такая ситуация 'мешает развитию искусства в стране и приводит к оттоку талантливой молодежи за рубеж'.
.......
Обычная практика использования художника-дизайнера в типографиии при выпуске рекламных сборников  показывает запредельную эксплуатацию. Рекламный листок стоит 2-10 баксов.
Его принимает к печати не художественная комиссия, а торговец - заказчик рекламы. Он подписывает оплату печати. И сдать его рекламный листок  к печати конкретного сборника надо с первого предъявления. (всего 100 - 200 листков  разных форматов). Цикл выпуска сборника - примерно  раз в месяц или в квартал.

Естественно на творчество подобное весьма давит. И, кстати, "максимально" используется базовое художественное образование.
artoil-a
Андреев Виктор Александрович

0
4  
Честно говоря не знаю художников, кто платит налоги. Не представляю обстоятельств  как из самозанятого человека(по выраженнию С.Заграевского) можно потребовать платить налоги. Кто работает на комбинатах, артелях, в ПРОИЗВОДСТВЕ худ. товара - то это ясно. Но кто занимается творчеством - как с них налоги взять?

5  
Переход на легальную работу художника прежде всего связан с желанием расширить число точек продаж, например картин, в хороших галереях. При успешном освоении продаж на этом уровне уже возможно участие в аукционах с публичной отметкой цены продажи картины. Продавать картины через галереи прежде всего безопасно, экономно по времени, несколько вырастает цена работы по сравнению с уличной продажей.
В этом случае информация о регулярных продажах, рано или поздно  доходит до налоговиков. Заметьте я ничего не говорю о содержании картин - главное картины должны быть в формате галереи.  Сейчас уже многие отслеживают художников по результатам аукционов и галерейных продаж.
Выход на работу в налоговой среде - следствие первого шага к самораскрутке художника.
На этом  первом этапе художник обычно быстро осваивает сувенирку и мини-формы до уровня успешной и быстрой продажи по галереям и сувенирным отделам магазинов.
Для этого достаточно начального и среднего специального  образования, уровня подготовки абитуриента в худ. вуз.
Особенности организации торговли сразу заставляет художника высветиться перед налоговиками.
На втором этапе художник осваивает работу с аукционами и специализированными галереями. На мой взгляд этот шаг без первого невозможен по многим причинам. Главное, без успешного потока продаж будет низкая самооценка.
Художников - сувенирщиков  регулярно встречал в налоговых испекциях. Более того, налоговики говорили об установке  их руководства  тщательнее следить за художниками.
В  пике своей карьеры обычно писал картины средних форматов и  определенный поток миниатюр. Неудачи продвижения средних форматов легко компенсировались мелочевкой.
Я  участвовал в художественных выставках  с компьютерной графикой, выполненной лет двадцать назад на компьютерах тогда еще малой мощности. Эти  творческие   работы  несли экспериментальный характер, соответственно, не предполагались к продаже.
В конце карьеры перед пенсией занимался только коммерческими работами.
Добавлю. Коммерческий успех определяется начальным и средним базовым художественным образованием (государственным или частным)  хорошо представленным на территории бывшего СССР.. И умением делать маркетологический анализ. А вот это, в силу особенностей экономики социализма, практически не передалось от старых времен  современным художникам.
Artoil-A
Андреев Виктор Александрович

Имя *:
Email *:
Код *: