Главная » Статьи » Театр.Кино » Кино. Театр

Е. Несмеянов. "Титаник": правда и мифы. Новейшие исследования

Евгений Несмеянов





"Титаник": правда и мифы. Новейшие исследования




 

В издательстве «Нестор-История» на базе Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук (СПбИИ РАН) вышла новая книга петербургского писателя, исследователя «Титаника» Евгения Несмеянова: «"Титаник": правда и мифы. Новейшие исследования» (Москва – С.-Петербург, 2020).



Её появление стало возможным во многом благодаря успеху предшествующей капитальной работы, выпущенной в свет британским издательством The History Press двумя годами ранее. Однако она, как и первая книга сформировавшейся трилогии, в настоящее время, увы, практически недоступна российскому читателю.





Новый труд был задуман и реализован, во-первых, как продолжение, дополнение и в некоторых местах уточнение к двум предшествующим (ведь исследования, несмотря ни на что, продолжаются); во-вторых, как некий специальный курс, дающий нашему читателю возможность приобщиться к самым острым и актуальным проблемам современного «титаниковедения»; в-третьих, как своего рода авторский сборник, удобно аккумулирующий под одной обложкой и взаимоувязывающий разрозненные статьи, опубликованные с 2014 по 2020 годы в разных тематических журналах мира на разных языках; в-четвёртых, как осмысление опыта взаимодействия автора с российскими СМИ (различными телеканалами и радиостанциями, задающими, как правило, одни и те же типовые вопросы, а иногда ретранслирующими одни и те же устаревшие мифические сюжеты); и, наконец, в-пятых, как ответ набирающему силу и становящемуся всё более агрессивным современному «титаническому» мифотворчеству (в том числе, к сожалению, и русскоязычному).

В книге, помимо всего прочего, прослеживаются истоки возникновения «титанической» мифологии, вскрываются механизмы её внедрения в массовое сознание и применяемые при этом софистические уловки, умышленные искажения фактов и иные ухищрения нынешних фальсификаторов истории «Титаника» (и не только его; по-видимому, эти методы можно считать универсальными).





Издательская аннотация

Крушение британского трансатлантического лайнера «Титаник» в ночь с 14 на 15 апреля 1912 г. стало одной из самых крупных и знаковых морских катастроф и одним из самых задокументированных и описанных событий всеобщей истории. При этом в популярной литературе и интернете до сих пор имеют широкое хождение искажённые, упрощённые воззрения, односторонние трактовки, устаревшие, неполные данные и всевозможные мифы и спекуляции, связанные как с самим судном, так и с причинами и обстоятельствами его трагической гибели.

В своей третьей по счёту книге о «Титанике» автор на материале новейших публикаций и исследований, в основном англоязычных, производит разбор и опровержение некоторых наиболее распространённых, стойких и одиозных мифов и заблуждений современной «титаникологии». Главные вопросы, на которые ищет и в некоторых случаях даёт ответ эта работа: была ли осуществима подмена «Титаника» однотипным тому пароходом «Олимпик»? Сыграл ли какую-либо роль пресловутый пожар в угольном бункере? Почему лайнер шёл с такой высокой скоростью в известном ледовом районе и было ли это оправданно? Почему айсберг не был замечен вовремя? Как именно произошло столкновение с айсбергом и каков был характер полученных при этом повреждений? Имела ли место дискриминация пассажиров III класса в ходе проведения шлюпочной эвакуации? Как в процессе затопления развивался крен судна на правый и левый борт?

Если два предыдущих увесистых тома носили характер обобщающий и в основном описательный, лишь с небольшими включениями авторской интерпретации, то содержательное ядро предлагаемой вашему вниманию новой книги составляют собственные исследования автора, опубликованные в журналах американских и европейских исторических обществ «Титаника» и впервые переведённые (с дополнениями и обновлениями) на русский язык.

Книга в твёрдом переплёте объёмом 320 стр. содержит 9 глав, 3 приложения, алфавитный указатель персоналий и судов, 10-страничный список разнообразных источников и литературы, свыше 500 подстрочных ссылок.

Иллюстрации: более 60 чёрно-белых в основном тексте; чёрно-белая вклейка 16 полос; цветная вклейка 8 полос. Ряд фотографий (архивных и современных) публикуется впервые.

В оформлении обложки использована работа «Ледовое поле» (Icefield) художника Элиотта Чакоко (Eliott Chacoco), 2018 г.

Для заказа в интернет-магазине издательства (по издательской цене)


 


Об издательстве



Издательство «Нестор-История» было основано в 1994 г. на базе Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук.

Основное направление деятельности издательства: издание научной литературы, в основном, исторической и культуроведческой направленности, различных журналов.

Издательство сотрудничает со многими учебными заведениями и академическими институтами, включено в список издательств, получающих гранты Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Издательство «Нестор-История» издает такие журналы, как: «Историческая экспертиза», «Петербургский исторический журнал», «Историко-биологические исследования», «Социология науки и технологий», «Нейрохирургия детского возраста».

Большое место в деятельности издательства занимает международное сотрудничество, как с частными авторами, так и с известными научными организациями в разных странах Мира – Финляндии, Швеции, Испании, Италии, Израиля, Эстонии, Китая…




Рецензия Брыкова Д.С. *

В издательстве «Нестор-История» вышла книга «"Титаник": правда и мифы» Е.В. Несмеянова, главного российского специалиста по истории лайнера и – вне всякого сомнения – одного из ведущих мировых «титаниковедов». Это уже третья по счету монография автора по данной теме: первой было научно-популярное издание «"Титаник": тайны погибшего лайнера» (СПб.: Судостроение, 2014), второй – «The Titanic Expeditions: Diving to the Queen of the Deep 1985 – 2010» (UK: The History Press, 2018 – на англ. яз.). Новая книга автора синтезирует достоинства его предыдущих работ, сочетая доступность и популярность изложения со строго научным подходом к своей теме.

Формально издание представляет собой сборник статей, затрагивающих самые дискуссионные вопросы и наиболее популярные мифы о катастрофе «Титаника». Данная структура отнюдь не мешает восприятию книги как единого целого – во многом за счет грамотной композиции, увлекательности и «ритму» изложения, чередующего анализ достаточно «популярных» сюжетов (известная теория «подмены» «Титаника», миф о мумии на борту лайнера и т.д.), со сложными, дискуссионными и в то же время малоизвестными (по крайней мере, в России) аспектами: например, большая (по сути – книга в книге) 4-я глава «На полном ходу сквозь льды» представляет собой детальный анализ сразу нескольких сложных вопросов – динамика скорости «Титаника» на протяжении его последнего рейса, подлинный «статус» Дж.Б. Исмея и его предполагаемое влияние на капитана, ледовые предупреждения, миф о «южном курсе» лайнера и т.д. Иногда автор обращается к неожиданным сюжетам – так, в 5-й главе рассматривается вопрос о вероятном повреждении надводного борта при столкновении.

Основу источниковой базы составляют стенограммы свидетельских показаний, данных в ходе американского и британского расследований, крайне интересные материалы слушаний по ограничению финансовой ответственности 1913 – 1916 гг., а также огромное количество мемуарной литературы. В работе над книгой использованы как новейшие англоязычные публикации (со многими исследователями автор состоит в личной переписке), так и уже ставшие классическими (М. Губачек, У. Лорд и др.). Привлечена и вся доступная русскоязычная историография, начиная с работы Р.М. Ловягина 1913 г. Особенно ценно, что автор не ограничивается научно-популярным изложением результатов новейших исследований: по целому ряду дискуссионных проблем он предлагает своё решение, основанное на собственных многолетних изысканиях, нашедших отражение в публикациях в журналах The Titanic Commutator, Voyage (на англ. яз.), Titanic Post (на нем. яз.). Еще одно несомненное достоинство книги – привязка исторического нарратива к общей теории судовождения и мореходной практики: автором подробно показано, как катастрофа «Титаника» повлияла на выработку международных правил безопасности мореплавания. Особый интерес вызывает глава, посвященная реакции на гибель «Титаника» в России.

Издание снабжено первоклассным иллюстративным материалом (включая черно-белую и цветную вклейки), в том числе из личной коллекции автора, а также коллекций зарубежных исследователей. Некоторые из фотографий публикуются впервые. В приложениях содержатся материалы, разъясняющие и проливающие дополнительный свет на некоторые из затронутых в монографии вопросов.

Книга имеет относительно небольшой объем, поэтому не все дискуссионные вопросы, связанные с «Титаником», получили освещение – так, было бы крайне интересно ознакомиться с позицией автора относительно модной ныне теории миража (сверхрефракции), т.н. «проблеме» «Калифорниана» и т.д. Можно надеяться, что книга будет иметь продолжение, где будут проанализированы сюжеты, не вошедшие в данное издание. В целом, можно охарактеризовать данную работу как крайне необходимую для отечественного книжного рынка – учитывая огромное количество низкокачественных публикаций в прессе и интернете. С научной точки зрения издание вносит существенный вклад в отечественное и мировое «титаниковедение», предлагая целый ряд свежих и оригинальных (ни в коем случае не в ущерб научности) трактовок дискуссионных вопросов истории одной крупнейших морских катастроф XX века.


*Брыков Дмитрий Сергеевич, кандидат исторических наук, автор монографии «Гибель "Лузитании": взгляд спустя столетие» (СПб.: Гангут, 2019)





                                                                    




 Выпуск сентябрь 2020


                      Copyright PostKlau © 2020

 


Категория: Кино. Театр | Добавил: museyra (27.08.2020)
Просмотров: 335 | Комментарии: 1 | Теги: Несмеянов(Манштейн) Евгений | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Евгений Несмеянов   [Материал]
Поскольку в любой книге о "Титанике" неизбежны те или иные ошибки и/или неточности, то, к сожалению, и здесь после издания обнаружились мелкие опечатки и "жучки":

С. 4, сноска 1 – следует читать:
S. 161.

С. 16 – следует читать:
...на 1004 регистровых тонны больше «Олимпика» по валовой регистровой вместимости.
(То же самое и в сноске 3 внизу на этой же странице.)

С. 105, сноска 2 – следует читать:
См. карту <...> на с. 145.

С. 243 – следует читать:
…чуть впереди от шлюпочной электролебедки,…

Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *: