Главная » Статьи » Театр.Кино » Кино. Театр

МАКиПИ. Мастер-класс продюсера Сергея Сельянова

               МАКиПИ 
     (Международная Ассоциация культурных и политических инициатив)



 Мастер-класс продюсера

 Сергея    Сельянова


Известный российский продюсер, глава кинокомпании СТВ Сергей Сельянов по инициативе ``Кинопризыва`` провел мастер-класс. На нем он разобрал основные проблемы современной режиссуры, сценарного мастерства и продюсерства, а также ответил на вопросы присутствующих.
Selyanov 1
С. Сельянов: Я начну с очевидного - чтобы дорого продать, надо максимально дешево снять. Само слово выгодно означает разницу между себестоимостью и тем, что удалось собрать в прокате. Как правило, первые продюсерские, режиссерские опыты недорогие и именно они открывают или закрывают дорогу в большое кино. Показать то, на что ты способен можно на скромном, камерном формате. Если у вас есть мозги, несколько друзей и немного денег - все, больше ничего не требуется. Мозги для того, чтобы придумать - как снять, но большая часть лучшего, что производится в кинематографе делается не головным, а спинным мозгом. Кино - чувственная вещь и продюсерская деятельность относится сюда же. Важно почуять - какие сигналы интересны сегодняшним зрителям, даже, если их потенциальный круг невелик и вы делаете первое кино, больше для знакомых. Это все равно целевая аудитория.
Итак, у вас есть история, вы собираете друзей и подруг, уговариваете каких-то артистов ( известных, чаще неизвестных) и делаете свое кино. Камер сейчас много и они недорогие, можно даже снимать на мобильный телефон. Но есть фотоаппараты, которые, по сути видеокамеры с прекрасным качеством изображения, отвечающему мировым стандартам. Монтажные программы доступны, смонтировать можно даже в компьютере с небольшим объемом памяти. Или попроситься к кому-то в компанию. Тоже самое касается звуковых решений. Пусть конечный вариант будет не идеальным, но его уже реально показывать продюсерам как рабочий материал. Если это полнометражная лента и она действительно удалась, то продюсер может помочь довести работу до конца, сделав профессиональный постпродакшен. Но, даже, если фильм вряд ли будет выгодно продан, самое главное, что станет ясно - можете вы снимать кино или нет. Режиссера, как правило, видно по нескольким кадрам. Конечно, бывало и так, что у признанных ныне мастеров начальные работы были не самые выдающиеся, даже слабые. Но часто первый профессиональный фильм режиссера оказывается лучшим. Если же вам вдруг все отказали - это не значит, что надо бросать дело. Тем не менее это сигнал, может быть стоит найти другую нишу. Вы написали интересную историю, которая оказалась снята недостаточно интересно. Возможно, что вы не режиссер, а сценарист. К тому же, если хоть какое-то количество сильных режиссеров у нас есть, то сценаристов ощущается острая нехватка.
Все это я говорю к тому, чтобы вас не останавливали мысли: это же сложно, это кино, много людей, деньги, технологии. Да, все это так, но, в тоже время все очень и очень просто. Если есть желание - вперед. Но еще раз: без друзей не сделаете, без небольшого количества денег не сделаете и, главное - интересная история. Важно помнить, что кино - коллективная профессия. Но главное - это одинокие, амбициозные люди. Одинокие не в смысле, что они ни с кем не общаются, одинокие в своей деятельности. Только вы можете написать сценарий, пусть у вас пять замечательных друзей (вряд ли они чем-то помогут). Только вы можете снять фильм, если вы режиссер. На площадке один человек - это режиссер.
Несколько важных моментов. Первое - работа с актером. Допустим, вы придумали замечательную историю, которая визуально интересная, с какими-то правильными символами, правильным ритмом, звуком, но там почти нет людей, может быть статисты. И это хорошо для данного конкретного фильма. Однако практически любой продюсер скажет ``хорошо, но непонятно``. Продюсеру крайне важно увидеть то, как вы работаете с актером. Особенно, если показанный фильм служит вашей визитной карточкой. В свое время, когда запускали фильм Буслова ``Бумер``, мы смотрели его исключительно качественную, изобретательную короткометражку ``Тяжелая работа старых мойр``. Но как раз этой актерской работы там не было. С профессиональной точки зрения появлялся вопрос, хотя по сценарию и самому Буслову видно, что он может снять.
Второе, что хочу сказать. Когда речь идет о первых фильмах, мне, например, не столько важен сам фильм, дабы принять решение - работать с этим режиссером или нет, сколько мне нужен продемонстрированный на экране талант, режиссерское виденье. Вообще, некоторые фильмы запоминаются (причем навсегда) всего по одному эпизоду, одной монтажной склейке, которая сделана так, что захватывает дух. При этом, если вы мне принесете проект ``так себе``, но с имеющимся миллионом долларов для реализации - я не буду этим заниматься. Но, если идея действительно интересная, стоящая, пусть вы и не располагаете средствами, я сделаю все, чтобы ее продвинуть. Это моя личная позиция.
Selyanov 2
Вопрос: - Некоторые режиссеры поддержали инициативу в рамках санкционной войны с Западом о запрете показа американских картин в российских кинотеатрах. Ваше мнение и, что будут показывать в таком случае у нас?

С. Сельянов: - Американцы - чемпионы мира в этом спорте, нравится нам это или не нравится. Если действительно представить себя такую ситуацию, то буквально все кинотеатры закроются на следующий день. Потому что каждый новый день будет означать для них увеличение убытков. Кинотеатры очень непросто живут. Вы вложили деньги и они вернутся через 6-8 лет, не раньше      (это при условии, что работают хорошо). Призываю всех кинотеатры поддерживать, ходить в кино.

Вопрос: - Мы захотели снимать кино, собрали друзей. Проблема в том, что у нас кино детское, фантастическое. Мы решили снять пилотную версию сериала. Этого будет достаточно, чтобы кинопродюсеру оценить идею? Правильно ли мы решили делать не короткий метр, а ``пилот``?

C.Сельянов: - Если планируете кинопроект, то презентовать надо тоже киноверсию, потому что язык и система образности у сериала и кино разные. Если пилотная серия получилась, то, скорее всего услышите от продюсера ``Давайте делать следующие серии``.
Еще одна проблема - детские сериалы никому особо на ТВ не нужны. Сама по себе эта зона рискованная. Возможно, что ситуация изменится из-за каналов ``Мульт``, ``Дисней``, ``Карусель``, поскольку они развиваются. Но в ближайшее время вряд ли.

Вопрос:- 4 года назад я написал сценарий и носил его по продюсерским компаниям, но мне говорили, что они не берут ``сценарии с улицы``. Для вас будет ли ``человеком с улицы`` тот, кто принес свою оформленную идею в компанию СТВ?

С.Сельянов:- ``Человек с улицы`` - такого понятия по мне не существует. Учиться режиссерскому и сценарному мастерству нужно, но сделать человека талантливым нельзя. Откуда угодно, ``хоть из мусорного бака может прийти хороший текст``. Если бы у нас был мощный корпус сценаристов, выдающий сотни качественных сценариев каждый год, тогда подобная позиция имела бы место. Но этого нет. В моей практике были случаи, когда люди с улицы приносили сценарии и мы делали (естественно с доработкой) по ним фильмы.

Вопрос: - Какие темы могли бы заинтересовать вашу кинокомпанию?

С.Сельянов: - Меня не очень интересуют темы. Темы любые. Это в Советском Союзе было тематическое планирование, но оно достаточно бессмысленно. Если вы пишете зрительское кино, то должны примерно чувствовать, понимать - что интересует людей, которые являются потенциальными зрителями. В первую очередь мы делаем кино для россиян, это абсолютно нормально. Темы любые, а, вот, как вы их напишете уже имеет значение. Что пользуется сейчас успехом из российских лент? Это - комедии и фильмы-события, основанные на реально произошедшем в стране. Просто и там и там Голливуд не может составить нам конкуренцию. Он не может снять национальную российскую комедию, потому что природа юмора вещь мистическая и понять наш быт американцам невероятно сложно, чаще и не нужно. Фильмы о реальных событиях - примерно тоже самое. Вряд ли американцы будут снимать про Харламова или Кандагар. Да, ни драмы, ни экшен, ни хоррор не имеют спроса. Часть форматов забрало телевиденье, переработав под себя. Мелодрамы только, если нечто высокобюджетное, эпическое. Драма, серьезное кино - не хотят это люди смотреть на большом экране.

Вопрос: - Недавние презентации мастер-классов по режиссуре и сценарному мастерству в одной из киношкол показали, что последние пользуются гораздо меньшим спросом. Может, что-то нужно предпринимать с точки зрения популяризации сценарного дела?

С.Сельянов: - Конкурсная режиссура во всем мире несколько выше, чем конкурс сценаристов. Как правило, у нас учатся молодые люди, я уж не говорю о совсем вчерашних школьниках. Высшее сценарное, режиссерское и продюсерское образование для выпускников школ не эффективно. Потому что человек, заканчивающий один из этих факультетов в 22 года чаще всего не готов работать. Месть, ревность, деньги, любовь - как основные элементы большинства сюжетов, ребята про все это еще не в курсе.
Высшее образование безусловно необходимо, даже неважно какое: строительное, медицинское, юридическое. Вы закончили вуз, поработали, что-то почувствовали в себе и дозрели в 27-30-35 лет. Вот это - потенциальное сырье для будущих творческих профессий. У нас же как считается: продюсер главный - деньги добывает, режиссер на лихом коне впереди всех, а сценарист как-то в сторонке. Но, если правильно построить систему образования, то дефицита кадров не будет. Конкурс небольшой все-таки есть.

Вопрос: - Есть много талантливых режиссеров короткометражек, которые потом не нашли себя в большом кино. Какие ошибки следует учитывать молодым кинематографистам?

С.Сельянов: - Неумение работать с актерами, неумение держать ритм, неумение вдохнуть в кадр энергию, неумение работать с музыкой. Что касается удачных фильмов, то здесь бывает элемент судьбы. Некоторые удачные дебютанты, увы, потом теряются. Или человек после хорошей короткометражки снял полный метр и он получился настолько плохим, что человек пропадает. Почему людям не хватает этой энергии, стойкости? Я этого не знаю, но желаю всем творческим личностям больше уверенности в себе. Само кино - это стайерское дело. Фильм делается на выдохе, но в целом занятие кинематографией вычерпывает режиссера до дна (если он, конечно режиссер). И на следующий фильм энергию придется собирать. Если вы к подобному не готовы, то этот путь может оказаться очень рискованным.

Вопрос: - Бывает ли так, что на решение о приобретении сценария влияет его финансовая стоимость (когда денег под проект нет, хотя он интересный) или вы покупаете в том числе ``в стол``? Даете ли вы какие-то советы и делаете ли доработки заинтересовавших проектов сами?

С. Сельянов: - Для профессии продюсера главное - это выбор. Важно умение и готовность его делать. Этот выбор осуществляется рациональным способом после прочтения. Всем понятно, когда перед тобой хорошая вещь, важно понять - достойна ли она запуска или нет. Хорошего сценария сегодня не достаточно для того, чтобы запустить проект.
Само кинопроизводство - подготовительный период, съемочный, постпродакшен у меня практически времени не занимают. У нас в компании есть достаточно профессиональных людей, которые курируют все этапы. Иногда заезжаю на съемочную площадку, поддержать, но не вмешиваюсь. На площадке должны царить режиссер, второй режиссер, исполнительный продюсер, если они этого не могут и ваше присутствие там необходимо, то вы как продюсер опять же сделали неправильный выбор насчет режиссера и всей команды. Тут ничем не поможешь.
Развитие сценария может продолжаться в пределах полутора лет, после чего он выбрасывается (потенциально был интересен, подняли на определенную высоту, увидели потенциал запуска, но не дотянули). Причины разные, в том числе маркетинговые ценности и потенциальные сборы. Прогноз никогда не бывает точным, но имеет важное значение для того, чтобы принять решение о запуске. Случается так, что фильм потенциально хороший, стыдно не будет ни секунды, но при вложении ``100 рублей`` принесет от сборов не более ``20-30``. А это деньги инвестора, тем более глупо, если фильм изначально ориентирован на зрителя. Кино вроде качественное, а зрителя нет. Вряд ли вы будете делать пусть и действительно хорошее, но заранее убыточное кино. В моей практике был фильм ``Дом`` Олега Погодина с блестящей актерской работой. Мы знали, что фильм не вернет потраченные на него расходы, но решили дать этому талантливому человеку возможность сделать проект. Иногда такое реально позволить, но системой, разумеется стать не может, иначе скоро не останется никаких ресурсов, чтобы продолжать деятельность компании.

Вопрос: - Какова творческая мотивация продюсера?

С.Сельянов: - Можно представить, что частью продюсеров движет желание заработать денег, но на российском убыточном рынке это сделать крайне сложно. Обратите внимание, что практически нету среди продюсеров людей не из кино. Хотя пытались многие со своими сбережениями из нефтяной, строительной области, с кругом инвесторов. Никто из них не удержался. Телевидение и телесериалы - это другой вопрос, это бизнес. Он устойчивый, уверенный, там можно заработать в том числе деньги, но тоже непросто. Со мной довольно часто советуются люди из других сфер, просят рассказать с чего начинать. Я им говорю так - для начала вам нужно научиться любить убытки. Любите убытки и все у вас получится. Это не издевка, а очень важный момент.

МАКиПИ
Категория: Кино. Театр | Добавил: museyra (11.10.2014)
Просмотров: 1625 | Теги: Театр.Кино, МАКиПИ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: