Главная » Статьи » Театр.Кино » Маргарита Ваняшова

М.Ваняшова. Доски судьбы(II)


Маргарита Ваняшова





                           Доски Судьбы(II)

Всегда в крови бродит время, у каждого периода есть свой вид брожения.             Было в двадцатых годах  винное брожение - Пушкин                                                        Грибоедов был уксусным брожением...

                     Старый азиатский уксус лежит в моих венах...

                                                             Юрий Тынянов







                    Фамусов - Дмитрий Скориков, Чаадский - Михаил Никаноров


Грибоедовская Москва – предстанет в сценическом атриуме с множеством дверных створок и проемов, в которых станут появляться герои спектакля. Оттуда, из глубины, явится Чаадский, с букетом свежих алых роз для Софьи: «Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног…» Чаадский принесет с собой дыханье снежных равнин.
---------------------------------------------------------------------------------

Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Вёрст больше семисот пронёсся. Ветер, буря,
И растерялся весь, и падал столько раз
---------------------------------------------------------------------------------

«Дорожные жалобы» Чаадского – должны бы растопить сердце Софьи. Но Софья даже не обернется на звук его голоса, не взглянет на цветы, не повернет к нему голову! В спортивном костюме с олимпийской символикой (Russia) Софья (Валентина Гофер) равнодушно крутит педали велосипедного тренажера. И Софья, и Фамусов, и Скалозуб – чемпионы – жизненного уровня, карьеры, истеблишмента и просперити.

 
             Софья - Ольга Спицына, Молчалин - Дмитрий Янковский

Как чувствовал музыкальную природу «Горя от ума» Мейерхольд! Чацкий приникал к роялю как к давнему другу, играя органную фа-минорную прелюдию Баха…

---------------------------------------------------------------------------------------
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
---------------------------------------------------------------------------------------

Последняя попытка Чаадского вернуть Софью - его душа, обращенная к детским воспоминаниям. Детство – единственное, что еще их сближает. Вступает в свои права – детское пианино, и вновь звучит грибоедовский вальс, и челеста, и клавесин, и фисгармония… Это усилия лирики преодолеть пространство бездушия, отторжения и враждебного неприятия. 



Чаадский и Софья стоят на платформе спинами друг к другу. Он – любит - и не в силах смотреть ей в глаза. В это мгновенье он посвящает ей самое дорогое: «И все-таки я вас без памяти люблю». 
Но ее спина не дрогнет...

-----------------------------------------------------------------------------------------
Мне кажется, что напоследок
Людей и лошадей знобя,
Я только тешил сам себя

-----------------------------------------------------------------------------------------
Личные надежды героя на ответное чувство Софьи тают, как дым Так возникает глубоко внутренняя раздвоенность Чаадского - любовь и гнев, любовь и отрицание - его разлом.

                             Софья - Ольга Спицына, Чаадский - Михаил Никаноров


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 И вот та родина... Нет, в нынешний приезд,
Я вижу, что она мне скоро надоест
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------        


Музыка органично живет в драматургии оперы, составляя с ней единое целое, контрапунктно передавая противостояние Чаадского миру Фамусовых и Скалозубов.
Другой музыкальный ритм – обыденной замедленной повседневности - задан для московской жизни, где живут постоянством — «день за день, нынче, как вчера». Бумаги, офисы, канцелярские столы, кабинетная мебель, никаких следов дома-усадьбы. Атмосфера узнаваемого современного канцелярита. 


                             Фамусов - Александр Киселев





                             Фамусов - Александр Киселев


Вершина и хозяин всего - Фамусов - Дмитрий Скориков. Его басовые ноты берут верх над всем. Скориков достигает полного слияния слова и музыки, он владеет всеми тонкостями речитатива, доводя его до высокой степени совершенства. Этот Фамусов - из московских тузов, крупный чиновник, управленец. Чрезвычайно силен, Стиль поведения – хамские замашки и сверхсамомнение. Несокрушимость и неуязвимость. Сладострастие. Разбитная Лиза (Анна Гречишкина) – привычная принадлежность для барских утех. Молчалин – Андрей Орехов - часть офисного планктона. Неслучайно, он обозначен в программке как «слуга», в соответствии с его виртуозным уменьем «угождать всем людям без изъятья». Софье он угождает ночным «фитнесом». С Фамусовым и его окружением объясняется фальцетом, столь высоким, что голос приближен к пародийному контртенору, с отчетливой дамской эксцентрикой. Подлинная суть Молчалина скрыта в его голосовых регистрах, заданных Маноцковым - зал ахнет, когда Молчалин станет объясняться с Лизой сильным уверенным баритоном хозяина положения, знающего свою перспективу.



     Софья - Ольга Спицына, Молчалин - Дмитрий Янковский


Софья (Валентина Гофер, в другом составе – Ольга Спицына) – с ее хамским превосходством - двойник Фамусова, его копия, его продолжение. 
«В деревню, к тетке, в глущь, в Саратов» 

Фамусов ее не отправит – не за что.


                               Софья - Ольга Спицына

В моменты, когда Софья поет во всю силу своего меццо-сопрано, сознательная ложность голосовых посылов, пародийность «большого», классического оперного стиля весьма ощутима. Все, что пафосно, триумфально, приподнято, или фальцетно, - в контексте «Чаадского», безусловно, относится к шутовскому, смеховому миру.


                                                          Фамусов, Скалозуб и Чаадский

Сон, которым Софья делилась с Лизой – был не о желанном, не о любимом, сон был об ужасном. – Проклятый сон! – воскликнет Фамусов. Эту фразу позднее Пушкин заимствует для самозванца в «Борисе Годунове». – Проклятый сон! - В представлении Фамусова – Чаадский - самозванец, авантюрист, карбонарий. Нарушитель спокойствия, сумасшедший. Потому он так опасается за Софью, ему не интересен ни Чаадский, ни Молчалин. Другое дело – Скалозуб (Георгий Екимов). Ироничный интеллигент в очках, «человек в штатском», «молодой полковник». Контрфагот обнажает его суть, сопровождая его реплики низким, вкрадчиво-угрожающим тоном...



Продолжение следует...




Выпуск сентябрь 2017


Copyright PostKlau © 2017

Категория: Маргарита Ваняшова | Добавил: museyra (18.08.2017)
Просмотров: 155 | Теги: Театр.Кино, Ваняшова Маргарита | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: