Главная » Статьи » Традиции » Элпиадис Алексей

А. Элпиадис. Греция в лоне Ислама







                         Греция в лоне Ислама  


 Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Бога (Аллах – означает Бог)  и в последний день и творили благое, – им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны. Коран. 2 (62) 

                                               Перевод профессора Крачковского (кроме слова Аллах) 


Туркократия самый сложный период истории греков - мы оказались чужими на собственной земле. Он продлился от 1453 года (падение Константинополя) до 1821 года (освободительное движение), но это условные даты, так как разные регионы Греции в разный промежуток времени находились под турецким игом. 


Греция в лоне Ислама
                       Падение Константинополя


Единственным институтом власти, который пережил смерть Римской империи «Византии» и существовал в период туркократии был Вселенский патриархат Константинополя объединивший в своем лоне весь православный народ. В Османском теократическом праве не было градации на нации в сегодняшнем смысле этого слова. Жители Oсманской империи делились по религиям, которые и определяли мировоззренческий архетип народов. Исповедующие Ислам, воспринимались как единое целое, как народ мусульман или гипер-этнос, религиозным лидером которого был сам Cултан. Представителем Православной Церкви как православного народа, пред лицом Султана, был Вселенский Патриарх. Другие конфессии христианства, как и иудаизм, имели своих представителей, их Коран называл "народами Писания". Но эти народы не были равноправными, мусульмане принадлежали к элитной социальной группе. В случае предоставления равных прав, это привело бы к религиозной и, как следствие, этнической ассимиляции среди христианского населения, которое во многих регионах составляло большинство населения и находилось, за частую, на более высоком культурном уровне.  



Все остальные народы-религии в большей части истории Оттоманской империи находились, по определению, в дискриминированном социальном положении, при наличии права на вероисповедание, которое, правда, не всегда соблюдалось. Именно социальный фактор, за исключением нередких случаев гонений на христиан, приводит к исламизации многих греков. Исламизация была своеобразной этнической чисткой, так как принятие ислама уже во втором поколении приводило к полной этнической ассимиляции. 

  С другой стороны, после падения власти Римской империи (Византии) в южной Италии и Сицилии, Православная Церковь как институт упраздняется и в Италии это приведет не к частичной, а уже полной ассимиляции. Древняя «Великая Греция» этнически станет южной Италией за несколько веков. Этническая и религиозная ассимиляции шли параллельно.  Единственные регионы Греции, которые подчинившись католикам и не познав  туркократиии, при этом сохранили православие и греческую этническую идентичность, были Ионические Острова. Ввиду того, что они находились буквально на против Османских владений, прессинг со стороны католиков по отношению к православной церкви был не столь велик по сравнению с Южной Италией и Сицилией, иначе греки переметнулись бы на сторону турок. На Ионических островах происходил даже обратный процесс многие католики во втором, третьем поколении переходили в православие. Из их числа один из величайших святых греческой церкви Дионисий Закинфский. Аналогичная ситуация была и на островах Эгейского архипелага, включая Крит, которые переходили от католиков к мусульманам и обратно. Именно в период туркократии, понятие грек и православный становятся фактически синонимами, а Церковь тем лоном, в котором формируется новогреческий этнос. Точнее этнос Ромеев (Римлян), как мы, греки, себя называли вплоть до XIX века. Самоидентификация – эллин, вновь появляется с возникновением Hовогреческого Государства в XIX веке.

 Но православие, это вопрос не просто этнический, это, прежде всего вопрос вероисповедания и, как следствиe, мировоззренческого архетипа. Парадоксально но факт, православие сохранилось там, куда дошли границы Исламских империй. 

Тут можно проводить параллель с ролью татаро-монгольского «ига» на Руси в рамках экспансии Запада.

 Ислам дважды спас православие, естественно не осознавая этого. Во первых, при взятии Иерусалима Арабами в 638году. Единственным православным патриархом христианского мира на тот момент был Иерусалимский патриарх Софроний (святой православной церкви). Папа Римский и Константинопольский Патриарх  подписали тогда первую великую Унию. Между двумя великими ересями, монофелитством которое представлял  Папа римских Гонорий (первый из Пап впавший в ересь)   и моноэнергизмом который представлял великий император Римской империи, но при этом к концу своей жизни еретик  Ираклий. Единственным православным патриархом христианского мира на момент 638 ого года являлся Софроний иерусалимский. Именно святой Софроний подписал акт о сдаче Иерусалима арабам, чем в общем то и спас православие. Условием сдачи города было сохранение свободы вероисповедания для всех жителей в том числе и православных. В ином случае объединенными (уния) усилиями Рима и Константинополя последний православный патриарх того мира (Иерусалимский) был бы смещен с кафедры. Но не на то была воля Бога.

 В последствии тоже самое (уния) на этот раз уже с новым католическим западом,  повторится перед взятием Константинополя турками в 1453 году, об этом в статье "Христианский Рим" Эти великие расколы внутри христианского мира сделали возможным расширение исламских империй, уже с ранних времен. Так это описывается в Коране.  

 Они не будут сражаться с вами все, а только в укрепленных селениях или из-за стен. Ярость их между ними сильна: ты думаешь, что они вместе, а сердца их врозь. Это – за то, что они – народ, который не понимает. Коран 59(14) 

                                                           Перевод профессора Крачковского. 

  Естественно мусульмане не особо разбирались в чем отличие Православия от инославия (в этом не все православные разбираются). Христианские «христологические» ереси 4ого-7ого веков (споры ο двух природах во Христе) привели к многогранному расколу внутри христианского мира. 
"Ярость их между ними сильна": 


Эти ереси в отличии от православия постоянно смешивали божественное и человеческое во Христе.   6 из 7ми вселенских соборов на которых основано православие, было посвящено провозглашению тезиса (догма) о том, что Бог Един в трех Ипостасиях а Христос, это Бого-Человек где Вторая ипостась Троицы - Бог - Слово рожденный от отца прежде всех времен и прежде всех имен, воплотился в  "сыне человеческом" -  Христе и  сосуществует человеческая и божественная ипостасии во Христе не слитно. Он Бого-человек, где ни одна из ипостасий не исчезает в другой. 
Православие это строгий монотеизм, где Бог и человек не одно и тоже. И не было во Христе ни единой природы (монофизитство) ни единой воли (монофелитство) ни единой энергии (моноенергизм).  Эти ереси, как своеобразные богословские излишества, возникли со временем и со временем отступили.  Православное же Богословие не изменилось со временем так как православие, это традиционное христианство где ни один из 7 вселенских соборов, как и поместных в последствии,  не провозгласил ничего нового. Они все опровергали богословские новшества - ереси, которые со временем возникали. Например учение западной церкви о исхождении Святого Духа "и от сына - филиокве". И не может быть среди людей непогрешимого человека - Папы Римского, это уже не православие. Все эти ереси (излишества)
 всего лишь наслоение времени, они приходящие и уходящие. 


    С другой стороны традиционный Ислам, это тоже строгий монотеизм, исповедующий что Иисус есть Христос. По Корану Иисус есть Мессия (Христос) непорочно рожденный от Девы, то есть это человек, не имеющий биологического отца среди людей (как Адам). Естественно Коран отрицает все христианские христологические ереси (излишетсва) которых набралось много к 7-му веку, многие из которых сегодня уже исчезли. Но отрицает ли Коран саму Троицу?  

 Вот сказал Господь твой ангелам: "Я создаю человека из глины. А когда Я его завершу и вдуну в него от Моего Духа, то падите, поклоняясь ему!" Коран 38(71,72)

 О обладатели писания ! (христиане)Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Бога  ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иисус, сын Марии, - только посланник Бога и Его Слово, которое Он бросил (воплотил) в  Марии и Дух Его. Веруйте же в Бога и Его посланников и не говорите - три ! Удержитесь, это - лучшее для вас, Поистине, Бог - только единый Бог. Коран 4-169(171)

                                   Перевод профессора Крачковского кроме слова Аллах (Бог). 


Естественно любой перевод Корана, в том числе и перевод Крачковского это всего лишь "перевод смыслов" в других переводах фраза "Не говорите три" (Бог Един) переведена " Не говорите Троица".
 Что же касается причин религиозной веротерпимости  Исламских Империй, где бок о бок жило много конфессий, а православные во многих регионах были большинством населения, Коран это аргументирует следующим образом: 

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

  Всякому из вас Мы устроили дорогу и путь. А если бы пожелал Бог (Аллах), то Он сделал бы вас единым народом, но... чтобы испытать вас в том, что Он даровал вам. Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах! К Богу (Аллаху) - возвращение вас всех, и Он сообщит вам то, в чем вы разногласили! Коран 5(48)

                                           Перевод профессора Крачковского (кроме слова Аллах) 


  Религия антихриста будет объединение всех  религий, вокруг каких то общих гуманитарных ценностей (дьявол тоже монотеист). Быть может после краха всех этих мирских империй, Византийская и Российская у православных, Арабская и Османская в исламе, нам всем пора как-то успокоится. Право-славный может вернуться к исполнению святоотеческого богословия 7 вселенских соборов и святых Церкви (канон добродетели). А Право-верный все же проведет грань между Исламом (слово означает Мир) и такими сектами как ваххабизм. Быть может тогда,  без всяких объединений (уний) мы будем спешить 

                                                «Опередить  друг друга в добрых делах».  



Выпуск июнь 2015
Copyright PostKlau © 2015 



Категория: Элпиадис Алексей | Добавил: museyra (06.05.2015)
Просмотров: 1303 | Теги: традиции, Элпиадис Алексей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: