Главная » Статьи » Традиции » Левитас Игорь

И.Левитас. Культура России: взгляд со стороны
Игорь Левитас(Израиль)





         Культура России: взгляд со стороны



Некоторое время тому назад российское общество встрепенулось по поводу, так называемого, театрального действия, произошедшего в Тавриде, на молодежном фестивале. Причем большинство встрепенулось с возмущением, а меньшинство и сексуальное, и политическое – с восторгом.  Скажу честно – я не возмущен, ибо вижу в произошедшим закономерный итог то, что делали в России с культурой за последние 30 лет.

Что с ней делали? Её уничтожали. Планомерно, с особым садизмом.  Кто уничтожал? Тут посложнее. Но если отбросить всякие экивоки, то уничтожали ее все, кому не лень. И в первую очередь те, кто должен был бы, по идеи, ее защищать и развивать. Произошло это , как это не показалось бы странным, ни  в «годы застоя», ни в годы, проклинаемого многими советского тоталитаризма, а в совсем недавние, в «лихие»  90-е. Давайте вспомним, как это было, когда в России наступила так называемая «перестройка».

Литература. С одной стороны, «перестройка» открыла читателям, ранее недоступную им часть русской литературы. В печати появились те романы, которые  ранее не могли быть напечатаны. Часть  из них было написана в 60-е годы («Белые одежды» В.Дудинцева, «Дети Арбата» А.Рыбакова) , часть(«Котлован» А.Платонова, «Собачье сердце» М.Булгакова. «Доктор Живаго» Б.Пастернака) – еще раньше.  У определенной части российского общество выход этих книг символизировал отказ от цензуры, ожидание расцвета русской литературы. Однако их надежды не оправдались. Появление множества издательств, свободная конкуренция обусловило выход на книжный рынок множества низкопробной, бульварной  литературы. Бандиты, коррупционеры, олигархи, киллеры – вот главные герои книг, заполонившие прилавки тех лет. Дашкова, Маринина, Донцова, Корецкий, Абдулаев, Незнанский и прочие стали формировать вкус молодого поколения. По большому счету, подавляющее число советских граждан и так не раскрывала книг М.Булгакова, В.Гроссмана Е.Замятина, А.Платонова и прочих больших писателей, ограничиваясь школьным курсом по литературе, да и тем – на «троечку».  В свободное же время народ читал или производственные романы о борьбе хорошего с лучшим, любовную лирику многочисленных членов Союза писателей СССР и немногие зарубежные произведения , изредка появлявшиеся в издательстве «Прогресс». Но криминально-бандитское чтиво, несомненно победило и сформировало определенный взгляд молодого поколения на жизнь.

Кино. Сериалы по произведениям вышеуказанных авторов и составили киношную афишу тех лет. Хотя нет – телевизионную. Ибо киноискусство тех лет медленно умирало. Страна, по праву считавшаяся одним из лидеров мирового кино, не снимала ничего. Кинематограф СССР, получавший множество премий на различных фестивалях, от Московского до Каннского, тихо чахнул под натиском малохудожественного, но кассового американского кино. Парадокс: герои американских фильмов, воющие с русскими, заполонили экраны русских кинотеатров. Рембо, Рокки и прочие заняли место старшины Васькова, бойца Сухова, Юрия Деточкина, Новосельцева, Гоши, Васи Кузякина. Если и появлялись редкие фильмы, то единственная их адекватная оценка – отстой. Зато сериалы лились рекой. Кто их только не писал, кто их только не ставил, кто в них только не играл. Герои, мало того, что несли с экрану какой-то бред, так еще подавали его, или шепелявыми голосами, или с диким украинским говорком, или просто неграмотно.

Потом появились режиссеры, которые просто снимали чернуху о России, в надежде получить премию на каком-нибудь фестивале. Парадокс: раньше советские фильмы получали призы международных фестивалей за то, правдивый показ жизни советских людей, а стали получать призы за очернение жизни в России.

Живопись. Тут искусство пошло в двух направлениях. С одной стороны Сафронов с его ватными облаками, пластилиновой водой и портретами истеблишмента в придворных костюмах, любимец Лужкова Церетели, с его гигантоманией и безвкусицей, и Шилов, с его мертвыми лицами, проблемами с анатомией и кричащими интерьерами; а с другой стороны, те, кто многие годы писал лишь для своих друзей и тут получил возможности вывалить свой бред на выставках. Результатом этого стала полнейшая деградация российского изобразительного искусства и триумф бездарей. Поскольку ничего своего в силу бездарности они не смогли привнести в изобразительное искусство, эти, так называемые художники, обратились к художественно жизни столетней давности. Футуристы гуляли в Петрограде в 1915 г. с раскрашенными лицами или ложками. А «новаторы» 90-х носили  ложки в петлицах. В моду вошел перфоманс и артгалереи.  Развитию этого элитарного( ибо подавляющее большинство  не понимало и не хотело понимать этот бред) искусства способствовало то, что Запад охотно покупал и пропагандировала  все эти изыски. Отношение Запада к новому русскому искусству было примерно такое же, если мы с вами увидим реалистическую картину, написанную австралийскими  аборигенами: « Ой, и они умеют рисовать!». Практически реализм, как направление изобразительного искусства был задвинут на дальнюю полку.


Леонтьев часто говорил о «пиджачной цивилизации Запада» - о том сером, безликом, утилитарном море, которое поглотило некогда цветущую культуру Запада, а теперь экспортируется в Россию


Театр.  Театр в России того времени просто заглох. Молодежь рванулась сниматься в сериалах и рекламе, за которую платили деньги, и трудится в нищих театрах не улыбалось никому. Но, как ни странно – театр выжил. Выжил, видимо, потому, что даже в те годы находились энтузиасты, которые готовы были репетировать. Правда, неизвестно что. Старый репертуар был им неинтересен и не нужен, нового не было. Иногда репетировали ранее запрещенные иностранные пьесы, но в те лихие годы – кому они были интересны.  Народ жаждал зрелища веселого, легкого. Вот тогда-то и начали появляться на сценах театров всякие скабрезные вещи. То грудь актриса ненароком обнажит, то герой героине  юбку поднимет.  До откровенно голых на сцене не доходило, но все к этому шло.

Прошедшие годы, к сожалению, не очень изменили общую картину. Да и не могли они ее изменить. Могли лишь усугубить. Вот и получила Россия то , что имеет сейчас. Цветы и плодовые деревья не растут на пустырях. На них может вырасти только сорняки и чертополох.


Категория: Левитас Игорь | Добавил: museyra (06.07.2019)
Просмотров: 749 | Теги: традиции, Левитас Игорь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: