Главная » Статьи » Традиции » Лурье-Варгас Наталия

Н.Лурье-Варгас. Русская деревянная церковная скульптура

Наталия Лурье-Варгас      




                                                   

    Русская деревянная церковная скульптура



Деревянная скульптура сегодня  является и наименее исследованным, и наименее популярным видом русского искусства. Однако,  эту самую, деревянную скульптуру, в частности северную, о которой хочется рассказать, можно считать прямой и единственной наследницей древнерусской пластики. По своему содержанию она спокойна и добра. Она пробуждает необычайно светлые чувства, словно подкупает чистотой, непосредственностью...В ней нет лишнего драматизма, навязанного, мастера творили русское чистое чудо, не только руками, но и сердцем. В иконах все же драматизм чаще возведен в абсолют и конечно, в том была ключевая роль к искоренению. 

Почему так случилось?! Определённую роль сыграло и то, что изготовление деревянной скульптуры часто понималось как стремление и подражание католической традиции. Был и еще один сдерживающий фактор - Указ Священного Синода от 1722 года, который требовал изымать из церквей деревянные скульптуры и направлять их в Синод или Синодальные конторы для уничтожения. К сожалению, Указ Синода был не единственным официальным документом, направленным против русской деревянной скульптуры. Спустя сто десять лет последовал особый Указ императора Николая I №11599 от 30 ноября 1832 года, предписывающий, чтобы нигде в церквах не иметь никаких изображений, кроме святых образов иконописных. 

В общем то во все времена гонимое искусство все же выжило и сохранилось благодаря уникальным мастерам и исследователям, собирателям, меценатам и в целом людям смотрящим несколько дальше...только благодаря этому мы можем сейчас лицезреть русскую красоту, которой должны гордиться и которую должны сохранить... Это ведь, все мы сами. 

Долгие годы русская церковная деревянная скульптура оставалась для нас и, конечно мира неизвестной. Но в каждом, даже маленьком русском городе, в краеведческом или художественном музее, встречаются тонкой работы резное распятие, или  фигуры ангелов, створы совершенно уникальных витиевато резных Царских врат. Но, большинство уникальных работ русских мастеров, всегда находились в запасниках, словно отрицая принадлежность к этому виду искусства. Как самостоятельное выразительное художественное явление - русская  деревянная скульптура, было представлено лишь Пермской Государственной галереей. Все остальные собрания, например городов русского Севера - оставались в тени... Эти скульптуры, удивительной красоты, когда-то были изъяты из храмов, композиции разобщены, и почти всегда исправно пылились в запасниках. Благодаря этим причинам, сложилось устойчивое мнение, что православие и скульптура несовместимы, а данное явление является характерным лишь для католиков и в целом Европейской культуры. Что совершенно не верно !



                       Архангел Рафаил и младенец Товий. !7 век, дерево, левкас, резьба, роспись, позолота


История сакральной скульптуры, и до сего дня не является выделенной должным образом в самостоятельный раздел русского искусства. А, ведь глубокий интерес к ней проявляли многие исследователи. В 19 веке, усилиями архимандрита Макария, С.Г. Строганова, А.С. Уварова,    Ф. Г. Солнцева, Н. П. Кондакова, И. М. Снегирева, М. П. Боткина, П. И. Щукина были оценены по достоинству и введены в научный оборот огромное количество произведений древнерусского искусства и скульптуры.

Но, случилась революция 1917 года, множество храмов были разрушены, разорены и уничтожены вовсе... Совсем небольшое количество скульптуры, которое удалось спасти, пополнила ново-образовавшиеся музейные собрания. В те времена, формирование музейных коллекций с элементами церковного искусства, можно расценивать как личный подвиг сотрудников или исследователей. Вспоминается скульптор Коненков, который во время гонений на Церковь, каждую осень, выставлял во внутренний дворик своего дома резную деревянную скульптуру Христа, так она стояла до Пасхи...после он заносил ее домой.. отвлеклась...

Вот, в это самое время, в музее московского Кремля, Н.Н. Померанцев начал создавать отдел русской скульптуры, приложив невероятные усилия для обнаружения, реставрации и популяризации(!) древнерусского искусства, именно скульптуры. Организовав художественные музеи в уже закрывшихся на тот момент монастырях - Новодевичьем, Донском, Новоиерусалимском, Троице- Сергиевой Лавре, Померанцев по-настоящему спасал их от уничтожения!  Все эти труды по русской скульптуре и пластике можно считать исключительно уникальными(особенно это касается статуй Николая Можайского). Таким образом в научный оборот было введено около 400(!) единиц хранения. В 1928 году даже был выпущен каталог этой уникальной коллекции, с предисловием самого Луначарского...



                                       Николай Можайский  17 век. дерево, левкас, резьба, роспись


Но, времена меняются, как известно и, после выхода Декрета СНК РСФСР 2 января 1922 года, предписывавшего ликвидацию всего церковного имущества, включая и предметы скульптуры, исследователи русской старины обьединили свои усилия, организовали музей в Троицком Болдинском монастыре, что недалеко от Дорогобужа. Туда перевезли памятники церковного искусства и разоренных по всей стране монастырей и храмов Верхнего Поволжья, Верхнего Поднепровья...Этот уникальный музей, просуществовал всего несколько лет, после чего также имел несчастливую судьбу монастырей и храмов России. И, был ликвидирован в 1929 году, всех сотрудников репрессировали. 



"Распятие с предстоящими" из иконостаса Троицкого собора. 18 век. Дерево, левкас, темпра, резьба, роспись золочение

О масштабах же самой коллекции можно судить по сухим строчкам отчета при ее вывозе :
 "Для перевоза было предоставлено 200 повод из ближайших колхозов". На сегодняшний день все памятники этого уникального собрания и человеческого труда, русской истории, русской скульптуры - утрачены. От этой коллекции сакральной древнерусской пластики осталось лишь несколько десятков фотографий(!), от которых щемит сердце. В архивах хранятся фотографии запечатлевших(по кадрам) вынос деревянной скульптуры из Введенского собора и прием ее в музей. Особенно потрясают снимки на которых зафиксированы снятие церковного облачения с фигуры Спаса Полуношного. На последнем из снимков, обнаженный Христос остается в одних шерстяных носках(!) подвязанных цветными ситцевыми ленточками...Очень сильное впечатление. 

    
              "Спас полунощный" у стен Введенского собора. Уникальное  архивное фото 1920 годов 

В таких подобных драматических обстоятельствах в начале 20-го века формировались практически все музейные коллекции церковной уникальной скульптуры, документы связанные с музейным периодом раскрывают судьбы людей, собирателей русской истории и культуры, судьба их трагична... погибли главный хранитель музея в Троицком монастыре Болдина  Смоленской области, Бузанов, Некрасов, Померанцев был репрессирован, Барановский  и многие другие... Сегодня, я пишу об этом работу. Знание  - это лучший памятник таким людям как они, спасавшим от разорения русскую культуру ценой собственной жизни, любившим свою Родину, профессию, независимо от времен.

Коллекция церковной скульптуры Сольвычегодского музея, была основана в 1919 году. Барановский П.Д. создал полную опись всех деревянных культовых построек на территории бассейна реки Пинеги и их скульптуры, убранства. Эти работы уникальны.


Собрание церковной скульптуры включает в себя  множественные кресты, иконы, и складни, статуарную пластику. Уникальные резные золоченные многоярусные иконостасы, украшенные скульптурой и иллюстрирующие развитие храмовой пластики на Руси с конца 15 до конца 18 столетия...

Это практически единственная в России коллекция скульптуры, имеющая высочайшую ценность, ценность историческую, художественную целостность, она состоит из произведений высочайшего класса!. Над ней трудились мастера Оружейной палаты и Троицко-Сергиевой Лавры, резчики русского Севера, которых вычеркнула неблагодарная рука потомков...Судьба этих предметов связана с представителями династии Строгановых(крупных промышленников) политиков, меценатов. 

Строганов, строил храмы, был ученым и библиофилом, полиглотом, он содержал художественные мастерские, в которых возникло и вызрело целое направление в искусстве, получившее название "Строгановская школа". Коллекция мелкой пластики Сольвычегородска, стоит на одном уровне с коллекцией из собрания Московского Кремля, Третьяковской галереи, Исторического музея, Сергиевой Лавры...Ранние из них датируются 16 веком. Это виртуозно исполненные многофигурные рельефные миниатюры из дерева или кости в изысканных оправах, чаще серебряных, с использованием позолоты, украшены жемчугом и самоцветами. 

Особый интерес представляет  двустворчатый резной складень с изображением главных христианских праздников тончайшей работы.В 1650 году, спустя 34 года после смерти Н.Г.Строганова, складень с изображением праздников вложили в Благовещенский Собор, так имеется надпись на обороте створок: "..Дмитрий Андреевич, да Федор Петрович, да Данило Иванович Строгановы ". Складень этот не закончен. Вся левая сторона его лишена деталей, ликов нет, нет и оконных проемов и других деталей, деревья на нем, так и не обрели листву, а ткани и облачения - складки...Все решено общими силуэтами. Заготовленные для надписи блоки не разделены на буквы, судить о названиях сюжетов возможно лишь композициям в целом...

С этим произведением связано множество загадок... К примеру, почему складень был вложен в память о Н.Г. Строганове в опекаемый и украшаемый при жизни им Собор только через 34 года после смерти владельца.Остается без ответа и вопрос, почему складень не был закончен и хранился в таком виде долгие годы, ведь мастерские работали после его кончины и продолжали делать художественные произведения искусства.  Никому из резчиков - мастеров не было поручено завершить эту работу, в семье оно осталось, как личная вещь.. Самая смелая догадка, предположение связывает создание складня самим(!) Строгановым, Никитой Григорьевичем... В этой незавершенности все же некая таинственность...Но, оставим это для размышлений ...

Что же в 17 веке ? А, в !7 веке фигуративная русская пластика уже более сдержана и следует иконописному канону. В этой же коллекции хранится большая скульптурная композиция " Чудо Георгия о змие " и несколько статуй Святого Николая, так горячо любимого всеми на Руси...Темноликий и ясноглазый сольвычегодский Святой Георгий изображен несколько привставшем из седла, на скачущем белом коне..Его тонкие черты лица создают выразительный образ. А, вот Святой Николай представлен в образе Николая Можайского, который так же несколько утрачен в нашей культуре, а ведь это воин защитник! Святой широко раскидывает руки, условно охватывая все и всех, он защищает(!) берет "под крыло", все что за спиной под его защитой... В правой руке его - меч, в левой храм... Это изображение активной обороны от всего, что-то, на грани атаки...




Еще одним выдающимся произведением являются Царские врата с крупными изображениями четырех евангелистов, с разных сторон поддерживающих расположенное в центре раскрытое Евангелие... В те моменты, когда створки дверей распахивались, возникал совершенно удивительный визуальный эффект - раскрывшейся книги, а вступающий(счастливчик) в сакральное  пространство алтаря символически проходил через всю евангельскую историю...совершенно удивительно !

Сильнейшие впечатление производит сохранившиеся почти полностью скульптурная композиция Троицко-Гледенского монастыря, в котором около 50 пластических утонченных изображений-скульптур. Главным акцентом всей композиции являются ангелы, в легких одеждах развивающихся словно на ветру. Кажется, что ангелы находятся над тобой, они в полете и вечном движении.. невесомые туники едва удерживаются на хрупких плечиках слегка обнажая тела...эти образы заставляют замереть... они беспокойны, нежны и изящны... И, совсем не напоминают грозных защитников, призванных хранить сакральное пространство...

Завершает это рукотворное русское чудо монументальное пятифигурная скульптурная картина " Распятие с предстоящими". Необычайно трогательна и выразительна группа святых  жен слева. Ближе к Христу - Богоматерь. На ветру ее складки платья взлетели, синий мафорий,  тонкие пальцы сжаты в объятьях... Белый платок обнажает лицо и шею, голова покорно склонена в сторону самого дорого...



                                Богоматерь(фрагмент) 1780 годы. дерево, левкас, роспись  

 Весь иконостас представляется прекрасным примером синтеза искусств. Органичное соединение объемных пластичных изображений и тождественность росписи, общности линейной графики библейских силуэтов, растительный декор, все эти архитектурные детали, столбы, карнизы, обретают необычайную витальность. Вся поверхность иконостаса покрыта сложным глубоко и искусно прорезным флористическим декором, где барокко переходит в изящную чувственность рококо. Вот что предки нам оставили и сохранили...

Кроме иконостасных ансамблей, остались довольно большое количество статуарной пластики - фигуры из композиций Распятий, избранные святые, ангелы.. Уникальным для российской скульптуры является - "Не рыдай мене, Мати" - в западной культуре представлена как "Пьет"а, обнаженное тело Христа, снято с креста и лежит на коленях Богоматери..Это есть русская Пьета! О которой мало кто знает.



                                Не рыдай мене, Мати . Около 1805 года. Дерево, резьба.


В художественном отношении и по количеству экспонатов собрание сохранившихся чудом и усилиями великих русских людей церковная скульптура русского Севера, является уникальным, одна из самых ярких в нашей стране! виртуозность исполнения и проникновенность образов ставят их в один ряд с выдающимися памятниками европейского  искусства и мировой пластики. резчики создававшие эти произведения искусства ориентировались на необыкновенно популярные немецкие, нидерландские гравюры. Но привнося в нее русскую академическую традицию, уникальную традицию, которую со временем стараются утратить окончательно. 

В настоящий момент основная часть этих памятников, изъята из храмов и лишенная своего первоначального места, находится практически в безвестности. Деревянная скульптура производит невероятно сильное впечатление, оторваться от этих образов почти не является возможным, вспоминаются слова Уильма Пломера о том, что патриотизм - это последнее прибежище скульптора.. В своем подлинном уникальном аспекте, оставшимся в прежнем уединении фигуры скорбящего Христа нередко помещались в деревянные ящики, своего рода темницы, понимая это, держа в руках архивные фотографии испытываешь не умолкающую тревожность...


     Царские врата иконостаса Троицкого Собора 1776 - 1786 годы дерево, левкас, резьба, роспись, золочение.
 

Но, поднимая глаза вверх, на Царские врата, Иконостас или Распятие с предстоящими, на русскую Пьету и Николая Можайского, читаешь летопись сакральной русской скульптуры, она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания. Это наш вклад в мировое искусство.


Эксклюзивный материал является собственностью автора. При использовании активная ссылка на первоисточник обязательна

В тему:



         Copyright PostKlau © 2017


Категория: Лурье-Варгас Наталия | Добавил: museyra (11.01.2017)
Просмотров: 559 | Комментарии: 1 | Теги: традиции, Лурье-Варгас Наталия | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо,за такую прекрасную статью.Я знала отца Наташи,и всю эту уникальную семью.Талантливые и редкие люди.Спасибо за радость встречи,пишите больше.Успехов!И успехов журналу.

Имя *:
Email *:
Код *: