Главная » Статьи » Традиции » Лурье-Варгас Наталия

Н. Лурье-Варгас. Свидание с памятью

Наталия Лурье-Варгас           


      


                          Свидание с памятью                                                                          

 

                                                                                                    Ах, на гравюре полустертой,

                                                                                                    В один великолепный миг,

                                                                                                    Я видела, Тучков-четвертый,

                                                                                                    Ваш нежный лик.

                                                                                                     И вашу хрупкую фигуру,

                                                                                                     И золотые ордена...

                                                                                                     И я, поцеловав гравюру,

                                                                                                     Не знала сна...

                                                                                                                 Марина Цветаева

 

Этот кусочек древней истории, стоит на берегу реки Вязьма, во влажно - туманной дымке, едва улавливаемой глазом, но хорошо ощущаемой кожей, в осенней свежести, высится старинный русский храм Рождества Пресвятой Богородицы и Жен-мироносиц...Я иду к нему... иду по земле предков, которые не в одном поколении проливали тут кровь, защищая эти земли, иду к доброму другу - отцу Владимиру, беседы с которым меня успокаивают, наверно по тому, что он хороший священник, добрый человек пытающийся сохранить эту древность любыми силами...

Построен  Храм, в архитектурном стиле барокко...Названия в обиходе незначительно разнятся - Богородицкая церковь, Богородицерождественская церковь, Богородице-Рождественская церковь, Рождество-Богородицкая церковь, скорее это говорит о второстепенности значения истории для жителей...



...Меж тем, место это упоминается в древнейших рукописях и так же, житии Аркадия Вяземского (преподобный, затворник и пустынник вяземский, ученик преподобного Герасима Болдинского)

Церковь Рождества Богородицы поставлена в живописном тихом месте города, на средства собранные от прихожан..Стоит на левом берегу реки Вязьма, река здесь довольна широка, так как в других местах невероятно измельчала и сузилась, представляя собой скорее образ тоненького женского пояска, любовно опоясывающего город... Впервые, она упомянута, как - деревянный трех шатровый храм в "Писцовых книгах" князя И.Ф. Волконского 1627 года..Деревянный храм, здесь стоял с более древних времен, а вот год постройки не отражен ни в одном из источников..В конце 18 века была поставлена отдельно стоящая колокольня, ее разрушили в 1930 годы. Приход содержал и две каменные часовни: одну у Святых врат ограды храма и вторую на площади у торговых рядов..

В те далекие времена, река Бебря и река Вязьма были судоходными, большими и торговыми..Река Вязьма, являясь левым притоком Днепра - "вязала" между собой великие водные - торговые пути земли русской..и Волгу и Днепр, да и сама она, стояла на Сарой Смоленской дороге, что делало ее известным оборонительным и купеческим городом, для всего мира..От сюда и сюда, совершались торговые движения, военные походы, преодолевая великие препятствия, полагаемые природой и людьми, с одной стороны, это  долгие и трудные пути сообщения, частая распутица, с другой - недостаток правосудия, народные смуты, княжие междоусобные войны, нападения соседей, а также грабежи собственных русских повольников, бродников и вообще разбойничьих шаек..

Но, вернемся к реке...Приплывали сюда дивные расписные ладьи, или как раньше говорили - лодьи. Сходили на этот старинный берег купцы и торговый люд.. снимали они свою шапку, склоняли буйну голову и кланяясь в поясном, теперь уже забытом поклоне, шли в храм, что стоял на берегу.. читали молитвы за мир, успешную торговлю и скорое возвращение к своим близким...Этот древний люд, верил, что молитва способна пустой сосуд наполнить водой, корабль златом, дорогу сделать ровной и ладной...




Сейчас я сижу,  в пределах трапезной Иоанна Богослова и Жен Мироносиц, пью чай с отцом Владимиром из города Почаева, что на Западной Украине.. рядом суетится его помощница Наталья...Я всматриваюсь в образ..фрески эти считаются уникальными...рассматриваю  почти стертые фрески под куполом, весь Богородицкий Храм, внутри словно окутан голубой дымкой, это необьяснимо.. После, разглядывая фотографии, я утвердилась в этом своем ощущении.. А сейчас, отложив в сторону документы..я пытаюсь проникнуть в рассыпающийся образ "снятия с креста", удивительный, в этой стертости есть какая то нежность, беззащитность и огромная история человеческая...


В беседе с отцом Владимиром, мысли мои убежали к гербу этого славного города, а на нем - в серебряном оконце стоит пушка на золоченом лафете, а на пушке очень скромно, сложив свои крылья и словно прижавшись к ней сидит золотая птица. Птица Гамаюн...Странная эта история с птицей Гамаюн, корни которой считаются иранскими, в сказаниях иранцев есть мифическая птица счастья Хумайя - "птица, предвещающая счастье". Каким образом Гамаюн, стала символом этой многострадальной земли, в веках переходящей из рук в руки, некоторое время бывшей даже столицей государства Российского, и непосредственно вошедшей в историю при присоединении Украины к России, но об этом в другой раз...

Слово и образ  Гамаюн, проникали в русскую книжность, непосредственно из восточных источников и через источники европейские, встречается в переводах натурфилософского трактата "Христианская топография" около 547 года - это было первое описание христианское мира(!)..В русской дипломатической переписке с османским и персидским правителями в конце 15 века, встречается слово хумаюн - гамаюн, как титул(!).. Кроме того, имя Гамаюн в персидском языке означает "счастливый, августейший".. Гамаюн, вместе с птицами финик или фениз (феникс)  - залетает на острова в восточном море, откуда близко и до Рая, эти птицы источают чудесное благоухание...

Из этих древних источников следует - птица Гамаюн размером чуть больше воробья, у нее нет ног и крыльев, а хвост в 7 пядей( примерно - 1,25 м), она постоянно летает, а если падает, то это предвещает смерть некого монарха... Летающая без остановки высоко в небе при помощи хвоста безногая(!) и бескрылая умирающая при падении на землю, чем предвещающая смерть кого-то из знати райская птица с разноцветными перьями, Только представить такую красавицу..Хотя в ряде источников сказано, что эти птицы никогда не отдыхают, другие утверждают, что они могут зацепляться двумя жилами на хребте, или перьями за сухие деревья и так восстанавливать силы...Удивительно просто... В некоторых источниках их изображали  с тонким, как волос пером на голове..закрывающее им глаза, изнутри перо изумрудно-зеленое, под горлом же огненно-красное..В сказаниях Боснии и Герцеговины образ Гамаюн, описан так - садящаяся на землю ради одного зернышка...




Васнецов на своей картине "Гамаюн, птица вещая" изобразил "птицу черного пера с мрачно-прекрасным женским лицом..А Александр Блок, под впечатлением от увиденной картины написал одноименное стихотворение :

 

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поет,

Не в силах крыл поднять смятенных...

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых...

Предвечным ужасом объят,

Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!..

 

Все это чудным образом мелькает у меня сейчас в сознании..Казалось бы не связанные между собой сюжеты и изображения, события, но история этого Храма, у стен которых 22 октября 1812 состоялся ожесточенный бой за освобождение Вязьмы и Москвы от наполеоновских войск, значимо переплетается с историей русской и всемирной...

Император Наполеон вступил в Вязьму со своей гвардией 19 октября и пробыл в нем до утра 21 октября. По воспоминаниям Жомини, император приказал Нею остановиться и встретить корпуса вице-короля Богарнэ и Даву. В это время в Вязьме еще находились французские армейские, артиллерийские склады и госпитали. С 16 августа по 22 октября 1812 года французский гарнизон занимал Барышниковские дома, так называемые "Гайдуковские казармы", сохранившиеся в перестроенном виде по сей час(!) Во второй половине дня, 22 октября французы заняли позицию на окраине Вязьмы и открыли сильный огонь из артиллерийских орудий. Около часа продолжалась "жестокая с обеих сторон канонада".

После атаки корпуса Милорадовича неприятель вынужден был отступить в город и за его пределы по Смоленской дороге. Вечером, получив приказ от Милорадовича на штурм города, его начали дивизии Паскевича и Чоглокова. Во главе войск с развернутыми знаменами и под барабанный бой продвигались Перновский и Кексгольмский полки, поддерживаемые Белозерским полком.

Вместе с русской армией отступавшего неприятеля преследовал и офицер Ф. Глинка. После он описал события этого дня в своих "Письмах" : " Кровопролитное сражение решается в пользу нашу. Победа явно к нам благосклонна. Пушки наши во множестве гремят. Войска наполняют воздух восклицаниями: ура! И толпы неприятеля бегут. Но день меркнет, и темная осенняя ночь готова скрыть бегущих. Победители сетуют, для чего нет власти, могущей сказать солнцу: постой! Но краткость времени заменяется быстротою: 11 и 26 отделение войск, под начальством генерал-майора Паскевича и Чоглокова, вместе с Белозерским полком, сомкнув строи свои, стремятся выбить запершегося в городе неприятеля. Перновский пехотный полк, впереди всех стоявший, с распущенными знаменами и барабанным боем первым врывается в город очистить по трупам неприятельским путь другим. С другой стороны генерал Милорадович с некоторыми генералами вводит все полки конницы в объятый пламенем город Вязьму. Неприятель стреляет из домов, разбросанные бомбы и гранаты с громом разряжаются в пожаре, горящие здания упадают, пылающие бревна с треском катятся по улицам: но ничто не сильно остановить ревности войск и мужества начальников".

Завершающая часть сражения прошла на Торговой в то время, а после переименованной - Богородицкой, затем Советской площади города, у стен Богородицкого храма...


Битва под Вязьмой

                           Петер фон Гесс. Сражение под Вязьмой. 1812


Бой этот, послужил сюжетом для картины художника П. Гесса - Сражение под Вязьмой..Картина в 1911 году описывалась так:

"Каким то страшным кошмаром веет от этой картины, и жуткое чувство встает со дна души, когда начинаешь отдавать себе отчет, насколько должна быть ужасна война в своей реальной действительности. Вот стоял себе тихий город Вязьма, и многочисленные кресты его церквей мирно поднимались к небу, тишина господствовала кругом, каждый занимался своим скромным делом, как вдруг в единый миг все перевернулось вверх дном, и кровавый ужас стихийным ураганом пронесся по улицам сонного города. Вглядитесь в картину: горят здания одно за другим, языки пламени взвиваются к верху, тучи дыма несутся над городом, застилая небо, а в улицах …улицах происходит смертоносная толчея… В правом углу настоящий хаос провиантских фур, телег, нагруженных разным добром, лошадей, погонщиков, все смешалось в неописуемом беспорядке; посредине идет ожесточенная схватка между русскими и французами, раскинулись кругом убитые и раненные; налево густыми сомкнутыми рядами наступают русские войска, вперед, все вперед против французов, плотной массой виднеющихся в глубине, в улице".

В 1848 году копия с картины была со всеми почестями пожалована городу, императором Николаем I ...Но, после революции 1917 года этот важный для истории подарок был утрачен...

Храм же, после Отечественной войны 1812 года долго восстанавливался..И только, к 1912 году, почти через сто лет(!) к празднованию столетнего юбилея победы над французами, купец Рогожкин выделил средства, чтобы провели в церкви масштабные ремонтные работы..В 1913 году комитет по увековечиванию памяти 100-летия Отечественной войны, постановил:

"Считать Богородицкую церковь вокруг которой происходил бой храмом-памятником. На пилонах церкви поместить доски с именами павших, и одну из часовен ее - обратить в музей 1812 года. Днем ежегодной памяти считать 22 октября".

С 1813 года ежегодно - 22 октября, в память изгнания французов из Вязьмы, по улицам города совершался крестный ход...


               


На Богородицкой площади у торговых рядов 22 октября 1912 года на средства Перновского гренадерского полка первому ворвавшемуся в город при отступлении французов.. Был установлен памятник предкам, прославившимся при освобождении земли русской..Монумент состоял из круглой гранитной колонны, установленной на высоком постаменте. Верх колонны венчал двуглавый орел, сидящий на полусфере. На боковых гранях куба были выполнены надписи: "22 октября 1912 года Перновские гренадеры, благодарные своим предкам-героям, стяжавшим боевую славу, высокия награды и вписавшим в историю лучшую страницу подвигов русскаго оружия в бою под городом Вязьмой 22 октября 1812 года Пожаловано отличиями 230 офицеров"..

Памятник разобрали в 18 году ...В начале 30-х годов прошлого века церковь и вовсе закрыли, передали под дом физкультурника(!). В трапезной части храма был устроен кинотеатр... колокола сняли и отправили на переплавку.. так же в одной из частей храма стал работать радиоузел..

У Армана де Коленкура, адъютанта и сподвижника Наполеона сохранились дневниковые записи об событиях, в них он отмечал, что при переправе через реку Вязьму пехотинцы 1-го корпуса устроили беспорядок, в храме снимали старинные золотые и серебряные оклады, разбивая образа прикладами, бесцеремонно утаскивая церковную утварь..Сокрушаясь в последствии в своих записях, Арман отмечал, что это действо сильно помешало отступлению.. И именно с этого времени началась дезорганизация французской армии и все ее несчастья(!)..

Вяземское сражение продолжалось с 6 часов утра до 7 часов вечера...!...В нем участвовало около 25 тысяч русских войск против 37 тысяч французов(!). Неприятель потерял в бою около 6 тысяч человек. С русской стороны убито 800 человек и 1500 ранено. Взято в плен свыше 2 тысяч французов, в том числе генерал Пелетье, 3 полковника и более 30 офицеров... В числе трофеев были 3 орудия, 2 знамени и большое количество обозов...

Основным свидетелем Вяземских кровопролитных боев, до сих пор остается Богородице-Рождественская церковь..гордо стоящая в низине реки.. Взирающая на проходящих мимо или бегущих по своим делам людей.. Молчаливо встречающая историков и туристов...Хранящая до сих пор лица своих героев, больше забытых историей, иных стертых вовсе...Но для нее все еще живых и выстоявших, и не допустивших стереть Ее с земли...


 

Фреска - "Снятие с креста" - говорит мне об этом...

 

..в 988 году к Вязьме пристали ладьи, из них вышли семь женщин - мироносиц, направились они к Соборной горе, одна девушка споткнулась и опрокинула чашу, и разлила по земле священную жидкость, тут было решено поставить храм..    


   Фотоматериалы автора


Выпуск октябрь 2016

Copyright PostKlau © 2016  

                                       

Категория: Лурье-Варгас Наталия | Добавил: museyra (29.09.2016)
Просмотров: 230 | Теги: традиции, Лурье-Варгас Наталия | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: