Главная » Статьи » Традиции » Шангареев Исмагил

И.Шангареев. Бахчисарайский "Фонтан слёз"(II)



 Бахчисарайский «Фонтан слез»(II)

Культурно-исторические символы Татарского мира


Эманация бахчисарайского чуда

У подлинного искусства своя особая природа, не терпящая границ. Мощь символа «вечных истин» оказалась столь велика, что Бахчисарайский «Фонтан слёз» стал образцом для архитектора Э. Блэра, создавшего уменьшенную копию «Фонтана слёз», или «Мария» в парке Воронцовского дворца в Крыму.

 

 

«Фонтан слез» или «Мария» в парке Воронцовского дворца (Крым).

 

Нельзя не вспомнить о редкой по красоте копии Бахчисарайского «фонтана слез», созданной  архитектором  Н.П. Красновым, как часть интерьера  охотничьего «домика-дворца» для Феликса Феликсовича Юсуповаграфа Сумарокова-Эльстон (потомка ногайского князя Юсуфа), который должен был быть построен в местном крымско-татарском стиле. Краснов в течение 10 лет участвовал в работах по реставрации Бахчисарайского ханского дворца, и строил охотничий домик-дворец для Юсупова в классическом стилете «крымского рококо» времен правления Гиреев. Конечно же «Фонтан слез» добавил любовной романтики, когда в 1914 году Феликс Юсупов-младший сочетался браком с племянницей Николая II, княжной Ириной Александровной и «домик-дворец» был преподнесен невесте в подарок. В те годы фонтан предназначался для украшения интерьера столовой в восточном стиле. В настоящее время он находится в «Никитском ботаническом саду».

   

Копия Бахчисарайского «Фонтана слез» в Никитском ботаническом саду (Крым).

 

Особой красотой отличается копия Бахчисарайского «фонтана слез», которая находится в Северном павильоне Малого Эрмитажа в Петербурге, и, несомненно, является одним из лучших творений архитектора А. Штакеншнейдера.  Созданная в XIX веке   - копия Бахчисарайского «Фонтана слез» является более вариацией, нежели его копией, поражая редкой гармонией красного и белого цветов, изяществом, и редкой изысканностью.



Копия Бахчисарайского «Фонтана слез», которая находится

в Северном павильоне Малого Эрмитажа (Петербург).

 

 Все эти шедевры несут в себе эманацию – расширение границ высоких смыслов культуры крымско-татарского народа. Но ради справедливости надо сказать, что Бахчисарайский «Фонтан слез» становится всемирно известным источником вдохновения для мастеров копирующих его, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину, который усилил эманацию этого символа крымско-татарской культуры до планетарных масштабов.

Второе рождение легенды

Александр Сергеевич приехал в Бахчисарай в сентябре 1820 года, посетил праздник Курбан Байрам, который начался 6 сентября. Есть предположение, что, описывая в «Кавказском пленнике» празднование Курбан Байрама, Пушкин, передал свои впечатления от крымско-татарских народных состязаний в Бахчисарае.

Скажем сразу, это был не тот Бахчисарай, что в золотой век Гиреев. Максимилиан Волошин пишет: «После присоединения, при Екатерине, Крым, отрезанный от Средиземного моря, без ключей от Босфора, вдали от всяких торговых путей, задыхается на дне глухого мешка… Весь этот Магометов рай уничтожен дочиста». К приезду Екатерины II в Крым Бахчисарайский «Фонтан слез» был перенесен в «Фонтанный дворик» Хансарая.

Когда судьба привела поэта в Бахчисарайский дворец произошло чудо. Пушкин созерцая то немногое, что осталось от былого великолепия с горечью писал об увиденном: «Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат». Но, одновременно, на уровне редкого поэтического  зрения, ему открывалась иная картина:   

Я посетил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.
 ……………………………….

В пустых покоях и садах;
Играют воды, рдеют розы,
И вьются виноградны лозы,
И злато блещет на стенах.
Я видел ветхие решетки,
За коими, в своей весне,
Янтарны разбирая четки,
Вздыхали жены в тишине.
Я видел ханское кладбище,
Владык последнее жилище.
Сии надгробные столбы,
Венчанны мраморной чалмою,
Казалось мне, завет судьбы
Гласили внятною молвою.
Где скрылись ханы? Где гарем?
Кругом всё тихо, всё уныло,
Всё изменилось... но не тем
В то время сердце полно было:
Дыханье роз, фонтанов шум
Влекли к невольному забвенью,
Невольно предавался ум
Неизъяснимому волненью,
И по дворцу летучей тенью
Мелькала дева предо мной!..

 

И точно также Пушкин писал о Бахчисарайском фонтане: «Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода». А вот поэтическое видение того же фонтана:

 

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

 

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль...

 

 Фонтан слёз в Бахчисарае


Бахчисарайский «Фонтан слез» – символ «вечных истин», подаренный миру уникальной культурой крымско-татарского народа. Но как хрупок этот символ. Как важно это осознавать тем, кто сегодня пытается возрождать Крым не только как знаменитый курорт, но средоточие культур, в центре которого славная и трагическая история крымско-татарского народа. Как важно сегодня в век глобализации беречь символы крымско-татарской культуры, отражающие Дух народа, прошедшего сталинскую депортацию, годы скитаний вдали от исторической родины.

Бахчисарайский «Фонтан слез» – символ любви и памяти, представляет собой гораздо больше нежели памятник любви Кырым Гирея. В нем величие и удивительная красота Духа крымско-татарского народа - «Фонтан любви, фонтан живой!», как живо все, что открывает нам сегодня культура Татарского мира.



Copyright PostKlau © 2020


Категория: Шангареев Исмагил | Добавил: museyra (29.02.2020)
Просмотров: 767 | Комментарии: 2 | Теги: Шангареев Исмагил, традиции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: