Главная » Статьи » Традиции » Традиции

Н. Лурье-Варгас. О буддизме



                   О буддизме



                                  Час зачатья я помню не точно - видно память моя однобока...

                                                                         В. Высоцкий


Как считаете, чем коммунистическая идея "перспективнее" буддизма?! Ну или что перспективнее: художественная литература, или циклотрон для производства радиационных химфарм препаратов?!

Коммунистическое учение - проект общественного договора на основе "Манифеста коммунистической партии." (Критика готской программы. Карла Маркса. Фридриха Энгельса и тд). Получается, что более походит нам сегодняшним, скажем, "Электрокофеварка" и "Руководство по эксплуатации."

Буддизм - религиозное учение, как метафизика духа, в нем есть принцип "ахимса", подчеркну - не завет или строгий наказ, но принцип (основа, система знаний) - не нанесение вреда живым существам. Любым. Всем. Дальше, как в христианстве - "по тому, что вы любите друг друга, узнают, что вы мои ученики", - говорил Христос. Но не во всех, кто объявляет себя последователем Христа, есть любовь. Правда?

И в христианстве и в иудаизме тоже есть заповедь (нет, не принцип, но осудительный запрет) "не убий", да и в исламе есть нечто вроде: "По этой причине Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей...". Но какое количество войн развязано ими - не посчитать. Я готова признать, что профанов среди буддистов, наверное, не меньше, чем среди христиан и все же...

У меня есть старший старинный друг, военный историк Александр. Мама у него была русская, очень приветливая и простая женщина - свою жизнь посвятила сыну, а отец - монгол, монгольский генерал.

История его такова.

В детстве отец Александра был хуврэк - мальчик-послушник в одном из монастырей на западе Халхи. Когда в Монголии начали закрывать буддийские монастыри в 1932 году вспыхнуло восстание лам. А ламы составляли до сорока процентов мужского населения страны, с семьями же бывало по-разному. Но, в основном, монголы жили в монашеских общинах, их были сотни. Только в столичных монастырях - тысячи, если не десятки тысяч. (Все население внешней Монголии в первой четверти двадцатого века - примерно 400 тысяч включая китайцев, так что число лам можно приблизительно сосчитать исходя из этой цифры, кому интересно).
Ламы - высшая ступень монашества, то есть, монашество имеет много степеней посвящения и на низших временное пострижение и расстрижение практиковалось и практикуется - простой монах может вернуться в мир, обзавестись семьей. Это не порицается. Все гуманно. Может и женатый уйти в монахи лет на пять, напитаться знаниями, духовной силой и вернуться в семью. Да и на сожительство с женщинами монголы часто смотрят сквозь пальцы. А для оправдания последнего бывали предлоги экзотические - например, что лама укрощает обитающего в этой женщине злого духа.





Считается, что такое количество бессемейных мужчин - способ регуляции численности населения. Большее население на данной голой территории кочевое традиционное скотоводство просто не в состоянии было прокормить.

Так вот, в помощь монголам, которые не очень-то рвались усмирять это восстание, были брошены советские войска, и одному красному командиру, понравился (Отцовские чувства) юный хуврэк (в нашей Бурятии произносят "хуварак", письменная форма - "хувраг"), будущий отец Александра. Командир увез его в СССР и отдал в Тамбовское кавалерийское училище. Мальчик выучился, стал офицером, встретил и полюбил русскую девушку, вернулся на Родину, дослужился до генерал-майора (потрясающий был дядька, мировой). Уже в конце 1990-х замечательная Сашина мама почила - генерал овдовел, тогда Саша перевез его к себе в Москву усадив писать мемуары.

Встречаемся как-то (99 год) с Сашей, спрашиваю:
- Ну как отец? Пишет мемуары?
- Пишет, - говорит Саша.
Через год прилетаю, встречаемся, опять спрашиваю:
- Пишет?
- Пишет.
- И до какого времени дошел?
Тут Саша, слегка смутившись, отвечает:
- Понимаешь, Наташа, он пока заканчивает внутриутробный период. А для буддиста это очень важное время: считается, что в материнской утробе человек помнит свои прежние перерождения.

Кое-что из написанного генералом я прочитала (обидно мало), мне было дико интересно, хотя, как говорил Сашин отец "опасновато". Ведь режиссеры и сценаристы сновидений очень талантливы и опытны, постарше вселенной будут. А отсутствие склероза обуславливает показ фильмов из прошлого "любой давности".

Насчет внутриутробного периода - буддисты не фантазируют. Они так понимают жизнь, поэтому и умудренный сединами человек подробно пишет об опыте, а не деменцией или политической агрессией страдает. Буддизм - невероятно глубокое учение и интересное. Одно время была сильно увлечена буддизмом. Мне и теперь близка его философия и "живой", нетленный хамбо-лама Итигелов, по-моему, самое интересное и необъяснимое явление.

Мы, христиане привыкли, что только наш мистический опыт истинен и заслуживает подробного описания, как в "Добротолюбии". Но монголы, тибетцы и другие буддисты не случайно не замечены в развязывании войн, в том числе, мировых.





Мировоззрение буддизма, его осмысление места каждого человека в мироздании, отношение к жизни еще ждут своего часа, чтобы активнее повлиять на глобальное культурное наследие и подвигнуть человечество на безусловно мирное сосуществование народов. То, чего нас так старательно лишают. Мир ведь не сегодняшней техникой уничтожения начинался, правда?!
Но в европейском рациональном дискурсе мировоззрение буддистов кажется смесью диких суеверий и параноидального бреда. Их астрология, мантические практики, магические обряды. Но в итоге мы не слышим о буддийском терроризме или буддийской угрозе экологии земли.
И за себя постоять они очень даже могут. То есть, насчет абсолютного "миролюбия" буддистов в том смысле, чтобы распространять принцип "ахимсы" в том числе и на людей, не стоит, конечно, заблуждаться. Все же и буддисты - всего лишь смертные человеки, следующие Путем просветления, и не каждый из них - Будда. Как пример, возьмем фильм "Маленький Будда" - где буддийские воины буквально бросались с луками и стрелами на английские винтовки. Дух называется твердит плоть. Понятно, что это художественное преувеличение, но все-таки не на пустом месте возникшее.

И никакая ахимса не мешала Гелугпе рубиться с Кармапой, сингалам рубиться с бирманцами, тайцами и кхмерами несколько веков, японские буддисты увлеченно выпиливали христиан, про Джа Ламу и вовсе умолчу, хотя его и некоторые буддисты полагают беспредельщиком.

Или, в романе Киплинга "Ким", - так там старый лама, признанный святой, вспоминал свои юные дни в монастыре, и битвы железными пеналами, насмерть. Именно насмерть. Какая уж тут ахимса. Киплинг был первым, кто (для меня) сказал об этом, и можно написать еще массу разных примеров.

Но все мной перечисленное никак не умаляет именно мирного потенциала буддизма. И без революций, и очень медленно.

Только не путайте, "Монголы" при Батые и "монголы-буддисты" - это разные этносы. При Батые, к слову, тоже были монголы-буддисты, пусть буддизм и не был тогда доминирующим вероучением, а уж Хубилай и вовсе превратил его в государственную религию, особенно после основания династии Юань. И это были далеко не вегетарианцы. Но исторически и генетически, они разные этносы, разные, как античные греки времен Сократа и Платона не имели никакого отношения к христианству.

А наше человечество, меж тем, осененное, как оно думает, христианством или либерализмом - как борьбой за каждого отдельного человека, идет к глобальной войне. Буддистская же идея и практика благоговения перед жизнью мне представляется продуктивной и очень близкой моему внутреннему миру. Но чтобы мир стал на 100% буддистским я, к сожалению, возможности не вижу, но вместить идею благоговения перед жизнью (любой), чего мы, повторю, лишены - без этого вряд ли получится жить вместе в одном пространстве столь разным людям.

Справедливости ради, отмечу: во время Второй Мировой войны "осененные" интервенты убили на территории Китая 35 миллионов "осененных" китайцев. И христианство - это опять же метафизика духа, а либерализм - это система политических, экономических, общественных взглядов на совершенно конкретное государственное устройство, ну или общественный договор, в процедурах которого могут уживаться представители разных конфессий и даже, прости Господи, атеисты. Но настоящую идею либерализма, как мне видится, давно искажают.

Можно совмещать, пока речь не заходит о воззрении. Буддийское воззрение - пустота. Христианское - вера в Бога-творца. И это несовместимо. В истории были попытки соединить буддизм и христианство, тот же Рерих, но они не удались, не удались потому, что человечество как целое еще не доросло ни до христианства, ни до буддизма. В первом случае предлагается жить любовью (с этим у нас очень плохо), во втором - благоговением перед жизнью. Да и кто же позволит человеку быть свободным.

Кстати, эта идея не нова, хотя и всегда почему-то страшила "прогрессивное человечество". И в итоге, чем, подумайте и скажите себе (по пунктам) коммунистические идеи, чуть было не завладевшие миром в двадцатом веке, перспективнее буддизма, утверждающего благоговение перед живым?! Ну?!





В общем, если не погибнем в огне ненависти и нетерпимости к инакомыслию, политическую форму как форму глобального влияния, возможно, сменит какая-то другая. Если позволят.
Ну или сгорим в огне к чорту, как предлагал известный персонаж одной серьезной книги: "свести огонь на тех, кто неправильно понимает как должен себя вести". На это персонаж получил отповедь: "не понимаете какого вы духа".

Фантазировать здесь и сейчас мы можем долго. Метафизически то, что делают современные политики, на мой взгляд, гиблое дело и одно знаю твердо, уже сейчас для многих людей во всех странах мира идеология и пропаганда политиков не референтна, не релевантна, не обсуждается как серьезная тема. Люди отрезали свое участие. Отрезвели. Правда, на это уходит примерно половина жизни.
И то, что человек задумался о своем самом раннем опыте, внутриутробном, кстати, в Монголии так положено, к возрасту того или иного человека автоматически добавляется один год, то есть тот срок, что провел в утробе матери - это странно для нас, но это абсолютно полноценный вектор. Более интересный, чем все время наращивать потребление товаров и услуг.

Напоследок немного уточню.

Восстание лам, как я уже написала, это 1932 год. Там многое было именно судьбоносное для человечества, хотя и не сильно освещается до сих пор, ну потому что журналистика бывает разная. Чаще ее главное назначение - скрыть правду, что нельзя сказать о литературе, даже плохая, литература в этом не замечена. К тому же хорошая литература не всегда понимает, где правда, а журналистика обязана знать это точно. Там, в Монголии, в то непростое время, судьбы разные связались. Уникальна не только судьба отца моего друга Саши. Например, Стацкевич, когда-то в 1920 году перевербованный польский (их было достаточно у нас, и не только поляки) агент (резидент в Петрограде), а потом уже разведчик и агент в Монголии, с товарищем, также известным разведчиком, погиб. Оба похоронены в колумбарии Донского кладбища в Москве.

Но тема эта, отдельная. Продолжение следует. 



Выпуск декабрь 2021


                      Copyright PostKlau © 2021

Категория: Традиции | Добавил: museyra (15.11.2021)
Просмотров: 38 | Теги: традиции, Лурье-Варгас Наталия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *: