Главная » Статьи » Визуальное искусство » Басараб Стас

В.Меркушев. "Шествие" Стаса Басараба

ВИКТОР МЕРКУШЕВ



                  "Шествие" Стаса Басараба


Когда я узнал, что «Шествие», посвящённое жизни и жителям небольшого украинского села будет выставлена не в залах СХ, а разместится в музыкальной студии, то скорее порадовался за такое начало пути к зрителю этого полотна. На память сразу пришли и «Панно Врубеля» экспонированное в наскоро сооружённом бараке, и выставка импрессионистов в помещении фотостудии, и показ работ Дерена и Вламинка на стенах сарая в Кур-ла-Рен, и многое другое, свидетельствующее, что искусство как свободный дух – обретается там, где пожелает.

В подобных местах, где начисто отсутствует аполлонический Genius Loci выставочных площадей, художникам посредством выставляемых работ проще вести непринужденный диалог со своим случайным зрителем. А в представленном «Шествии» поговорить есть о чем, здесь можно поразмышлять о многом и важном – о жизни, о смысле бытия, о ценностях вечных и ценностях мнимых...

Вы вправе спросить, как один сюжет, пусть разветвлённый, пусть замысловатый, может содержать в себе столько тем, чтобы отвечать за такое множество вопросов. Тем паче, что всё изображённое в работе более чем конкретно, начиная от зданий и пейзажа Великих Коровинец, где разворачивается заявленное метафизическое «Шествие», до портретного сходства персонажей с реальными жителями села.

Да, конкретика в работе присутствует, но лишь как художественный приём, чтобы таким образом сказать о большем. Всё дело в глубине философского осмысления и высокой степени художественных обобщений, которые дают право воспринимать это село как своего рода украинское Макондо, в котором не бывает случайностей, где любые вещи раскрывают свою потаённую суть, а всякий обитатель – архетипичен и наделён художником вечной жизнью.

Но, несмотря на прослеживающиеся параллели в выстраивании художественного образа с адептами магического реализма, Станислав(Стас) Басараб даёт зрителю большую свободу, когда прочтение обусловлено не только авторской трактовкой, но и зависимо от мировоззрения самого зрителя и его личного опыта.

Многообразие ассоциаций, рождённых «Шествием», не уводят зрителя к вечным и неразрешимым проблемам нашего бытия, а, несмотря на общий сдержанный колорит, формируют позитивное пространство жизнеутверждающих образов, помогающих человеку понять и определить своё место в мире, место своего народа, своей страны, своей планеты. Космизм темы, усиленный монументальными художественными приёмами, даёт поразительный результат, который я бы определил как гимн человечности. Здесь нет пресловутого абстрактного гуманизма. Гуманизм «Шествия» предельно конкретен, оттого и не воспринимается отстранённо – зритель вовлечён в жизнь героев «Шествия», и сам невольно становится его участником.

Основной пафос полотна заключен в воспевании созидательной миссии человека, вопреки его тёмной природной основе, заключённой в каждом из нас. Автору интересна всякая жизнь, художник верит в её бесценность и неповторимость и призывает зрителя задуматься над этим.

Местный колорит и присутствие особенностей, характерных только для Украины, не исключает всемирности затронутых тем, как не отменяет, собственно, украинской специфики. Любовь автора к этой прекрасной земле чувствуется в любом фрагменте, в любой детали. Но если сравнивать эту вещь с его украинскими пейзажами и жанровыми композициями, то мы не увидим, столь характерной для Станислава Басараба чистой и открытой живописи, где поля пахнут клевером и гречихой, где небо дышит влагою непролившегося дождя, а земля наполнена извечной непреходящей жизненной силой. И это неслучайно. Перед художником всегда стоит проблема выбора средств художественного и пластического решения, чтобы быть понятым, чтобы дать зрителю прочувствовать всё то, что испытал и прочувствовал сам автор.

В полотне нет зримой дидактики, которую нередко мы можем наблюдать в иных больших многофигурных композициях. Хотя есть текст, на который неявно ссылается художник, который, так или иначе, присутствует в самом строе произведения, в его сакральной сути. Это библейская книга «Бытия». Чему нас учит эта книга? Как любой библейский текст она обращена к совести всякого её читающего, когда совесть сама должна подсказать ему – как жить. Человеческой совести адресовано же и художественное послание Станислава Басараба. Очень хочется надеяться, что оно будет понято и прочитано правильно.

***************************************************************


 К сожалению, невозможно в рамках журнала представить полноценно грандиозный по размеру  и масштабу работы рисунок. Поэтому он будет размещен  фрагментами с более подробными вырезками деталей работы, связь фрагментов идет справа налево:



Шествие. Фрагмент 1.


 Вместе с односельчанами посередине автор изобразил себя, позже мы подробнее его рассмотрим. Но и без этого достоверное сходство персонажей не вызывает сомнений и звучит как вся правда о его родной земле



Шествие. Фрагмент 2

Поэма о родном селе и его жителях - по-другому не скажешь. Хочется надеяться что «Приносящие Дары Силы» в виде ангелов и впрямь реют над ним



Шествие. Фрагмент 3

Солнце в этом селе и звезда, и подсолнух, и ядерный реактор



Шествие. Фрагмент 4

Чувствуется, что автор знает тут каждую собаку, но не только знает, а помнит и любит, перебирая в памяти каждую деталь, каждое лицо, заходя в каждый дом в своих воспоминаниях о родине


Шествие. Фрагмент 5

Люди шествуют по жизни. «Приносящая Дары Сила» с хрупкими крыльями бабочки водружает на сельском храме «луковицу» с символом веры



 Шествие. Фрагмент 6.

Но любой путь имеет конец. В конце жизненного пути - упокоение

Шествие. Фрагмент 7



                                      Автопортрет с односельчанами (деталь картины "Шествие")



                      У храма(деталь картины "Шествие")



 Зима жизни и «Силы Разрушения». У края. Фрагмент 10


 Графическая работа  "Шествие" является рисунком, выполненным на бумаге и состоит из 13-ти составных частей общим размером 90 сантиметров высотой и 8 метров длины. Рисунок выполнен смешанной техникой: графитные и цветные карандаши, акварель, белила, кисти. Жанр можно определить как групповой портрет, выполненный в необычной форме монументального рисунка

 Композиция была задумана в 2011 году, а закончена в 2014. Она была задумана автором как подарок для сельского музея районого значения в селе Великие Коровинцы, Чудновского района, Житомирской области, на Украине.

 На композиции, на листах 3 - 12 запечатлены портреты жителей, родившихся или причастных к селу Великие Коровинцы, а также портреты домов и строений.  



ХУДОЖНИК МЕСЯЦА - Стас Басараб


Copyright PostKlau © 2014



Категория: Басараб Стас | Добавил: museyra (29.09.2014)
Просмотров: 1710 | Комментарии: 3 | Теги: Визуальное искусство, Басараб Стас | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
1 Анонимно  
0
Впечатляет. Где можно это все в натуре посмотреть?

2 Анна Ермоленко  
Хорошо. Тётки такие настоящие, нигде больше в искусстве таких не увидишь

3 Гаянэ Добровольская  
Господи. какой труд титанический.

Имя *:
Email *:
Код *: