Главная » Статьи » Визуальное искусство » Лариса Петрова

Л.Петрова. Христос и Ге

ЛАРИСА ПЕТРОВА


                           ХРИСТОС И ГЕ



Пасхальные дни … библейские сюжеты … В связи с этим хочется вспомнить картины Н.Н. Ге, рождение которого отмечается кстати, 27 февраля. Вспомнить хочется потому, что в моем восприятии они занимают особенное место в живописи на эту тему. И есть еще один момент. Так случилось, что давно-давно, задолго до ремонта Третьяковки, мне не удалось познакомиться с его работами. В одно из посещений, проходя рекомендуемым направлением просмотра, я вошла в небольшой продолговатый зал, в котором висели картины Ге. Представьте себе: вход расположен в центре короткой стены, на противоположной стене висит картина «Христос в Гефсиманском саду», а слева от нее – окно и под таким боковым освещением разобрать ничего невозможно ни с какой точки обзора. Против окна дверь в другой зал. Картины на стенах справа и слева тоже не видны, потому что не только нет «правильного» освещения, а можно сказать, что нет никакого. Люминесцентные лампы висят очень высоко, по-моему, они составляли два небольших квадратных пятна света, и все другие полотна так же выглядели серовато-салатовыми пятнами. С той поры прошло много лет, много чего изменилось в моей жизни, но картин этих «живьем» мне увидеть так и не удалось.

Какова же была радость, когда обнаружила я сайт с именем «Танаис галерея». Раздел «Шедевры русской живописи» – это кладезь для любителей живописи, проживающих вдали от крупных центров, музеев и выставок. Да и сопроводительные тексты написаны людьми далеко не безразличными, их интересно читать не только с познавательной целью. Материалы, помещенные на этом сайте, частично использованы в данной статье но, следуя правилам «хорошего тона», сначала немного поговорим о художнике.


"Художник Николай Ге", картина художника Ярошенко Н.А.

Николай Николаевич Ге потомок французского дворянина, который эмигрировал в Россию во время Французской революции. Родился он в Воронеже, детство провел на Украине и уже в первой Киевской гимназии начал заниматься живописью. Дальнейшее образование будущего художника связано с учебой на математическом отделении философских факультетов в двух университетах – сначала Киевском, а с 1848 года Петербургском. Одновременно с учебой в Университете Ге посещал вечерние классы Академии Художеств и в 1850 году поступил в эту Академию. Учился он у профессора Петра Басина и в ту пору много времени уделял изучению работ Карла Брюллова. На раннее творчество Ге они оказали большое влияние.

Первой картиной, на которой я хочу остановиться в связи с рассматриваемой темой, является «Тайная вЕчеря» (я выделила правильное ударение). Из большого сонмища картин на этот библейский сюжет, она выделяется резко. Нет в ней ни длинного трапезного стола, ни огромного помпезного дворцового зала, ни ярких «красивеньких» одеяний Христа и его учеников. Есть правда жизни и, по-видимому, обстановки в маленьком Иерусалиме, потому что вряд ли дом Иуды, несмотря на безбедность жизни его семьи, имел роскошный вид.


Николай Ге. Тайная вечеря. 1863. Холст, масло. 283 x 382. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия

Картина шла вразрез с академическими канонами. Наполненная драматизмом, выраженной эмоциональностью и поднятыми проблемами этики она никак не укладывалась в спокойное русло точного отображения евангельского сюжета. Иуда уходит… предавать, как мы знаем, за тридцать серебряников. Вскочил Иоанн, наверное, чтобы остановить его, но бессильно застыл. Недоуменно-укоризненно смотрит Петр, стоящий возле стола, по-разному молчаливы остальные апостолы… и только Иисус, потупив взор, замер в скорбной позе. Он-то знает…

Успех работы был настолько общепризнан, что Ге было присвоено звание профессора исторической и портретной живописи. Картина была куплена для музея Академии художеств за десять тысяч рублей серебром. Эта картина принесла Ге первый успех и признания у публики, критики и академиков.

Однако, судьба его картин была драматична. Многие известные работы Николая Николаевича на библейские темы не были приняты при его жизни. Полотна звучали как страстная исповедь и существенно отличались от салонно-красивых работ других художников на библейские темы.


Христос в Гефсиманском саду. 1869 год.

В ночном саду с глубокими тенями Иисус молил Отца: «да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты»

Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной».
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
……………………………………………………………
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты».

(Из стихотворения Бориса Пастернака. "Гефсиманский сад”.1949. )

Однако картина не имела успеха  ни в Петербурге, ни на международной художественной выставке в Мюнхене в 1869.  Образ, явившийся воображению художника, сочли надуманным и умозрительным. Но мастер упорно шел по своему пути, ища свою, только одному ему известную истину.


Что есть истина ? Христос и Пилат. 1890.

С этого времени каждый год в Петербурге неизменно появлялись картины Николая Ге. Полотна удаляли с выставок, они подвергались церковной цензурой беспощадным гонениям, и художнику приходилось показывать их на частной квартире. Но на запрещенные картины толпами ходила смотреть публика, о них спорили, их обсуждали в прессе и вывозили за границу…


Христос и разбойник. Этюд к картине "Распятие". 1893.

Ге был очень доволен произведенным впечатлением: «Я сотрясу все их мозги страданием Христа… Я заставлю их рыдать, а не умиляться…». Он снова стал необычайно популярен. Молодые художники внимали ему как апостолу нового искусства. Ге рассказывал им о живой форме, способной передать чувство. Сам он писал так, как учил: без эскиза, без натуры и без контура.


1892 г. Музей д'Орсэ, Париж. Распятие

Художник Николай Ге о картине:  
– Я долго думал, зачем нужно распятие… — для возбуждения жалости, сострадания – оно не нужно… раскаяние нужно, чтобы сознать и почувствовать, что Христос умер за меня…



Возвращение с погребения Христа 1859 г. Эскиз

Еще раз напомню о драматической судьбе его картин. Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, но ее подвергла критике церковная цензура. Картина ««Что есть истина? Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника.


Голгофа. 1893

Это удивительное полотно даже сегодня поражает отчаянной смелостью и горячей взволнованностью. Умер Ге на хуторе Ивановском (Черниговская губерния) 1 (13) июня 1894.

"Доброта, бескорыстие и сердечное отношение к людским печалям были постоянными его качествами и никогда его не покидали” (Григорий Мясоедов).

"Он всегда искал истину, нередко думал, что был к ней близок, но ненадолго,
так как искание истины было в его природе…” (Г. Мясоедов)

«По моему мнению, это был не то что выдающийся русский художник, а это один из великих художников, делающих эпоху в искусстве» (Лев Толстой)


    Выпуск апрель 2015

    Copyright PostKlau © 2015  


Категория: Лариса Петрова | Добавил: museyra (28.02.2014)
Просмотров: 802 | Теги: Лариса Петрова, Визуальное искусство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: