Главная » Статьи » Визуальное искусство » Левитас Игорь

И.Левитас. Вся правда о "Чёрном квадрате"(I)



     Вся правда о "Чёрном квадрате"(I)



Конечно же, я вас обманул – никакой всей правды я не знаю. Но как же вас завлечь по-другому, ведь о «Черном квадрате» уже столько сказано! Поэтому, то, что вы сейчас прочтете, не сколько искусствоведческая статья, написанная высоколобым профессионалом, сколько моя попытка помочь вам разобраться со многими вопросами, возникающими при взгляде на это произведение. Должен сразу сказать, что те из вас, кто хочет остаться на своей платформе - « Это все мазня, и я так могу» могут дальше не читать – зачем им зря тратить свое время. Да и не для них я пишу. Кто же хочет разобраться, что хотел сказать художник этой работой( по-моему мнению, ведь мы лично не были знакомы), какие вещи надо рассматривать, говоря о этом труде К.Малевич – те могут, при желании продолжить чтение. Заранее извиняюсь, что писанины больше, чем картин. 



                                         Вот это герой нашего рассказа - "Черный квадрат"

 



Но сначала поговорим о несколько отвлеченных вещах, но держа в голове «Черный квадрат». Немного терминологии.

Живопись — один из древнейших видов изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.
Картина - произведение живописи, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. Состоит из основы, грунта и красочного слоя.

Если рассматривать предмет очень грубо, приближенно( т.е. оставляя за бортом такие понятия, как графика, плакат и т.п.) то получается, что все, что написано красками на грунтованном холсте и носит законченный характер – картина. А если я напишу на таком холсте красками известно слово из трех букв. – это тоже уже картина, живопись? Ерунда, скажете мне вы, как любые нормальные люди. 

Я подчеркиваю, нормальные, ибо убежден, что все эти современные выдрючивания(если не сказать грубее) под название «концептуальное искусство», «перфоманс» - бред сумасшедших, закомплексованных неудачников, к искусству не имеющих ни малейшего отношения. 

Возьмем более приличный пример. Идет демонстрация, у людей в руках лозунги, написанные на холсте( иногда и загрунтованном) красками. Т.е. попадет под определение картина. Но ведь это и не картина и не живопись( даже не плакат) Тут нам придется признать – энциклопедия не совсем точна – не все, что написано красками на холсте есть живопись. Есть лозунги и даже манифесты. Запомним слово «манифест» это будет у нас «содержание» и пойдем дальше.

Подавляющие большинство из вас - родители. Многие даже бабушки и дедушки. Поэтому вы знаете, как рисуют дети. Вот прямоугольник – это домик. Вот ряд треугольников – это горы, вот этот кружок – это солнышко. Ребенку, его чистому и наивному уму – все понятно. Нарисуйте ему линию, и сверху кружок и он вам скажет – это дерево. Ребенок дополняет увиденные им геометрические символы своими представлениями и фантазиями, но он видит и основу вещей. Другими словами, он может перевести предмет в геометрическую фигуру. Конечно же, он не осознает этого, но это же основывается не на знаниях, а на интуиции, на «подкорке». 

А какие геометрические фигуры можно считать основными? Квадрат, круг, треугольник. Таким образом, получается, что если мы будем «докапываться» до первоосновы, до сути, то мы упремся в эти три понятия. Говоря, например, о физике ,политике, биологии специалисты стараемся добраться до первоосновы действий, законов и т.п. Так почему же специалистов в живописи вы лишаете такого же? Ведь они искренне хотят найти основу формы. И найдена первичная форма – это простые геометрические фигуры. Итак, мы пришли к слову «форма», запомним его - и дальше.

Цвет. Давайте поразмышляем о цвете черном. 

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною…» Быт.1:2. 

С точки зрения религии – черный цвет – первоначальный. А атеисты должны согласиться с тем, что Вселенная – все же черного цвета. Вернее она видится черной. А что же в физике? Чёрный — ахроматический цвет, отсутствие светового потока от объекта. В системе RGB обозначается как #000000. Т.е. мы ясно видим, что черный цвет – это такая же первооснова. Ноль. 

Кстати, а что означает в символике черный цвет? Чёрный — традиционный цвет анархистов. Но история чёрного знамени восходит к временам Лионских восстаний (1831 – 34 гг), когда восставшие красильщики использовали чёрный флаг в противовес монархическому флагу, где преобладал белый цвет. В японской культуре чёрный — символ благородства, возраста и опыта . Чёрный цвет часто является символом неоднозначности, тайны.

Итак, у нас есть три понятия:
содержание – манифест,
форма – круг, квадрат, треугольник,
цвет – черный.

Вот теперь мы можем перейти непосредственно к творчеству К.Малевича и, в частности, к его «Черному квадрату». Но прежде давайте вспомним о времени, когда работал художник, и когда было создано это произведение. Понимание времени для оценки того или иного мастера очень важно. Мы же не можем представить Перова, пишущего «Мадонну в гроте» или Эль Греко, создающего «Бар в Фоли Бержер». Каждый художник, как правило, представитель своего века и своей страны

Малевич и его современники творили в век фантастических перемен, в век революционных преобразований в политике, общественной жизни, технической мысли. Сотни молодых художников яростно приветствовали все новое, что появлялось в этом мире, искали свои, нехоженые тропы в искусстве. Причем, надо заметить, что в данном случае Россия была «впереди планеты всей». Как писала в 1913 году художник Наталья Гончарова: 

„Современное русское искусство идет таким темпом и поднялось на такую высоту, что в недалеком будущем будет играть очень выдающуюся роль в мировой жизни. Современные западные идеи уже не могут нам оказать никакой пользы". 

Посмотрите на картины этого периода – отбросив практически весь предыдущий живописный опыт, художники ищут свой путь и, подчас, он приобретает такие формы: геометрические фигуры, локальные цвета, сумасшедшая динамика и все это при прекрасно построенной композиции и безупречным владением цветовой гаммы. Они раскладывают цвет на составляющие, они выискивают в предметах их основу, они ищут новое, спорят, ругаются до хрипоты – они живут художественной жизнью.

Вот несколько произведений того периода. Эти художники представляли то, что называют "русский авангард".



Наталия Гончарова "Архистратиг Михаил"1914г.
 



                                           Василий Кандинский ""Импровизация 7" 1910г.




                                               Александр Родченко "Белый круг" 1918г.





Александра Экстер "Город" 1913г.



Окончание следует...




Выпуск март-апрель 2019

Copyright PostKlau © 2019 


Категория: Левитас Игорь | Добавил: museyra (18.03.2019)
Просмотров: 59 | Теги: Левитас Игорь, Визуальное искусство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *: