Главная » Статьи » Визуальное искусство » Левитас Игорь |
И.Левитас. Вся правда о "Чёрном квадрате"(I)
Вся правда о "Чёрном квадрате"(I) ![]() Вот это герой нашего рассказа - "Черный квадрат" Но сначала поговорим о несколько отвлеченных вещах, но держа в голове «Черный квадрат». Немного терминологии. Живопись — один из древнейших видов изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу. Картина - произведение живописи, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. Состоит из основы, грунта и красочного слоя. Если рассматривать предмет очень грубо, приближенно( т.е. оставляя за бортом такие понятия, как графика, плакат и т.п.) то получается, что все, что написано красками на грунтованном холсте и носит законченный характер – картина. А если я напишу на таком холсте красками известно слово из трех букв. – это тоже уже картина, живопись? Ерунда, скажете мне вы, как любые нормальные люди. Я подчеркиваю, нормальные, ибо убежден, что все эти современные выдрючивания(если не сказать грубее) под название «концептуальное искусство», «перфоманс» - бред сумасшедших, закомплексованных неудачников, к искусству не имеющих ни малейшего отношения. Возьмем более приличный пример. Идет демонстрация, у людей в руках лозунги, написанные на холсте( иногда и загрунтованном) красками. Т.е. попадет под определение картина. Но ведь это и не картина и не живопись( даже не плакат) Тут нам придется признать – энциклопедия не совсем точна – не все, что написано красками на холсте есть живопись. Есть лозунги и даже манифесты. Запомним слово «манифест» это будет у нас «содержание» и пойдем дальше. Подавляющие большинство из вас - родители. Многие даже бабушки и дедушки. Поэтому вы знаете, как рисуют дети. Вот прямоугольник – это домик. Вот ряд треугольников – это горы, вот этот кружок – это солнышко. Ребенку, его чистому и наивному уму – все понятно. Нарисуйте ему линию, и сверху кружок и он вам скажет – это дерево. Ребенок дополняет увиденные им геометрические символы своими представлениями и фантазиями, но он видит и основу вещей. Другими словами, он может перевести предмет в геометрическую фигуру. Конечно же, он не осознает этого, но это же основывается не на знаниях, а на интуиции, на «подкорке». А какие геометрические фигуры можно считать основными? Квадрат, круг, треугольник. Таким образом, получается, что если мы будем «докапываться» до первоосновы, до сути, то мы упремся в эти три понятия. Говоря, например, о физике ,политике, биологии специалисты стараемся добраться до первоосновы действий, законов и т.п. Так почему же специалистов в живописи вы лишаете такого же? Ведь они искренне хотят найти основу формы. И найдена первичная форма – это простые геометрические фигуры. Итак, мы пришли к слову «форма», запомним его - и дальше. Цвет. Давайте поразмышляем о цвете черном. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною…» Быт.1:2. С точки зрения религии – черный цвет – первоначальный. А атеисты должны согласиться с тем, что Вселенная – все же черного цвета. Вернее она видится черной. А что же в физике? Чёрный — ахроматический цвет, отсутствие светового потока от объекта. В системе RGB обозначается как #000000. Т.е. мы ясно видим, что черный цвет – это такая же первооснова. Ноль. Кстати, а что означает в символике черный цвет? Чёрный — традиционный цвет анархистов. Но история чёрного знамени восходит к временам Лионских восстаний (1831 – 34 гг), когда восставшие красильщики использовали чёрный флаг в противовес монархическому флагу, где преобладал белый цвет. В японской культуре чёрный — символ благородства, возраста и опыта . Чёрный цвет часто является символом неоднозначности, тайны. Итак, у нас есть три понятия: содержание – манифест, форма – круг, квадрат, треугольник, цвет – черный. Вот теперь мы можем перейти непосредственно к творчеству К.Малевича и, в частности, к его «Черному квадрату». Но прежде давайте вспомним о времени, когда работал художник, и когда было создано это произведение. Понимание времени для оценки того или иного мастера очень важно. Мы же не можем представить Перова, пишущего «Мадонну в гроте» или Эль Греко, создающего «Бар в Фоли Бержер». Каждый художник, как правило, представитель своего века и своей страны Малевич и его современники творили в век фантастических перемен, в век революционных преобразований в политике, общественной жизни, технической мысли. Сотни молодых художников яростно приветствовали все новое, что появлялось в этом мире, искали свои, нехоженые тропы в искусстве. Причем, надо заметить, что в данном случае Россия была «впереди планеты всей». Как писала в 1913 году художник Наталья Гончарова: „Современное русское искусство идет таким темпом и поднялось на такую высоту, что в недалеком будущем будет играть очень выдающуюся роль в мировой жизни. Современные западные идеи уже не могут нам оказать никакой пользы". Посмотрите на картины этого периода – отбросив практически весь предыдущий живописный опыт, художники ищут свой путь и, подчас, он приобретает такие формы: геометрические фигуры, локальные цвета, сумасшедшая динамика и все это при прекрасно построенной композиции и безупречным владением цветовой гаммы. Они раскладывают цвет на составляющие, они выискивают в предметах их основу, они ищут новое, спорят, ругаются до хрипоты – они живут художественной жизнью. Вот несколько произведений того периода. Эти художники представляли то, что называют "русский авангард". ![]() Наталия Гончарова "Архистратиг Михаил"1914г. ![]() Василий Кандинский ""Импровизация 7" 1910г. ![]() Александр Родченко "Белый круг" 1918г. ![]() Александра Экстер "Город" 1913г. Окончание следует... | |
Просмотров: 1198 | | |
Всего комментариев: 0 | |