Главная » Статьи » Визуальное искусство » Левитас Игорь

И. Левитас. Вся правда о "Чёрном квадрате"(II)



     Вся правда о "Чёрном квадрате"(II)

Вот так, постепенно, кругами мы подошли к К.Малевичу и его «Чёрному квадрату». Малевич, если так можно сказать, типичный представитель поколения русских художников начала 20 века.

Но есть и нечто, что выделяет его из числа других. Во-первых, он не только художник, но и теоретик искусства и 5 томов его исследований, статей, размышлений ,и не только об искусстве тому подтверждение.

Во-вторых, он не только художник, но и педагог: 1919—1922 годах преподавал в Народной художественной школе «нового революционного образца» в Витебске, которую возглавлял Марк Шагал. Вокруг художника складывается группа преданных учеников — УНОВИС (Утвердители Нового Искусства), С 1924 по 1926 год — директор Ленинградского государственного института художественной культуры, возглавляет в нем формально-теоретический отдел, в 1932 получает должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее.

В-третьих, и это самое главное, был создателем супрематизма – направления в русском авангарде. Этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живопи
си. В беспредметных полотнах краска, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества».

Если мы рассмотрим «Черный квадрат» с точки зрения трех представленных выше понятий, то увидим, что и цвет, и форма этого произведения - обращение к первооснове. А содержание – это манифест нового течения. Черный силуэт квадрата на белом фоне предстал, как попытка привести все многообразие форм и цветов предшествующей истории мировой живописи к некой изначальной простоте. 

"Полночь искусства пробила, - писал Малевич. - Супрематизм сжимает всю живопись в черный квадрат на белом холсте". 

В книге "Супрематизм" Казимир Малевич отмечал, что супрематизм подразделяется на три этапа, т.е. имеет в своем развитии три ступени черного, цветного и белого. Квадрат, крест и круг – это три первые формы Черного этапа. Малевич определял "Черный квадрат" как "нуль форм". Таким образом, эта фигура есть базис, исток, начало всего. Три картины "Черный квадрат", "Черный крест" и "Черный круг" – это первоисточники всего, так называемые, первофигуры,"картины картин", очищенные от временного и частного.





Все, кто пытается рассматривать «Черный квадрат», как картину, подобную «Джоконде» или «Утро стрелецкой казни», неправы изначально. Повторюсь – это манифест, а не картина в нашем привычном значении этого слова. Но с некоторыми произведениями искусства родственная связь все же прослеживается. Я говорю об иконах. 

Сначала предоставим слово самому художнику: 
« На меня, несмотря на натуралистическое воспитание моих чувств к природе, сильное впечатление произвели иконы. Я в них почувствовал что-то родное и замечательное. В них мне показался весь русский народ со всем его эмоциональным творчеством. Я тогда вспомнил свое детство: коники, цветочки, петушки примитивных росписей и резьбы по дереву. Я учуял какую-то связь крестьянского искусства с иконным: иконописное искусство – формы высшей культуры крестьянского искусства. Я в нем вскрыл всю духовную сторону «крестьянского времени», я понял крестьян через икону, понял их лик не как святых, но простых людей. И колорит, и отношение живописца». 

Позднее Малевич писал : 
„Квадрат сделался живым, дающим новый мир совершенства; я на него смотрю иначе, нежели раньше, это не живопись, это что-то другое. Мне пришло в голову, что если человечество нарисовало образ Божества по своему образу, то, может быть, Квадрат черный есть образ Бога как существа его совершенства в новом пути сегодняшнего начала". 

Похожесть. Если хотите зеркальность "Черного квадрата" иконе бросается в глаза уже при первом взгляде на полотно. Сама композиция картины К. Малевича вызывает в памяти зрителей основной иконный принцип - доску с четырехугольным ковчегом, внутри которого и располагается иконописное изображение. Да и повешена была картина на выставке в красном углу, там, где обычно висят иконы. Крупнейший на тот момент художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа, непримиримый враг авангарда, так и написал сразу после выставки: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны». Я знаю, многие не согласиться с этим определением, но хочу вам напомнить вот о чем: не знаю. Как вы, а я в свое время путешествовал по русскому северу и бывал в самых заброшенных русских деревнях. Там, естественно, в красном углу висели иконы. Но были они настолько стары и черны, что разглядеть, кто на них изображен: Никола Угодник или Богоматерь не представлялось возможным. Обитатели дома клали поклоны черной доске, черному деревянному квадрату. Но ведь для них эта доска, это чернота была символом. А не картиной!


Я специально ограничил временными рамками показ произведений К. Малевича. Ведь это не статья о его творчестве, а попытка дискуссии об одном произведении "Черном квадрате", созданном в 1915 году. Кстати для тех. кто считает, что он мог только квадраты рисовать, несколько его работ:

А вот это картины Малевича:



Авиатор 1914г.


Красный квадрат 1915г.




                                     Черный и красный квадраты.1915г.




Цветочница 1903г.


Весна 1928 - 29гг.


Портрет Уны 1930 г.

1.Главный аргумент –«это и я мог бы нарисовать» Так нарисуй! Ан нет – время жалко тратить. А Малевич потратил на это не один час. За год до создания он в работе над в декорациях к опере «Победа над Солнцем» он уже вплотную подошел к идеи черного квадрата( правда тогда это был только черный треугольник) как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга.
2. «Что это за картина – одинаковая черная краска». Кто сказал. Что это так7 Ведь подавляющее большинство видели только репродукции. Да там действительно однотонная черная краска. А полотно Малевича сосем не однотонное. Во-первых, потому что нанесено на предыдущие слои краски, по этому они уже не одинаковые. Во-вторых, свет дает различные оттенки черного, исходя их рельефа картины.
3.»Все эти искусствоведы только пишут, что это гениальная картина» - Приведите хоть одну цитату из работ настоящих искусствоведов, где есть такие слова. Нет таких цитат, ибо это придуманный тезис.
4. « мрачное, но абсолютно непонятное откровение гениального художника» – с этим тезисом можно было бы согласиться, если не знать историю создания работы и ее философский и искусствоведческий подтекст.
5.»искусственно раздутый фетиш, за которым нет никакой тайны, кроме тайн психики самого художника и стремления человечества к фетишам». Опять же - тайна существует только для тех, кто поленился познакомится с теоретическими работами Малевича.

Итак, подведем краткий итог: «Черный квадрат» К.Малевича – художественное произведение, являющееся манифестом основанного им течения в живописи, под названием «супрематизм». Этот манифест средствами живописи утверждает, что простейшая геометрическая фигура – квадрат и черный цвет являются первоосновой всей живописи и ее же концом, к которому придет вся живопись. Все. Точка. А вот принимать или не принимать эту концепцию – вот это дело каждого. Я, например, не причисляю себя к сторонникам этого течения. Но это не говорит о том, что я должен безоглядно хаять его.

P.S. Ради справедливости должен сказать, что есть определенная группа людей, которые хают Казимира Северяновича Малевича, исходя из того, что считают его евреем. Но это совершенно больные на голову люди и я упомянул о них, только для того, что бы завершить общую картину.( такие же считают, что я не могу писать о русских иконах).





Выпуск май-июнь 2019


Copyright PostKlau © 2019


Категория: Левитас Игорь | Добавил: museyra (18.03.2019)
Просмотров: 989 | Теги: Левитас Игорь, Визуальное искусство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: