Главная » Статьи » Визуальное искусство » Музей Алексея Кузьмича

Музей Алексея Кузьмича. Утверждение красоты( о творчестве А.Кузьмича)

МУЗЕЙ АЛЕКСЕЯ КУЗЬМИЧА (Республика Беларусь) 

представляет:



УТВЕРЖДЕНИЕ КРАСОТЫ

(вступительная статья искусствоведа Соловей Л.Ф. к каталогу работ А.Кузьмича 1992 года)


       Алексей Кузьмич. Сегодня это имя чаще других встречается на страницах периодических изданий. Репродукции картин художника украшают большие и малые журналы. Ему позируют писатели и артисты, кинорежиссёры и общественные деятели.
        А недавно по приглашению супругов Пола и Шэрон Мур, президента и вице-президента компании "Сити-Хоуп" художник побывал в Соединённых Штатах Америки. Там прошла его благотворительная выставка, средства от которой пошли на лечение детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. 
       Известность, слава. Они пришли к Алексею Кузьмичу на втором десятке лет творческой жизни, когда начал проясняться её общий замысел, неведомый поначалу и самому художнику. 
        По мере создания, картина за картиной, как страница за страницей, складывается книга творческой жизни живописца. В первой её части художественный мир Алексея Кузьмича конкретен, ощутима тяга к портрету, тематической картине. Непосредственные впечатления от встреч с родными местами, людьми входят в плоть его произведений: "У окна" (1974), "Воскресный день" , "Девушка и цветы" (обе 1976), "В мастерской художника" (1977) и другие. 



                                                                 Девушка и цветы. ХМ. 115х76. 1976


Не отрываясь от непосредственного чувственного опыта, художник хочет самоопределиться: схватить и выразить пластический характер человека, образ или сущность вещи, её материал, энергию и т.д. 
       Простые жизненные наблюдения, простые жизненные начала. Как это часто бывает в начале пути, иные работы подражательны. В них угадываются лица великих кумиров-учителей, ценимых с ученической скамьи - Тициана, Эль-Греко, Ван Гога. Но это подражание не слепое, не формальное. Молодой художник как бы проходит ступени, возведённые до него, чтобы затем подняться на уровень, где зазвучит уже его, только его мотив. Впереди обретение мастерства, выход к серьёзным гражданским и общечеловеческим проблемам. С круга житейских забот центр тяжести перемещается на темы большого философского звучания; о смысле присутствия человека, о его нравственном долге, о предназначении женщины - матери - Мадонны, о духовной роли славянских народов в общечеловеческой эволюции. Художник пристально всматривается в людские судьбы, чтобы лучше понять жизнь и время. 
        В 1980 году Кузьмич пишет портрет ярчайшей белорусской актрисы, народной артистки СССР С.М.Станюты, в 1983-м - портреты народных артистов СССР Г.К.Макаровой и З.Ф.Стомы, в 1988-89 годах - портреты скульптора, лауреата Ленинской премии СССР В.П.Занковича, народного артиста БССР, кинорежиссёра М.П.Пташука. В них художник старается передать индивидуальность, своеобразие и неповторимость моделей. 
        "Кто мы? Откуда и куда идём?" - эти вопросы рождают картины: "Памяти Гусовского" (1981), "Живи и помни", "Противостояние" (обе 1985), "Посвящается Чернобылю" (1988), "Жертвоприношение" (1989).
        Проблемы духовного совершенствования человека, идеи добра и зла - вот предмет размышлений художника. Композиция картин усложняется. Экспрессия уступает место смягченным закругленным линейным ритмам, возрастающей насыщенности цветом и прозрачности живописной ткани. 
        В стилистике произведений явственно видны отблески иконной образности. Живописец старается придать изображению такую силу художественного воздействия, чтобы оно взяло душу в плен, входило бы в сознание, захватывало, открывая сущность явления. "Искусство должно быть внутренне напряжённым, - полагает художник, - иначе восторжествует холодная безликая изобразительность". 
        Творческие поиски Кузьмича всё чаще выходят за пределы общепринятых рамок и форм. Порой кисть не успевает за бегущей мыслью.



                     Из цикла "Памяти невинно убиенных". "Опрокинутый мир". ХМ. 1987-89



                                                Реквием. ХМ. 201х180. 1991-92


        Картины, портреты... В полотнах "Опрокинутый мир" (1987-89), "Памяти узников ГУЛАГа" (1985-89 - из цикла "Памяти невинно убиенных"), "Детям Чернобыля" (1990), "Реквием" (1991-92) переплетаются и переосмысливаются страницы истории и современности. Теснят друг друга новые замыслы. Увлечённость искусством становится стилем и смыслом его жизни. Иные картины уходят, начинают жить собственной самостоятельной жизнью. Их место в мастерской тут же занимают новые - завидная плодовитость! 



                                                          Дети Чернобыля. ХМ. 200х200. 1989-90


        С удивляющим постоянством Алексей Кузьмич возвращается и возвращается к теме Мадонны. Он словно соревнуется с мастерами Ренессанса, справедливо полагая, что высокое искусство Возрождения и сегодня облагораживает и очищает, несёт успокоение, продолжает нести добро людям, в котором всегда нуждался человек. 


                         

                                                Минская Мадонна. ХМ. 160х122. 1989


        Начало развития темы было положено в 1983 году картиной "Будущие мадонны". В ней молодость словно всматривается в мир, открывая неизведанное. Образы естественны и жизненны, почти конкретны. В последующих работах художник уделяет внимание не столько тщательной проработке деталей, широте передачи реальных пространственных отношений, сколько продуманной гармонии света и цвета. Живописец стремится к утончённости и изысканности изображения. Импульсивный энергичный мазок, вибрирующий свет увеличивают эмоциональную насыщенность картин. В полотнах "Мадонна Киевской Руси", "Мадонна над миром" (1987), "Сошедшая с небес" (1988), "Мадонна над Минском", "Чернобыльская Мадонна", "Мадонна. Вознесение" (все 1989), "Мадонна и ангелы" (1990) - радость и удивление, терпение и сострадание, страх и надежда. Главная же идея этих произведении - торжество и величие духа, жертвенность и страдание во имя людей. Именно ей посвящены картины "Плач Ефросиньи Полоцкой". "Плач княжны Рогнеды" (обе 1990), весь цикл работ "Плачущие мадонны". 
        Мир Мадонны для художника - это и его мир. В нем ответ на бесцветность и хаос нашего времени. 
        "Сейчас общество испытывает огромную потребность в реставрации духовных ценностей, - говорит художник, - самой высокой целью искусства является утверждение красоты, Божественного в человеке. Искусство должно нести миру Свечу Духовности, потому что, как и много веков назад, человек и сегодня стремится к свету и любви". 
        Природная стойкость и чувство сопротивления заставляют художника снова и снова обращаться не только к теме возрождения корней, но и к утраченным связям между человеком и природой, человеком и Космосом. Это всеобъемлющая идея также находит воплощение в дорогом для художника образе Мадонны. 
        Тарковский говорил, что в лучших произведениях поэзии наличествует триединство: мир, язык, художник. В полной мере это относится и к живописи. Недостаточность одного из компонентов этого единства делает произведение неполноценным, немощным. 
        Потеря кровной связи со своей землей всегда гибельна для творца. Осознанно или не вполне Алексею Кузьмичу удалось этого избежать. Устоял он и перед бурным натиском всевозможных авангардных течений, сохранив в своем изобразительном языке чистоту и поэзию. 
        Творчество художника - это его храм. возведенный его воспитанием, эволюцией, культурой, мыслью. Так в добрый же путь, Алексей Кузьмич!
 




Категория: Музей Алексея Кузьмича | Добавил: museyra (14.08.2014)
Просмотров: 1858 | Комментарии: 7 | Теги: Визуальное искусство, Музей Алексея Кузьмича | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: