Главная » Статьи » Выставки. Музеи » Музей Алексея Кузьмича |
МУЗЕЙ АЛЕКСЕЯ КУЗЬМИЧА(Республика Беларусь) представляет:ГАЛЕРЕЯ НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ( Зоя Лысенко, журнал "Неман", №10, 2014) Он был творцом, художником от Бога, Но широко трясла его дорога... Он рисовал картины как иконы И умер на руках своей мадонны. Андрей Скоринкин. Из всех творцов, пожалуй, наиболее зримую память о себе оставляют живописцы. И даже если художника уже нет с нами, его картины продолжают жить, наполненные живой энергетикой их создателя. 31 октября 2013г, на 69-м году жизни ушел в мир иной Алексей Кузьмич — создатель светоносных полотен, который уже давно снискал себе славу белорусского Рафаэля. Ведь только ему из всех современных художников была присуща и подвластна тематика Мадонны. Русские мадонны. ДВП, масло. 1992 Умиление. ХМ, 1994 Последний год жизни Алексея Кузьмича был очень удачливым в плане выставочной деятельности. Даже его последние месяцы, отягощенные тяжелой болезнью, были заполнены этими приятными хлопотами. Художник еще лично принимал участие в открытии своей персональной выставки «Светоносный лик Мадонн», проходившей в Минске в Художественной галерее Михаила Савицкого. Вскоре после этого в столице прошли еще две традиционные выставки его работ, приуроченных ко Дню матери. А незадолго до смерти Алексея Васильевича экспозиция «Светоносный лик Мадонн» экспонировалась в Бресте, в Художественном музее Брестской крепости. И в последний день ее работы светоносный художник ушел из жизни с сознанием того, что его творчество нужно людям. За годы столь плодотворной деятельности в мастерской Алексея Кузьмича накопилось около тысячи полотен, которые теснились на самодельных стеллажах, занимавших большую часть помещения. Да, немало его работ хранилось в фондах Национального художественного музея, Белорусского союза художников, Музея современного изобразительного искусства в Минске, возможно, еще больше — в частных коллекциях у нас в Беларуси и за рубежом. Но ведь основная их масса продолжала оставаться в мастерской, и художник был одержим мыслью о создании Храма мадонны — своеобразной картинной галереи, куда бы он передал свои работы. «Я хочу подарить свои картины белорусскому народу, так, как это сделали для своих народов Глазунов и Шилов, Сальвадор Дали и Пикассо...», — говорил Алексей Васильевич. Эту идею поддерживали и многочисленные поклонники творчества художника, писавшие письма в различные инстанции, подкрепленные тысячами подписей обычных посетителей выставок. Во властных структурах в общем и целом эту идею поддерживали, но вот до ее конкретного воплощения в жизнь дело так и не дошло. Бывшая мастерская Алексея Кузьмича, находящаяся в чудном уголке Троицкого предместья, уже передана другому художнику, а огромное количество его картин перевезено на хранение в специальное помещение. Ну а все хлопоты и заботы о творческом наследии Мастера легли на плечи его сына — Алексея Кузьмича-младшег К настоящему времени сын художника накопил уже значительный опыт организаторской деятельности, контактируя как с представителями государственных организаций и органов госуправления, так и с различными негосударственны Экспонаты Музея Алексея Кузьмича. Личные вещи и инструменты художника Но не дожидаясь стечения благоприятных обстоятельств для достижения глобальной цели, Алексей Кузьмич-младший приступил к реализации более скромного, однако очень значимого проекта: созданию художественной галереи на малой родине отца, в деревне Мохро Ивановского района Брестской области. «При жизни Алексей Васильевич здесь периодически бывал, общался с земляками, устраивал выставки, проводил творческие встречи, — говорит председатель Мохровского сельского Совета Иван Иванович Кунаховец. — В местном Доме культуры хранилось несколько его картин. И так получилось, что устремления семьи художника и его земляков совпали: у нас родилась совместная идея создать на базе нашего Дома культуры галерею Алексея Кузьмича. И эту идею поддержало руководство района и области, оказав нам организационную поддержку и выделив необходимое финансирование для ремонта и оборудования помещения». И через полгода после смерти художника на его родине состоялся настоящий праздник: торжественное открытие художественной галереи. 1 июня 2014. Открытие Произошло это знаменательное событие 1 июня, в день рождения Алексея Васильевича, когда отмечается также и День защиты детей. И праздник этот был далеко не местного масштаба: на мероприятии присутствовали не только руководители района и области и общественность региона, но и представители творческой и научной интеллигенции и близкие друзья художника, приехавшие из столицы. Среди них были и члены Союза писателей Беларуси Владимир Липский и Андрей Скоринкин. Кстати, в серии портретов белорусской творческой элиты, созданной в свое время Кузьмичем, имеются портреты названных литераторов, а также портрет поэта Анатолия Аврутина, с которым художник также был очень дружен. В день открытия галереи была дождливая погода. Местные жители утверждают: дождь, да еще с большими пожарами от удара молнии, был и 69 лет назад, когда в простой сельской семье появился на свет седьмой ребенок – мальчик Алексей. Его мать, Александра Максимовна, восприняла это как знамение, сулившее сыну великое будущее. Особую торжественность моменту придало выступление духового оркестра, после которого, словно сошедшие с полотен художника, юные балерины в белоснежных нарядах устремились к собравшимся людям: лучились улыбками милые лица, обрамленные яркими цветами, крыльями взлетали нежные руки, разгоняя унылость пасмурного дня, словно оповещая, что после долгих лет, проведенных в творческом поиске, вернулся домой великий художник в сопровождении «Светоносных ликов Мадонн». Для первой экспозиции галереи семья художника представила 50 картин различной тематики, среди которых особо близкие и понятные местным жителям работы из серии «Полесские мадонны», а также всем знакомые полесские пейзажи. Особое впечатление производит портрет матери художника — Александры Максимовны, о судьбе которой местные жители знают не понаслышке. Есть в галерее и мемориальный уголок художника, где представлено немало его личных вещей и предметов, с которыми он не расставался в своей мастерской, — краски, кисти и мольберт с незаконченной работой... Всех очень тронуло, что первую экскурсию — знакомство с галереей — вел сын художника. Кроме того, отдельно была еще представлена хронико-документ Но не только обширный выставочный проект был предложен вниманию многочисленных гостей, приехавших на открытие галереи. В целом это был масштабный праздник, в подготовке которого приняли участие представители всего региона. С учетом того, что последняя прижизненная выставка работ Алексея Кузьмича состоялась именно в Бресте, вечер памяти художника вела старший научный сотрудник Художественного музея Брестской крепости С. И. Гуляева, которая с большим мастерством и знанием дела, к тому же в очень оригинальной форме представила присутствующим весь жизненный и творческий путь художника. Техническое оснащение сельского Дома культуры позволяло всем сидящим в зале видеть на специальном экране проекцию картин, о которых вела речь искусствовед. И, конечно, праздничная программа не обошлась без выступления творческих коллективов местного Дома культуры и всего района, многие из которых известны далеко за его пределами. Например, такие, как Образцовый детский оркестр народных инструментов Ивановской детской школы искусств имени Наполеона Орды и Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь ансамбль народной музыки и песни «Палешукі» Ивановского Центра культуры и народного творчества. Вновь созданная галерея на родине Алексея Кузьмича позволила деревне Мохро войти в орбиту популярного туристического маршрута Ивановского района: Мотоль — Вороцевичи — Иваново — Достоево. Напомним, что нынешний агрогородок Мотоль — родина первого президента Израиля Хаима Вейцмана, там же расположен и знаменитый в этом регионе музей народного творчества; деревня Вороцевичи получила широкую известность благодаря родовому поместью художника, музыканта и композитора Наполеона Орды, где сейчас размещается его музейный комплекс и картинная галерея; а в агрогородке Достоево находится литературно-крае Полесье. ДВП, масло. 1992 И что примечательно, поток туристов здесь, в полесской глубинке, можно сказать, неиссякаем. Во многом благодаря тому, что в районе располагается известный санаторий «Алеся» Брестагроздравни
| |
Просмотров: 1982 | Комментарии: 12 | | |
Всего комментариев: 3 | |||
| |||