Главная » Статьи » Выставки. Музеи » Петрова Лариса

Лариса Петрова. Прогулка по Невскому проспекту. Век XIX- Век XXI. Часть 2.

Остановились мы с вами на Невском проспекте против Большой Конюшенной улицы. Вот здесь

Кто-то за прошедшее время виртуально заглянул в книжный магазин, что находится слева, в доме 20, по Невскому проспекту, кто-то прошел еще чуть левее и перекусил в «Сабвее», говорят там вкуснее и дешевле, чем в МакДональдсе. Правильно сделал, потому что путь нам предстоит еще долгий, ведь пешком идем, а длина всего проспекта 4,5 км.

Кстати об этом доме слева. В том виде, который сохранила нам история, он оказался примерно в начале 1830-х годов, когда голландская община, владевшая зданием Голландской церкви, построила приличное красивое здание (архитектор Жако П.П.), осознав свое очень выгодное расположение на главной улице столицы. Голландская Церковь с 1732 г располагалась в здании возле Полицейского моста (потом – Народного, который мы его уже прошли, но я должна сказать, что с 1997 года мосту было присвоено первоначальное название – Зеленый мост, и теперь он именно так и называется). Так вот, впоследствии  в новое отстроенное здание вошло здание самой Церкви и небольшое, самостоятельное каменное здание в полтора этажа, которое церковный совет в 1778 году купил для своего старосты (потом там жил пастор).  Голландцы сдавали часть помещений в аренду, в частности, под книжную торговлю. И еще в советское время в видимой на снимке угловой части здания, что находится слева от Б. Конюшенной, располагался магазин «Военная книга», который я хорошо помню. Там продавали, отнюдь не только «военную» литературу, но для нашей экскурсии  ценно то, что бережно сохраняли старинные интерьеры, в которых были широко использованы ценные породы древесины. Ничего этого теперь уже нет в современных, я ля «европейских», безликих интерьерах БИКЦИМа (библиотечного центра нового формата, как они себя именуют). Правда, есть определенная связь с «голландцами», поскольку там есть голландский информационный центр «Друзья Санкт-Петербурга». Так что, дружим(с). Однако мы что-то застоялись, пора и в путь. Следующим по маршруту зданием, которое непременно привлечет наши взоры, Является Лютеранская церковь святых Петра и Павла, что находится через дом от Б. Конюшенной улицы.

Книжная лавка Смирдина (сллева) и лютеранская церковь. Литография Иванова по рисунку Садовникова

Современный вид Лютеранской церкви и надстроенных соседних зданий 19 века

Шедевр Александра Брюллова, в котором соединились черты романской базилики и русского классицизма – это крупнейшая лютеранская церковь в России Петрикирхе. Первоначальная деревянная церковь, освященная 14 июня 1730 г., к началу 19 века  сильно разрушилась и в 1833 г. была снесена. Современное здание было построено за 5 лет. Трагична история церкви в период после 1937 года, как и многих-многих православных церквей.  Здание церкви св. Петра было возвращено Евангелическо-Лютеранской Церкви в России в июне 1993 г., а сама Петрикирхе стала кафедральным собором. Сравните оба изображение и обратите внимание на то, как бережно сохранили в 4 и 5 этажах стиль ранней постройки, включая и добавленные балконы, которых всего два, и которые глаз не «мозолят», а плоскость стены великолепно украшают, уравновешивая старые балконы второго этажа.
Но мы продолжаем свое движение по правой стороне Невского проспекта и сразу же по окончании квартала оказываемся перед Казанским собором. С самого начала застройки Санкт-Петербурга около  места, где сейчас стоит собор, сооружения возводились русскими зодчими. Первоначально где-то рядом еще в сентябре 1733 года была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта был архитектор Михаил Земцов. За день до освящения  (13 (24) июня 1737 г)  в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери. Впоследствии в течение 1801-1811 гг по проекту А. Н. Воронихина  был построен новый храм, взамен обветшавшей церкви. Его освящение состоялось 15 (27) сентября 1811 года, и в том же году старая церковь была разобрана.
Казанский собор – православный кафедральный храм Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, одно из крупнейших  культовых сооружений в Санкт-Петербурге. Правда, чтобы увидеть его во всей красе лучше перейти на противоположную сторону, что мы и сделаем.

Вид Казанского собора. Литография К. Беггрова

Казанский собор в наши дни

Увы, современные городские знаки для пешеходов и остановок транспорта вид несколько портят…
Да еще и крест не так хорошо виден, но поверьте мне на слово, крест над Храмом действительно  находится на своем месте и точно так же расположен, как на литографии, только видно его плоховато в этом ракурсе и при сделанном мною осветлении вечернего кадра. Ну а мы лучше вернемся опять на правую сторону, подойдем к концу левой части храма и посмотрим на Екатерининский канал, который является второй водной «преградой»,  над которой «течет себе спокойно Невский»,  благодаря Казанскому мосту.

Невский проспект у Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова). Литография Иванова по рисунку Садовникова.

В наши дни

К сожалению, панораму, отвечающую литографии, создать невозможно. Дом слева не существует. На этом месте стоит дом Зингера, тоже историческое здание,  широко известное как «Дом книги». Но вот по правой стороне канала первый и второй дом с надстроенным верхним этажом, в общем, неплохо передают нам все черты старой архитектуры. К сожалению, я ничего не могу сказать о правомерности  выбора окраски первого здания, возможно, в более поздние времена он  имел такой цвет, но лично я сомневаюсь. Что же касается восстановления после войны, а потом перестроек из-за наступления «технического прогресса», то все это коснулось первого здания напрямую. Сейчас здесь, в аккуратно реконструированном снаружи первом этаже здания сделан второй выход из станции метро «Невский проспект». Так подробно обсуждаемый угловой дом справа –  часть здания бывшего дома Энгельгардта, известнейшего здания на Невском проспекте, всегда игравшего заметную роль в общественной жизни светского, а потом советского, а теперь – просто нашего любимого города на Неве.
Об этом внешне не особенно привлекательном доме, построенном в классическом стиле, можно много и долго рассказывать –  очень уж интересна история и самого дома, и его посетителей в разные времена. Угол канала Грибоедова и Невского проспекта был застроен в 1759-1761 годах. Вначале  Ф. Б. Растрелли построил трёхэтажный особняк для генерала, начальника артиллерии, А. Н. Вильбоа, но тот дом не сохранился. В 1766 году участок перешёл к генералу-фельдмаршалу князю А. М. Голицыну, генерал-губернатору Санкт-Петербурга с 1780 года. После его смерти  дом никак не продавался, и его стали сдавать в наем. Первым арендатором стал французский эмигрант, антрепренёр Иосиф Лион, который стал устраивать балы и маскарады, крайне популярные в Санкт-Петербурге. С приходом к власти Павла I они были запрещены. В 1799 году дом купил купец-миллионер М. С. Кусовников. Сохранились рассказы о том, как он развлекался: переоденется в крестьянский зипун и в лаптях с берестяным лукошком, в котором овощи и яйца, гуляет по Невскому. Придет в таком виде в ювелирный магазин, ходит по залу и уговаривает служащих показать ему какое-то украшение. Естественно, его выпроваживают, а он вытаскивает толстую пачку денег и наблюдает, что с продавцами делается… Они лебезят, извиняются, а он покупает одну из самых дорогих вещей и идет в другой магазин.
Но в доме никто не жил… Кусовников передал его своей дочери Ольге Михайловне. Она сдала помещения Петербургскому филармоническому обществу. Здесь устраивались симфонические концерты, в программе были Франц Иосиф Гайдн, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт. На первом этаже в 1823-1829 годах работала книжная лавка издателя И. В. Сленина. Её посещали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, К. Ф. Рылеев.

Дом Энгельгардта. Литография Иванова по рисунку Садовникова

Дом, начиная с И.Лиона, всегда и жил такой "общественной жизнью”. Ничего не изменилось и после того, как Ольга Михайловна в 1828 году вышла замуж за барона-миллионера Василия Васильевича Энгельгардта. В 1829-1832 годах дом был перестроен. По проекту П. П. Жако надстроили один этаж, изменили не только фасад, но и планировку особняка. Среди новых помещений особо выделялся концертный зал с прекрасной акустикой. Энгельгардт продолжал устраивать здесь музыкальные вечера и балы-маскарады. Василий Васильевич был известным меценатом, дружил с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, М. И. Глинкой, П. А. Вяземским, А. И. Тургеневым, которые не редко посещали увеселительные мероприятия в этом доме. Сами Энгельгардты здесь не жили.  С маскарадами вначале было сложно, т. к. публика не шла – боялась. Все наладилось лишь после того, как один из маскарадов посетил император Николай I со своим братом великим князем Михаилом Павловичем, герцогом Вюртембергским и принцем Альбертом Прусским. Особняк Энгельгардта вошёл в историю русской литературы. События драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад” происходят именно здесь. С 1835 года мода на маскарады прошла. В середине XIX века госпожа Энгельгардт стала устраивать здесь не только симфонические вечера. Всё чаще в этом особняке проводились цыганские концерты, выставки иллюзионистов.
С тех пор дом Энгельгардта продолжал своё существование как центр музыкальной жизни Санкт-Петербурга. Здесь выступали лучшие пианисты России и Европы, среди которых были и композиторы. На сцене концертного зала выступали : Ф. Лист, Рихард Вагнер, Иоганн Штраус.


Об этом доме и, в частности, о его дальнейшей судьбе можно почитать в  Википедии, а также на сайтах «Прогулки по Петербургу» и  CITYWALLS, материалы которых я использовала при написании этого текста. Есть, конечно, много других электронных источников. На одном из них, сейчас уже не существующем (домен drapkin ), довелось мне прочесть важную информацию о военных событиях, касающихся дома Энгельгардта. Это воспоминания блокадницы, записанных ее дочерью.
Блокада.”… Мама вспоминает, что в выходные, они с бабушкой Ларисой, работали на разборке дома 30 на Невском проспекте. Это "дом Энгельгардта”, построенный по проекту архитектора В. Растрелли. Здание было сильно повреждено прямым попаданием авиабомбы. Взрослые разбирали развалины, а дети просеивали через металлическую сетку мелкий мусор, они искали детали лепных украшений здания. Все найденные куски лепнины складывались в коробки, эти части использовались, впоследствии, при восстановлении интерьеров этого здания”…
Однако вернемся в наши дни и продолжим свой маршрут по правой стороне проспекта до здания Городской Думы.

Михайловская улица (ныне улица И.И. Бродского). Литография Жакотте

Вид на ул. Бродского

Отсюда открывается вид на Михайловской дворец (в глубине), давший в свое время название короткой улице, которая идет от площади Искусств до Невского проспекта. С 1940 года она носит имя художника И.И.Бродского, ученика И.Е.Репина, который прожил на ней     15 последних лет своей жизни.

Благодаря очень правильному ракурсу,  который выбрал при съемке мой виртуальный друг и помощник Сергей, мы можем порадоваться тому, что все-таки неплохо сохранили у нас  основное архитектурное наследие на Невском за прошедшие 200 лет. Церковь в глубине с зеленой крышей – это церковь Святой Екатерины, Городская Дума – слева, вход возле башни с часами. Справа же от наблюдателя расположен Гостиный двор.

Если перейти на противоположную сторону,  то откроется красивый вид  на Невский проспект возле Городской думы (постройка 1799-1894,  архитектор Д. Феррари).  В центре – шестиколонный  портик Л Руска,  пристроенный в 1802—1806 годах.

Невский проспект у Городской думы. Литография Иванова по рисунку Садовникова

Панорама Невского возле Думы в наши дни

А вот эта панорама  – мое творение. Ну, не могу себя не похвалить и радуюсь тому, как хорошо все получилось…. Здесь использованы (при ручной работе с ними) три фотографии, снятые с разной освещенностью и имевшие разную резкость. Опять  же – спасибо, помощнику за хорошие ракурсы и за то, что было из чего выбрать. А про помощника хочу и в этой части сказать доброе слово. Без фотографий Сергея, который ведет свой блог в ЖЖ под ником «22sobaki»,  ничего бы у меня путного не получилось.
Гостиный двор занимает, пожалуй, центральное место на Невском проспекте, его много раз с разных точек писали художники. До нас дошли в виде литографий несколько его изображений, к некоторым из них мы еще обратимся в следующей, заключительной, части нашей прогулки.

Продолжение. Выпуск № 4 (10) апрель.

Категория: Петрова Лариса | Добавил: museyra (26.02.2014)
Просмотров: 2358 | Теги: традиции, Лариса Петрова, Выставки.Музеи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: