Главная » Статьи » ПЕРЕКРЁСТОК ИСКУССТВ » Маргарита Ваняшова

М. Ваняшова. Ярослав Мудрый и скоморохи

Маргарита Ваняшова


                            ПЕРЕКРЕСТОК ИСКУССТВ  

            

             

                        Ярослав Мудрый и скоморохи


              

                                                                Ярослав Мудрый. Реконструкция. Портрет-фреска в соборе Св. Софии

Собор Святой Софии в Киеве начал строить еще Владимир Первокреститель. Завершил строительство в 1036 году князь Ярослав, которого история нарекла прозвищем Мудрый. При Ярославе впервые в Древней Руси возникают монастыри, с книгописными мастерскими, огромное внимание князь уделяет книгам и книжности, развитию грамотности, открывает школы не только для боярских или дворянских детей, но и простолюдинов.


Фрески собора Святой Софии потрясают.воображение. На фресках мы находим портрет самого князя Ярослава В молитвенном поклонении Господу князь приносит Отцу нашему в дар Собор Святой Софии, храм Божий. Это его исповедание святости. Поза князя символична, она исполнена внутренней, идущей от сердца, благодати. Скульптор Вячеслав Клыков в процессе работы над памятником Ярославу Мудрому в Ярославле использовал эту фреску с ее чисто внешней стороны - князь держит на своей ладони храм. Но как важен поворот, поза, пластика фигуры. В образе князя на фреске напрочь отсутствует тот безликий пафос, которым наделен статуарный князь на нашем ярославском памятнике.

На фресках мы видим и семейство Ярослава - его супругу Ингигерду с дочерьми, его сыновей. Сцены из повседневной княжеской жизни. На одной из фресок мы видим картину поединка князя с медведем - фантазия просто не может избежать ярославского "эха" в этой сцене. 



                                                                             Медвежья охота


На третьей фреске - круг скоморохов, которых как будто церковь и вовсе отрицала, изгоняла, не принимала! Называла их кощунниками и глумцами! 


                                                                    Игрецы, кощунники, глумцы


Но вот скоморохи пляшут в кругу, дудят в рожки, трубы и сопелки, гремят в бубны, на четвертой - скоморох надел на себя личину фантастического зверя с птичьим клювом, на пятой - Ант-скоморох (гудошник, виолин) играет на гудке, прообразе виолы-скрипки, и перед нами один из первых смычковых музыкальных инструментов древних русичей.



                                                        Сопельщики, рожечники, гудошники, скоморохи


"Народ очень любил смотреть на позорища (зрелища) скоморохов и стекался к ним во множестве. Аще либо гусельник или плясец или кто ин от сущих на игрище призовет град, со тщанием вси текут и благодать ему звания воздают и дни всецела полчасти изнуряют, одному токмо внимающе". Рвение, какое обнаруживал народ при появлении скоморохов, уподобляли быстроте птиц!
"Народ тек к скоморохам, аки крылата", и во "мнозе собирался там, куда звал его гусльми и плясци и песньми и свирельми"..
Ярослав Мудрый понимал значимость первых комедиантов. Именно он распорядился написать фигуры скоморохов на фресках Святой Софии.
В новгородской былине "Вавила и скоморохи" говорится: "Не простые люди - скоморохи. Не простые люди, а святые..."



                                                                 Комики-буфф. Буффоны


Скоморохи – святые люди… Ярослав, княживший несколько лет в Великом Новгороде, конечно, эту былину знал. О том, как скоморохи переиграли злого царя-Собаку, тирана и палача - и сожгли - исключительно смехом! - его царство.
Митрополит Иларион в "Слове о Законе и Благодати" и в своих проповедях возносит хвалу Ярославу как просветителю и как правителю, исповедующему святость в личной жизни и в подходе к делам государственным.

ИЛАРИОН. Скажи мне, княже, как мы зовем страны и государства – рядом с нами и вдали от нас. Англию, Францию, Испанию…
ЯРОСЛАВ. А-а-а… Я и не задумывался, святой отец. Англия, должно быть, Старая. Франция – только Прекрасная. Германия, поражает ученостью… Ученая Германия. А Испания – бесспорно, -Благородная! Но это же не мы придумали. Это народы сами свои страны так нарекли!
ИЛАРИОН. И ни одного божественного слова в сих определениях! А вот мы сподобились! Мы пока не германцы, и Русь еще не ученая. Она - прекрасна, но народ скорбит о своей бедности…Русь бывает смиренной, но не смиренность ее свойство. Однако, посмотри, княже, Русь не обольстилась гордыми названиями, а дерзнула назвать себя Святой! Святости она отдала свое сердце... Ибо священное есть главное в жизни. Как только мы об этом забудем, предадим наше священное, мы перестанем быть русскими. Без священного жизнь станет одним только унижением.
ЯРОСЛАВ. Да, отче. Русь выбрала себе святость. Это высшее задание Отца нашего. Русь поняла это цельно и наивно. Приняла миссию святости. И нам суждено её нести. Доколе не вернёмся к этому нашему состоянию, будем блуждать как овцы без пастыря, не найдя ни утешения, ни приюта.

(В конце дан фрагмент моей пьесы «Дар Ярослава»)



Маргарита Ваняшова о Ярославе Мудром:

"Ярослав Мудрый и метасюжет "свобода-своеволие" в "Слове о полку Игореве"



Выпуск июль 2016

Copyright PostKlau © 2016

Категория: Маргарита Ваняшова | Добавил: museyra (14.06.2016)
Просмотров: 1844 | Теги: ПЕРЕКРЁСТОК ИСКУССТВ, Ваняшова Маргарита | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: