Главная » Статьи » ПЕРЕКРЁСТОК ИСКУССТВ » Маргарита Ваняшова |
ЛЕРМОНТОВ И РЕМБРАНДТ II. "СКЛУБЛЕНИЕ СВЕТОНОСНОГО ВЕЩЕСТВА..." Портрет этот, почти списанный с «Предка
Лермы» встречается нам на страницах «Княгини Лиговской». Но прежде этого
позднего и не завершенного лермонтовского романа мы обнаруживаем «рембрандтовские» традиции уже
в «Вадиме». «В толпе нищих был один—он не вмешивался
в разговор их и неподвижно смотрел на расписанные святые врата, он был горбат и
кривоног, но члены его казались крепкими и привыкшими к трудам этого позорного
состояния, лицо его было длинно, смугло, прямой нос, курчавые волосы, широкий
лоб его был желт, как лоб ученого, мрачен,- как облако, покрывающее солнце в
день бури, синяя жила пересекала его неправильные морщины, губы, тонкие,
бледные, были растягиваемы и снижаемы каким-то судорожным движением, и в глазах
блистала целая будущность; он был безобразен, отвратителен, но это не пугало
их, в его глазах было столько огня и ума, что они, не смея верить их выражению,
уважали в незнакомце чудесного обманщика. Ему казалось не более двадцати восьми
лет, на лице его постоянно отражалась усмешка, горькая, бесконечная, волшебный
круг, заключавший вселенную. Его душа не жила по-настоящему, но собирала все
свои силы, чтобы переполнить жизнь и чтобы прежде времени вырваться в вечность. ... Между тем горбатый нищий молча
приблизился и устремил свои яркие черные глаза на великодушного господина; этот
взор был остановившаяся молния, и человек, подверженный его таинственному,
влиянию, должен был содрогнуться и не мог ответить тем же, как будто свинцовая
печать тяготела на его веках; если магнетизм существует, то этот взгляд был
чистейший магнетизм» (У, 184) Таков портрет Вадима. Основной его тон
— мрачность, таинственность. Это характерно для раннего Лермонтова: Вадим
показан в ярко-романтическом освещении, портрет подчинен единой направленности:
— эмоциональная напряженность пронизывает текст. Написанный, как и весь роман,
единым дыханием, он рисуется в раскрытии одной страсти — мести. Но уже в романтическом портрете, в
создании образа мужественного, отважного человека, Лермонтов стоит на позиции, не совсем соответствующей
русской романтической школе. Ужасающие черты лица Вадима, страшная фигура —
(«горбач Вадим») — и благородное сердце, охваченное одним лишь порывом, одной
страстью — жаждой мести за попранную судьбу, за искалеченную душу; жестокость
дикая, почти не оправданная, соседствующая с великой любовью; необычайная
физическая сила и внутреннее бессилие. Исследователи находят в портрете Вадима
не традиции русской романтической школы, где, как правило, внешность злодея
гармонирует с его характером, настроением, чувствами. Нет, в характере и в
портрете задан явственный романтический контраст, традиции западноевропейского
готического романа, нечто общее с
Квазимодо из «Собора Парижской богоматери» В. Гюго. Традиции готического романа,
казалось бы, живут и в его «Вадиме». Однако В. Э. Вацуро отмечает, что лермонтовский Вадим
лишь находится в отдаленном родстве с «героями-злодеями», но не тождествен ни
одному из «злодеев» готических романов. «…гиперболизированный характер с чертами
демонизма, наделенный сверхчеловеческой волей, страстями и страданием, он
является своеобразным предвосхищением лермонтовского Демона»( Интеллект и рефлексия, отверженность и
физическое уродство - эти черты в облике
Вадима даны через призму байронической традиции. Описание взгляда Вадима:
"Этот взор был остановившаяся молния,
и человек, подверженный его таинственному влиянию, должен был содрогнуться и не
мог отвечать ему тем же, как будто свинцовая печать тяготела на его веках"
– косвенным образом, восходит и к
"Гяуру" Байрона, и к готическому роману, например, к портрету Скедони
в "Итальянце" Радклиф, на
что уже указывала современная Лермонтову критика. Портрет Скедони в "Итальянце" Анны Радклиф весьма напоминал лермонтовского героя. "Капюшон его, бросая тень на мертвенную бледность его лица, придавал ему еще более суровости, а в глазах его отражалась задумчивость, сдававшаяся на ужас. То не была задумчивость (melancholy) сердца чувствительного и сраженного скорбью; нет! это была задумчивость души мрачной и свирепой. В нем заметны были следы многих страстей, как будто бы врезавшихся в черты, коих они уже не одушевляли. Печаль и суровость в нем господствовали; глаза его были так проницательны, что, казалось, с одного взгляда прозревали в глубину сердец человеческих и читали в них самые скрытные помыслы. Немногие могли выдержать сей взгляд испытующий: все старались избегать его глаз, встретясь с ними однажды. Со всем тем, несмотря на сию мрачную суровость, некоторые, хотя и редкие, случаи придавали лицу его совершенно иное выражение: он мог с удивительною способностию применяться к нраву и страстям тех, с кем хотел сблизиться, и умел совершенно их покорить себе". Это описание Вальтер Скотт приводил в своей статье о Радклиф как образец портретного мастерства романистки, оно было снабжено примечанием французского переводчика: "Сир Вальтер Скотт мог бы заметить, что лорд Байрон присвоил себе главные черты сего портрета Скедони, когда изображал Конрада, Лару, а особливо Гяура". Поэтике Радклиф не было свойственно внимание к жестокому, к "физическому ужасу" и противоречило ее эстетическим принципам. Высветить главное в портрете – глаза, все остальное отбросить, акцентировать внимание читателя на
зеркале души человеческой, показать необыкновенный огонь, ум, дать живое
движение этому огню, где «взор — остановившаяся молния» - вот инструментарий
художника, которым учится владеть Лермонтов. «САМОСВЕЧЕНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ТЬМЫ»
Владеть искусством светотени важно не
только художнику, но и поэту. Исследователи творчества Лермонтова не случайно часто
обращаются к понятиям, взятым из области изобразительного искусства. «В фразеологическом строе
лермонтовского «Вадима»,— пишет академик В. Виноградов, - выделяются из этого
общеромантического фона образы и выражения живописного искусства. Они
гармонируют в стиле «Вадима» с изобразительными приемами романтической
фантастики, основанными на игре красок, на контрастах яркого света и тени, на
особой системе рембрандтовского освещения
(курсив мой.-М. В.). Искусствовед Н. П. Пахомов утверждает, что ранние
романтические портреты Лермонтова «выдержаны в рембрандтовских тонах, построены
на характерной для данного мастера светотени». Многое для понимания метафизики света
дает Павел Флоренский в «Иконостасе». «— Выходит, как будто эта лепка форм делается светом. — И даже из света... Рембрандт — что это такое, как не горельеф из световой материи? Даже ставить вопрос о единстве перспективы и единстве светотени тут нелепо. Пространство тут замкнуто, а источника света вовсе нет; все вещи — склубление светоносного, фосфоресцирующего вещества... Иконопись изображает вещи как производимые светом, а не освещенные источником света, тогда как у Рембрандта никакого света, объективной причины вещей нет и вещи светом не производятся, а суть первосвет, самосвечение первичной тьмы...» Рембрандт Х. ван Рейн. Ночной дозор Это «самосвечение первичной тьмы», не объяснимое ничем, кроме как Божественной природой Первосвета, отчетливо ощущается в большинстве живописных произведений Рембрандта. Вспомним самое классическое рембрандтовское полотно «Групповой портрет роты стрелков Франса Бенинга Когта и Уильяма ван Рейтенбурха» , известное под названием «Ночной дозор». Колонна стрелков, рота мушкетеров, со своим знаменосцем, во главе с командирами – от сержанта, лейтенанта до капитана по сигналу тревоги выходит на площадь. Золото и бархат одежд, рыцарские доспехи, алебарды и барабаны, капитан, одетый с ног до головы – в черное. Пульсирующая мгла, рассеянная по всей картине, уходит, стоит нам сосредоточить взгляд на центре картины, где мы видим существо самое фантастическое, по меньшей мере. Девочка, или карлица, полу-ребенок или полу-старушка, младенец с недетским выражением лица, с явными чертами рембрандтовской Саскии, с белым жертвенным петухом, привязанным к поясу, с обликом то бродяжки, то принцессы - в богатой золотистой одежде, - как и каким образом она заблудилась-запуталась в ногах у этого отряда бравых стрелков? Она – световой центр полотна, но никто не в силах объяснить ее смысл. Склубление светоносного начала, лучеиспускание, фосфоресцирование и первосвет – в ней…Этот контраст мощи вооруженных, уверенных в своей силе, безапелляционных людей, не замечающих, кроме огня и пороха, ничего, в том числе и беззащитного существа, трепещущего на свету как Божественной ипостаси. В этом и скрыт, наверное, парадокс «Ночного дозора».
Фрагмент "Ночного дозора" Первоначальное понимание и отражение контраста света и тьмы, природы светотени в русском искусстве начала XIX века рождено романтическим течением. Но как связано это с Рембрандтом? И как понимали Рембрандта в пушкинско-лермонтовскую эпоху? Что из наследия великого голландца было знакомо русским? Какое влияние оказывал он на творчество наших писателей, художников? Чем был в это время Рембрандт для молодого человека? Двадцатые-тридцатые годы XIX века... В буре революционных потрясений рождается новая Франция. «Романы, драмы, поэмы — все снова сделалось пропагандой, борьбой», — скажет А. И. Герцен в «Былом и думах». В живописи на смену классицизму приходит романтическое течение. Статичность сменяется динамикой, строгая линия подвижным контуром, цвет, подчиненный рисунку, богатым колоритом. Романтики провозглашают полную свободу художественного творчества. Французская революция пробуждает интерес к внутреннему миру человека. Появляются первые психологические романы. «Юная Франция мало могла симпатизировать Вальтеру Скотту. И вот французы заменили это направление другим, более глубоким; и тут-то и явились эти анатомические разъятия души человеческой, тут-то стали раскрываться все смердящие раны тела общественного, и романы сделались психологическими рассуждениями», — заметит А. И. Герцен в 1833 году (А. И. Герцен. Гофман // Герцен об искусстве. М., Искусство, 1954. Стр. 40.) Нарастание интереса к собственному "я" , к внутреннему миру человека, к личности проявляется в литературе как активно действующее начало. Но уже у романтиков утверждение и пафос независимого "я" начинает переходить в его саморазрушение. Анатомические разъятия души... смердящие
раны тела общественного... романы - психологические рассуждения... И путь Рембрандта – от «барочного романтизма»,
от «внешних» романтических легенд к человеку внутреннему, к глубинам психологических
постижений человека - не к этими ли тропами шел в своем творчестве Лермонтов?
Каким способом очертить, проникнуть внутрь, наконец, разъять эту человеческую душу? «История души человеческой, — читаем мы
в журнале Печорина, — ...едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого
народа...» (54). Рембрандт в своих
полотнах «разъял» душу, предвосхитил психологические романы уже в XVII веке! Французская революция заново открывает
Рембрандта, воскрешает художника семнадцатого
века, творившего двести лет назад. Из современников Рембрандта разве только Шекспир может сравниться с ним, — воскликнет знаменитый французский искусствовед Ипполит Тэн. В «Философии искусства» Тэн разовьет свою мысль: "Рембрандт мог воспроизвести не только общую основу и отвлеченный тип человека, которыми довольствуется пластическое искусство, но и все особенности и бездонные глубины отдельной личности, бесконечную и безграничную сложность внутреннего мира, игру физиономии, которая в один миг озаряет всю историю души (курсив мой. — М. В.) ...Когда в настоящее время наше беспощадное искание истины, наше прозрение далей и тайных пружин человеческой природы ищут предтеч и учителей, то Бальзак и Делакруа могут найти их в лице Рембрандта и Шекспира"(Ипполит Тэн. Философия искусства // О Рембрандте. М.,. Искусство, 1937. Стр. 32—33) Так Пушкин находит своего предтечу и учителя в лице Шекспира, а Лермонтов в лице Рембрандта. Рембрандт вновь востребован и жизнью, и
искусством.
Рембрандт Х. ван Рейн. Автопортрет в юности. 1628 История
автопортрета особенно важна для нашей темы. Известно, что Рембрандт оставил
самую большую в истории живописи (более ста!) серию автопортретов, запечатлевая
важнейшие моменты своей биографии. Это
процесс индивидуализации, выделения
"я" виден и в истории русской лирики (в частности, лирики
Лермонтова) не только как опыт
развернутой психологической автобиографии, но и как опыт глубинного
самопознания. Великий голландец любил
вглядываться в свое лицо. И был к себе беспощаден. Чем старше лицо на холсте,
тем ярче в руинах плоти вспыхивает душа, освещенная последними косыми лучами
солнца.
Еще некоторые автопортреты Рембрандта
В начале XIX века интерес к Рембрандту возникает в России. Его
картины известны Пушкину. В «Путешествии в Арзрум» Пушкин вспоминает
рембрандтовского «Ганимеда». А строчки из «Домика в Коломне»? Старушка (я стократ видал точь-в-точь в картинах Рембрандта такие лица) носила чепчик и очки... «Стократ»,— замечаем мы. В России Рембрандт становится известен не меньше чем за границей. Часть его картин выставлена в галереях Петербурга, некоторые — в частных собраниях. В Эрмитаже, вместе с рафаэлевской «Мадонной Конестабиле», с полотнами Ван-Дейка, Джорджоне, Мурильо,— Лермонтов мог видеть рембрандтовские «Жертвоприношение Авраама», «Авраама и ангелов», «Данаю», «Святое семейство», «Портрет старухи», "Возвращение блудного сына"(Указатель картин в «Истории искусств всех времен и народов». СПб., 1896.) Кроме того, были известны сборники его гравюр. Картины Рембрандта, равно как и его
офорты, можно было видеть в гравированном виде. Возможно, что рембрандтовские
полотна, или копии с них висели в богатых гостиных и столовых, вроде той, что
описывает Лермонтов в «Княгине Лиговской»: «Столовая была роскошно убранная комната,
увешанная картинами в огромных золотых рамах: их темная и старинная живопись
находилась в резкой противоположности с украшениями комнаты,
легкими, как все, что в новейшем вкусе. Действующие лица этих картин — одни
полунагие, другие живописно завернутые в греческие мантии или одетые в
испанские костюмы — в широкополых шляпах с прорезными рукавами, пышными
манжетами. Брошенные на этот холст рукою художника в самые блестящие минуты их
мифологической или феодальной жизни, они, казалось, строго смотрели на
действующих лиц этой комнаты, озаренной сотнею свеч». Современников Лермонтова, так же, как и
самого поэта, удивляет и поражает необычная манера рембрандтовского письма.
Загадочное освещение, исходящее, казалось, из глубин полотна, тени, в которых
можно было бы погружаться и утопать, настолько пронзительно ощущение
перспективы, глубинности полотна. Рембрандтовским колоритом восхитится
молодой граф Алексей Константинович Толстой, который во время путешествия по
Италии посетил во Флоренции Галерею Палаццо Питти и заметил в дневнике, что
«картин голландской школы здесь очень много, и, между прочим, хороший портрет
Рембрандта, им самим написанный» . Рембрандтовские полотна — старые друзья
Бестужева-Марлинского, Герцена, позднее Тургенева. И почти все современники имя
голландского художника ставят рядом с именем великого Шекспира. В повести «Прогулка с удовольствием и не без морали» Тарас Шевченко пишет: «Вошел я в свою комнату и остановился у двери, чтобы полюбоваться настоящей Рембрандтовой картиной. Трохим мой, положив крестообразно руки на раскрытую огромную книгу, а на руки голову, спал себе сном невозмутимым, едва-едва освещенный нагоревшею свечой, а окружающие предметы почти исчезали в прозрачном мраке; чудное сочетание тени и света разливалось по всей картине. Долго я стоял на одном месте, очарованный невыразимой прелестью гармонии». (Шевченко, Тарас. Собрание сочинений. В 5 тт. 1955-1956 г. М.: Художественная литература.- Т. 4., 1956. С. 168.) Шевченко знаком с рембрандтовскими
произведениями, хотя и не упоминает названий картин Рембрандта, которые видел.
Он воспроизводит литературные картины с колоритом Рембрандта, иногда ссылаясь
на голландца, иногда забывая о нем, но постоянно ощущая его влияние. Не
содержание полотен, а всего лишь освещение покоряет его, притом
«фантастическое», чудесная игра света и тени: ночь и пламя свечи, едва-едва
освещающее человеческую фигуру. Лермонтов же не ограничится только
упоминанием Рембрандта (что само по себе важно, ибо любопытно знать круг
лермонтовских интересов), не ограничится он и сравнением своих персонажей с
рембрандтовскими, как это сделал Пушкин, не позаимствует лишь таинственное
освещение, как Шевченко, хотя поначалу и рембрандтовская старуха (в пушкинском
плане) ему надолго запомнилась. В «Сашке» он скажет:
...Тихо
гас на бледном своде месяц серебристый, И неподвижно бахромой волнистой Вокруг его висели облака. Дремало все, лишь в окнах изредка Являлась свечка, силуэт рубчатый Старухи, из картин Рембрандта взятый, Мелькая, рисовался на стекле И исчезал...
«Сашка» — поэма юношеская, имя
Рембрандта связывается у Лермонтова в ней лишь с необычным решением освещения.
Не только пламя свечи освещает силуэт старухи, но и месяц серебристый, и тень
на стекле то является, то исчезает. Потом, через много лет, в «Тамани» он
расскажет об удивительном освещении — о месяце, который просвечивает сквозь
тучи, края их необычно сияют; не забудет он и о фонаре в лодке, фонарь скрипит,
раскачивается на ветру и бросает красные отблески на гребешки волн...
Продолжение следует... | |
Просмотров: 2567 | Комментарии: 2 | | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||