Главная » Статьи » От редакции » О.Несмеянова

О. Несмеянова. О художественной ценности

Ольга Несмеянова

Главный редактор журнала




                      О художественной ценности


Эта статья написана довольно давно, но в принципе имеет универсальную актуальность. Обнаружилось, что она была опубликована в самых первых выпусках журнала, не внесенных в архив выпусков и таким образом по факту в журнале не находится. Восполняю этот пробел



В одном из первых номеров журнала говорилось о том, что не существует всеобщего, универсального, т.е. пригодного для всех видов, определения искусства. И все же каким-то образом опознание искусство от НЕискусства осуществляется. Это происходит как на интуитивном, так и на профессиональном уровне. В первую очередь произведение искусства опознается по ФОРМЕ(т.е. в его внешнем выражении) и воспринимается как особая неутилитарная культурная ценность. Только по форме любой, даже не посвященный в тонкости искусства человек, может отличить обывательскую сплетню на кухне о том, как парень с девицей встречался от  произведения Шекспира.

В этом смысле в СССР в прежние годы было проще, там  были худсоветы разных уровней, где под неусыпным наблюдением ЦК КПСС строго отделялось, определялось что годится, а что нет для советского искусства. Конечно, при этом «под нож» попадали бывало и талантливые люди, но то, что было представлено зрителю, неизменно обладало высокой культурной и художественной ценностью. И при этом артрынка, т.е. оборота худ. ценностей практически не существовало. Не существовало и рыночных отношений, взаимодействия, сравнения искусства с неискусством. Это было не нужно, т.к. зритель получал искусство в уже готовом, отделенном от неискусства виде. Он привык не иметь сомнений и даже не задумывался  о существовании неискусства, подделок, китча.


С приходом новых денежных, рыночных отношений все изменилось на противоположность -  зритель вышел на артрынок с намерением купить себе немного искусства, перед ним завалы самого различного культтовара, как сориентироваться в нем и как отделить искусство от неискусства? – об этом не сказано нигде, нет прайс-листов, перечней и циркуляров с описанием качества и спецификации предмета искусства, потребитель не имеет ориентиров и указателей и может  осуществлять свой  какой угодно выбор на свой вкус. Стало ли ему легче в такой свободе? Думаю что нет, стало сложнее.

Хотя бы потому, что сегодня творческая деятельность художника в глазах многих приравнивается к виду индивидуальной предпринимательской деятельности. А предмет искусства выступает как  товар или предмет инвестиций, вложения и сохранения капитала. Что многих вводит в заблуждение, затемняя суть.

Если предмет искусства, вступая  во взаимоотношения с обществом, социумом в  ротацию культурного материала начинает функционировать как товар, то сразу становятся заметны его существенные и многим непонятно откуда взявшиеся отличия отношений, по сравнению с  товаром, предметом обыденного пользования и предметом искусства как товаром. Разница этих отношений как раз  и кроется в  художественной ценности  артефакта, предмета искусства.






То есть товар имеет товарную ценность, состоящую в себестоимости его (труд+материал) и прибавочной стоимости для получения выгоды от его производства. Если оценивать предмет искусства  исходя из этих позиций, то стоимость его будет невысока: для картины цена бруска (подрамника), краски, холста, грунта + маржа художнику. На деле мы видим что за предмет искусства (или предмет похожий на предмет искусства) запрашивают обычно более высокую, а иной раз и астрономическую цену. В чем же дело? Почему, на каком основании повышается цена на предмет искусства? Видимо потому, что в нем заключена не только товарная ценность, а еще какая-то, дополнительная, по каким-то параметрам гораздо более ценная для человека, чем утилитарная ценность обычного товара. Худ.ценность – это набор свойств, качеств,  уникальных особенностей предмета, указывающий на его  универсальную социокультурную значимость в обществе, цивилизации, что позволяет ему быть опознанным как предмет и факт искусства.

Считается, что если предмет обладает художественной ценностью, то  именно она дает такой размер валоризации (увеличения цены в сравнении с себестоимостью), каковой, кстати,  ни в одной другой группе  товаров вы не найдете.  Это конечно привлекательно, в т.ч. для мошенников и спекулянтов от искусства всех мастей – объявить свое «нечто» искусством, имеющим высокую худ.ценность, чтобы  получить  крупный доход.  Не способность определить наличие худ. ценности в предмете, отличать ее от товарной вкупе с самоуверенностью (идущей, что удивительно, чаще всего от невежества) многих граждан в деле оценки и понимания искусства и ведут к тому что именно в России мы имеем совершенно дикий артрынок, не сравнимый по своей дикости и запущенности  ни с одной страной третьего мира. Где огромные доходы, нечестная и недобросовестная реклама, преступное  устранение конкурента, затирание профессионалов на обочину, создание всех условий для расцвета низкопробного китча стали реальностью, нормой.



Сразу скажу, что свойства худ. ценности – это все то, что в картине(скульптуре, инсталляции и т.п.) нельзя взвесить, пощупать, измерить рулеткой  или поковырять ногтем, т.е. они НЕМАТЕРИАЛЬНЫ. Потому измерению при помощи весов и приборов не подлежат (хотя иные всерьез этого требуют, а когда не предъявляешь, обвиняют в мошенничестве). Длина, ширина, площадь и плотность холста, материал подрамника (красное дерево или береза – без разницы), конструкция подрамника(с распорками, скосами, фасками или без), грунтовка домашней или промышленной выделки,  ровность   красочного слоя и уверенность мазка, укрывистость краски,  много ли мало  человекочасов вложено в создание предмета, длина аннотации или сопровождающего текста,  название работы и пр. НИКАКОГО отношения к художественной ценности предмета искусства не имеют. В то же время они имеют возможно решающее значение для предмета как товара,  выставленного  на продажу.




По идее, при правильном подходе и оценке  культтовар должен поступать  на артрынок, в салон, магазин, а предмет имеющий худ. ценность – на хранение в  культурный архив в виде музея, к коллекционеру, в каталог, буклет, в галерею. Где он цены фактически не имеет. Но обладает универсальной в зоне искусства нематериальной художественной ценностью. Даже если  это картина  на старом плешивом куске холста и разваливающемся подрамнике, ветошь и  как товар может быть охарактеризован  как хлам.

Какие же свойства позволяют судить о наличии худ. ценности?
Хочу напомнить, что все свойства, характеристики, критерии наличия худ. ценности в предмете  ноуменальны, т.е. являются проявлением сущности и  содержанием истины, их нельзя пощупать и измерить. Ноумен  художественного может быть реализован как реальность через творческий замысел, идею творца  в художественном материальном воплощении.


1) Номером один я бы назвала УНИКАЛЬНОСТЬ художественно оформленного предмета. Если самый прекрасный художник поставил на поток и тиражирует многократно свои(или чьи-то) удачные или популярные сюжеты, этим он  лишает работу уникальности, а с ней и  худ. ценности и  превращает ее в ширпотреб, т.е. делает ее БАНАЛЬНОЙ. А в искусстве должно быть неповторимое и оригинальное. При всех остальных высокохудожественных и эстетических свойствах одной банальности уже достаточно чтобы предмет вычеркнуть из искусства. Причем, часто обыватель или дилетант путает  уникальность и новизну. Надо понимать, что это не одно и тоже. 



2)  Следующий важнейший критерий качества худ.ФОРМЫ  – гармоничное единство ее с содержанием. Что определяется чисто интуитивно, на основе развитого художественного вкуса.  При этом действует презумпция худ. формы, исходя из того что содержание искусства всегда одно – это бытие человека во всех его проявлениях и идеалах. По сути оно универсально и едино для всего искусства. Форма ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  не универсальна, а оригинальна (если она авторская) и уникальна, т.е. присуща   предмету работы только  конкретного автора, узнаваема и неповторима.  Если форма банальна, пошла, избита, негармонична  и пр., то никакое самое прекрасное содержание  не сделает из   вещи предмета искусства. Содержание («прочтение»,толкование)предмета искусства    во многом субъективно, видится и понимается разными людьми по-разному, в то же время ФОРМА как предмет реальной наличности, овеществленности более объективна для оценки.

3) Кроме того ценность добротно  и последовательно  воспроизведенной традиции является важным  критерием оценки произведения традиционного   искусства;   а новизна, небывалость, необычность формы – для искусства нетрадиционного,т.е. авангардного. Надо заметить, что недопустима «перекрестная» оценка, когда от традиционного  искусства требуют оригинальности, а от нетрадиционного, авангардного – соблюдения академических правил школы и т.п.



4) К художественной ценности может быть добавлена, плюсоваться также историческая или коллекционная ценность предмета, его «биография», провенанс. Сращивание «биографии» произведения (история его покупок-продаж, нахождения в галереях, музеях, коллекциях и пр.) + биография, история, известность имени автора образуют т.н. брэнд произведения и имени автора. И в наше время могут не только дополнять, но и подменять худ. ценность даже в том случае, где ее по факту  не было. На самом деле эта издержка рыночных отношений к подлинной худ. ценности отношения не имеет, ее не образует и не заменяет и  остается надежда, что время, когда опадет шелуха сиюминутных отношений, расставит все на свои места.

Если резюмировать, то такие  явления как: имя автора, факты наличной биографии автора, его материальные нужды, удачи-неудачи, скандал, реклама, субъективность личной оценки в худ. ценность не входят. И если в жизни приходится видеть обратное, то это только потому что  произошла подмена эстетических отношений на товарно-денежные, рыночные, никакого отношения к  подлинной сути искусства не имеющие. Хочу еще раз отметить, что  в сложной проблеме художественной ценности мною только намечены некоторые ориентиры, которые без знаний предмета, интуиции, развитого вкуса человека сами по себе не имеют значения


Использованы изображения картин западноевропейских художников. Предлагается читателям угадать авторов


ПЬЕР БУРДЬЕ в тему:


«Интеллектуалам и художникам достаточно редко удается адекватно конвертировать культурный и символический капитал в капитал экономический»

«Наука о произведениях искусства должна рассматривать в качестве своего объекта не только материальное, но и символическое производство — то есть производство ценности произведения, — или, иными словами, производство веры в ценность произведения. Эта наука должна учитывать не только непосредственных изготовителей произведения в его материальности (художников, писателей и тому подобное), но также и целый ансамбль агентов и институтов, участвующих в производстве ценности произведения посредством производства веры в ценность искусства вообще и веры в отличительную ценность того или иного шедевра».
«Ценность художественных произведений возникает не по причине одних лишь творческих усилий их создателей, а благодаря наличию художественного поля как такового»




 Выпуск апрель 2018


                      Copyright PostKlau © 2018

Категория: О.Несмеянова | Добавил: museyra (26.02.2014)
Просмотров: 733 | Комментарии: 2 | Теги: Несмеянова Ольга | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 Игорь  
прочитал статью, понравилось

0
2 museyra  
Спасибо на  добром слове. Это написано пару лет назад. Сейчас  я бы еще добавила

Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *: