Главная » Статьи » От редакции » С. Заграевский

С.Заграевский. 365 размышлений о человеке и человечестве(2)

Сергей Заграевский

академик, профессор, художник, заслуженный работник культуры России



365 РАЗМЫШЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ(2)

Часть 1


Снежинка прекрасна

 

II. О свободе и несвободе

 

83.         Свобода означает и постоянный выбор между альтернативами, и создание новых альтернатив, а главное – ответственность за все, что выбрано и создано.

 

84.         Перед свободным человеком стоит множество вопросов, гораздо более сложных, чем перед рабом. И главный вопрос – прав ли он, совершая тот или иной поступок, особенно если приходится идти наперекор большинству. Поэтому он всегда должен быть внимательным и никогда не терять связь с действительностью. Жить ему трудно, но зато он свободен.

 

85.         Люди любят снимать с себя ответственность за все происходящее вокруг них. Одни при этом ссылаются на случайности, другие – на судьбу и предопределенность.

 

86.         Если человек отказывается от свободы ради любых, пусть даже самых благородных целей – скорее всего, он этих целей не достигнет.

 

87.         Жизнь редко требует, чтобы мы обязательно сделали тот или иной выбор. Но она всегда требует, чтобы мы осознавали последствия каждого своего выбора.

 

88.         Свобода – это возможность осознанного выбора, учитывающего и необходимость, и случайность. И высшая свобода – это свобода осознанно выбирать добро и зло, в меру своих знаний и способностей оценивая позитивные и негативные последствия своего выбора.

 

89.         Противники свободы выбора часто ссылаются на то, что если у человека только одни часы, он всегда знает, который час, а если несколько часов показывают разное время, то он всегда сомневается. Но это справедливо только до тех пор, пока единственные часы не начинают сильно врать или вовсе не останавливаются.

 

90.         Свободен тот, кто не боится смерти и готов ее встретить.

 

91.         Люди в ответе за все, что делают. Но если перед другими людьми они в ответе всегда, то уклониться от ответа перед самим собой некоторые могут. Они используют для этого два способа. Первый – просто заглушают голос памяти. Второй – придают воспоминаниям красивую обтекаемую форму, обманывают себя, подменяя действительное желаемым.

 

92.         У каждого из нас в любой ситуации всегда есть возможность выбора, пусть даже меньшего из зол. Но нам часто бывает удобнее сделать вид, что у нас не было выбора и мы не были свободны в своем решении.

 

93.         Может показаться, что очень мало совместных действий людей возможно без подчинения чьей-нибудь воле. Но на самом деле люди гораздо чаще не подчиняются воле, а следуют мыслям и идеям, – а это совсем другое дело.

 

94.         Упорство в своей очевидной неправоте – одна из форм рабства(выделено гл. редактором)

 

95.         Человек с рабской психологией обычно верит, что его, послушного, преданного и исполнительного, никто не тронет даже в случае глобальных социальных потрясений. А когда его рано или поздно трогают, он по-детски обижается.

 


              

                          Сергей Заграевский. Новогодний стол


96.         Абсолютная свобода в силу своей абсолютности предполагает и свободу ее ограничения.

 

97.         Человек несвободен от внешних условий, на которые не может повлиять. Но он свободен занять собственную позицию по отношению к ним, даже если у него есть выбор только из двух альтернатив: сдаться или нет.

 

98.         Человек становится человеком только по мере того, как начинает осознавать свою ответственность за все происходящее и с ним, и в стране, и в мире.

 

99.         Самое страшное рабство – когда раб гордится тем, что он раб.

 

100.    Быть свободным человеком нелегко. Это влечет за собой постоянные усилия, риск, тревогу. Свобода – это бремя, и на этом спекулируют многие тоталитарные режимы, требующие отказа от свободы и сулящие за это облегчение жизни. Но если человек не хочет называться рабом, он обязан нести бремя свободы.

 

101.    Тираны часто пытаются поставить на колени даже тех, кто давно стоит на коленях, а то и вовсе лежит ничком.

 

102.    Страх бывает разным. Пока человек чувствует стыд за свой страх, он еще не жалкий трус, и тем более не раб. И в этом чувстве стыда заложена целительная сила страха.

 

103.    Если определять человечество как единый организм или механизм, то получается парадоксальная ситуация: человек с его бесконечными возможностями познания мира, бессмертной душой и природным правом на свободу оказывается лишь частицей или винтиком. Поэтому более адекватное определение человечества – общность свободных людей.

 


III. О государстве и обществе

 

104.    Самым страшным приговором правовым отношениям в государстве является вопрос: «Поступим по-человечески или по закону?»

 

105.    Ни в чем не повинные люди гибнут в террористических актах не только по вине террористов, но и по вине своих правительств, неспособных ни нейтрализовать преступников, ни выполнить их требования.

 

106.    У молодых людей из-за социальной неустроенности гипертрофированно выражено «территориальное поведение»: они как бы метят территорию, т.е. везде, где возможно, стараются оставить свои следы.

 

107.    Убийца может отобрать у человека жизнь. Алкоголь и наркотики могут отобрать у человека все.

 

108.    Пропорционально масштабу преступления возрастает вероятность того, что кто-то будет его славить как великое деяние. Но необходимо помнить, что при этом оно не перестает быть преступлением.

 

109.    Человеческое общество в периоды стабильности – рай для посредственностей. В периоды нестабильности оно для них превращается в ад. Выдающимся же людям одинаково трудно при любом состоянии общества, но в периоды нестабильности у них больше возможностей проявить себя.


                             Сергей Заграевский. Над розовым морем(памяти Александра Вертинского). 2012

 

110.    Массовый государственный террор гибелен для экономики страны, потому что для превращения человека в палача, тюремщика или лагерного начальника надо его очень хорошо кормить, да еще строить систему запугивания и оглупления остальных, что тоже обходится недешево. А производительность труда неизбежно падает и в лагерях, и на воле. «Тварь дрожащая» мало способна к производительному труду.

 

111.    Какого бы уровня жизни ни достиг человек в эмиграции, к эмигрантам-соотечественникам он чаще всего относится как к товарищам по несчастью.

 

112.    Понятия «гуманное государство» или «добрый правитель» абсурдны сами по себе. И дело не в том, что доброта того или иного правителя (обычно житейская – образцовый семьянин, лично никого не убил) к управлению государством не имеет никакого отношения. Дело в том, что любое государство и любой правитель, если хотят устоять, должны быть жестокими и прагматичными – так диктуют беспощадные реалии современного мира.

 

113.    Развитие системы заповедей в человечестве идет от табу (предписаний, обоснованных мистически) к законам (предписаниям, обоснованным логически). Но если в современном обществе законы не выполняются, на их место приходят табу.

 

114.    Войны будут продолжаться до тех пор, пока люди будут иметь глупость терпеть правителей, которые посылают их на смерть.

 

115.    Как молодому человеку входить в незнакомый и часто враждебный ему мир? Это основная проблема становления личности. И то, что юноши часто стараются себя вести согласно неким стереотипам лидерства – выглядеть максимально раскованными, грубо выражаться, резко и размашисто жестикулировать, громко смеяться, говорить низким голосом, вести себя агрессивно, – не более чем защитная реакция психики.

 

116.    Как театр начинается с вешалки, так и общественные отношения начинаются с культуры.

 

117.    История – не только наука о прошлом, но и связь времен.

 

118.    Это еще полбеды, если у правящей в стране партии есть возможность увольнять идеологических противников с работы, закрывать им доступ к средствам массовой информации или фальсифицировать итоги выборов. Беда, если эта партия получает возможность отправлять противников в тюрьмы и лагеря.

 

119.    Для многих эмигрантов презрение к коренным жителям страны – своеобразный способ психологической защиты. Впрочем, коренные жители часто платят эмигрантам тем же.

 

120.    Любые идеи социального равенства разбиваются прежде всего о реалии неквалифицированного труда, который даже в идеальном обществе (например, при гипотетическом коммунизме) кому-то все равно придется выполнять. Значит, мы обязаны признать положительную роль научно-технического прогресса, ведущего к повышению доли квалифицированного труда. Творчество в производственной сфере, по большому счету, не менее духовно и заслуживает не меньшего уважения, чем в так называемой непроизводственной.

 

121.    Тоталитарные государства, создающие видимость парламента, выборов, профсоюзов, активной общественной жизни, – напоминают дикарей-островитян, которые использовали как украшения астрономические приборы с кораблей Колумба и Магеллана.

 

122.    Мечта многих интеллигентных людей «отсидеться в башне из слоновой кости» несбыточна. Уклониться от участия в событиях в стране и мире практически невозможно.

 

123.    Воздействие человека на экологию Земли не столь разрушительно, как мы это иногда себе представляем. К примеру, если поглядеть на снимки нашей планеты из космоса, то следы цивилизации на ней практически неразличимы. Еще пример: один вулкан извергает больше окиси углерода и прочих вредных веществ, чем все автомобили и заводы за столетие. Так что с глобальной экологией не все так ужасно. Но легче ли от этого тем, кто живет рядом с шоссе или химическим заводом?

 

124.    В переломные моменты истории приходится быть «за» или «против», как бы ни хотелось «воздержаться».

 

125.    У детей не развито абстрактное мышление, а жажда познания очень высока. Они ломают игрушки и мучают животных не оттого, что хотят разрушать и причинять страдания, а от интереса к изменениям в природе. Если же у взрослых такая жажда познания совмещается со слаборазвитым абстрактным мышлением, то результат будет схожим, только предметы другими. А абстрактное мышление развивается прежде всего благодаря образованию.

 

126.    Современный мир дает каждому человеку потенциальную возможность сделать более или менее успешную социальную карьеру. Но самые страстные, нетерпеливые и, как правило, самые талантливые быстро сгорают. Бывают исключения, когда некоторые гении изобретают нечто, в данный момент нужное обществу, и становятся богатыми и знаменитыми. Но таких – единицы. Огромное большинство людей приходит к успеху однообразным каждодневным трудом.

 

127.    Теория Маркса привела к выводам, что для деяния зла – насильственной революции – полезен неквалифицированный и ненавидимый труд людей, отделенных от средств производства. Но на основании тех же положений можно сделать обратный вывод: для деяния добра более подходит квалифицированный труд собственника, заинтересованного в его результатах.

 

128.    Негативное воздействие техногенного фактора на глобальную экологию говорит не о вреде научно-технического прогресса, а о нежелании коммерсантов и чиновников тратить средства на внедрение научных разработок в области экологии. В недобросовестных руках любые достижения научно-технического прогресса могут привести к катастрофе.


 

                         Сергей Заграевский. Галактики. 2009



129.    Любое, пусть даже самое просвещенное и демократическое, государство рассматривает и культуру, и искусство, и религию прежде всего как средства агитации, пропаганды и организации досуга граждан.

 

130.  Конституции всех стран справедливо декларируют гражданское равенство. Но если продекларировать не гражданское, а духовное равенство философа и дворника, то последний, скорее всего, перестанет качественно подметать улицу.

 

131.    Многие молодые люди мечтают стать знаменитыми актерами и актрисами, певцами и певицами, моделями… И не получается это у них не только потому, что желающих дорого продать свою внешность (а зачастую и свое тело) много, а богатых покупателей мало. Главная проблема – в очень коротком периоде расцвета красоты. Почти невозможно сделать «с нуля» успешную социальную карьеру за пять–десять лет.

 

132.    Если какая-то тема звучит во всех средствах массовой информации, не стоит сразу искать в этом некий заказ со стороны правительства, олигархов или кого-нибудь еще. Чаще истерию создают сами журналисты, которые спешат эксплуатировать «модную тему».

 

133.    Один из самых трудных этапов, которые приходится преодолевать при выборе профессии, – это когда окружающие хором говорят тебе нечто вроде: «Зачем это тебе?», «Ты не справишься», «Это не твое».

 

134.    Если люди думают только о себе, то в быту у них часто появляется ощущение, будто снаружи входной двери их жилища начинается вражеская территория. А на территории врага можно (и даже является определенной доблестью) хамить, мусорить, буянить и т.п.

 

135.    Если человек сознательно идет на преступление, то увещевать его или пускаться с ним в рассуждения уже поздно. Раньше надо было это делать.

 

136.    Стоит ли вдаваться в мораль, когда анализируешь исторические факты? Стоит, потому что моральная оценка прошлого бывает не менее полезным уроком для настоящего, чем исторический факт.

 

137.    Двое рабочих одинаковой квалификации у одинаковых станков могут за одинаковую плату трудиться с абсолютно различными целями (например, один – чтобы заработать деньги и их пропить, а второй – чтобы его продукция хорошо служила людям), и их труд будет иметь столь же различную нравственную оценку. Да и процент брака во втором случае будет меньше.

 

138.    Армия должна быть полностью профессиональной хотя бы потому, что те, кто служит по призыву, во многом схожи с заключенными: и те, и другие представляют собой человеческую массу, которая насильственно, без учета личностных и культурных особенностей, изолирована от остального общества.

 

139.    Любопытно, что званые обеды у людей, облеченных властью, усиливают их власть, так как приглашенные как бы получают пищу из их рук. Это древнейший инстинкт, восходящий еще к животному миру: кто добыл пищу и наделил ею стаю, тот и вожак.

 

140.    С одной стороны, история человечества показывает, что национальность теснее и теснее связывается с государственностью. С другой стороны, все без исключения нации создать свои государства не могут, так как всегда останутся группы национальных меньшинств, за которыми национальное большинство права на самоопределение не признает. Значит, без «горячих точек» на национальной основе мир не обойдется до тех пор, пока люди не поймут, что национальное самоощущение является потенциальным источником не добра, а зла.

 

141.    Обыватель, посредственность, мещанин, простой человек, обычный человек… Для них придумано много обидных прозвищ, но на самом деле на них держится общество. Они – залог стабильности и уверенности в завтрашнем дне. И горе тому обществу, где они вынуждены браться за оружие и выходить на улицы.

 

142.    Очень трудно, зная, на что ты способен, оказаться в эмиграции на дне жизни, видя вокруг себя успехи тех, которые имеют перед тобой только одно преимущество: они дома.

 

143.    Мы должны воспринимать любой труд не как процесс, а как результат. Например, создателям атомной бомбы нельзя было отказать в творческом порыве, но результат их труда объективно принес человечеству скорее зло, чем добро.

 

144.    Люди часто боятся летать на самолетах, забывая о том, что вероятность попасть в аварию на автомобиле гораздо выше, и с точки зрения статистики самолет – самый безопасный транспорт. Так же точно многие люди боятся погибнуть от случайно встреченного маньяка, но призывают к диктатуре и террору – при том, что шансы погибнуть от последних куда выше.

 

145.    В животном мире внутривидовые бои происходят не всегда: бывает достаточно показать противнику зубы, чтобы тот принял «позу подчинения». Подобное часто происходит и среди людей, только форма показывания зубов изменилась: можно показать кулак, можно пистолет, можно документ…

 

146.    Не бывает абсолютных русских, абсолютных немцев, абсолютных евреев, абсолютных армян и т.п. Когда мы хотим определить какие-нибудь черты нации, мы определяем лишь черты какой-либо ее социальной прослойки в какую-либо эпоху.

 

147.    Историческая память людям необходима, иначе в новом круге бедствий или, как минимум, неприятностей (круге неизбежном, если помнить о цикличности исторического процесса) они окажутся совершенно беспомощными.

 

148.    Многие правительства пытаются отвлечь людей от внутренних проблем страны, развязав внешнюю войну. В этом случае резко обостряется ситуация «свой – чужой», и «свои» (граждане страны) вынужденно консолидируются против «чужих» (неприятелей). То же самое происходит и в эпохи государственного террора, когда идет поиск «внутренних врагов». Эти политические маневры стары, как мир, и имеют свои корни в древних ритуальных жертвоприношениях: назначить «чужого» и торжественно убить его.

 

149.    Если со стороны власть имущих раздаются недовольные голоса: «Посадили (убили) всего-то несколько человек, а правозащитники поднимают крик», и появляется неопределенное множество «несколько», то дьявольское дело сделано: можно оправдывать, например, уничтожение нескольких миллионов, которые составляют ничтожную часть человечества, особенно если учесть длинный ряд будущих поколений.

 

150.    Национальная обособленность – идея общедоступная, и ею легко соблазнить массы людей. Но изоляция никогда не приводила ни к чему хорошему, и в закрытом мире прежде всего вспыхивает ненависть к свободе мысли и творчества.

 

151.    Только угроза голода, тюрьмы или смерти может служить достаточным основанием для того, чтобы человек навсегда покинул свою родную страну.

 

152.    Ни одно правительство не способно дать людям все, что они хотят. Но некоторые правительства способны забрать у людей все, что у них есть. И если правительство декларирует первое, то стоит задуматься, не собирается ли оно сделать второе.

 

153.    Погромы – самое грязное оружие сильных против слабых, терроризм – самое грязное оружие слабых против сильных.

 

154.    Любое современное общество, несмотря на все гуманистические декларации, рассматривает человека как деталь системы, отклонения которой могут находиться только в пределах допусков, выдаваемых той же системой. Если отклонение превышает допустимое, деталь ремонтируют, а если не получается отремонтировать – выбрасывают на помойку.

 

155.    Все завоеватели, все диктаторы рано или поздно сталкиваются с каким-то ограничителем своего могущества, и их завоевания и созданные ими системы рушатся. Можно подумать, что на Земле действует некий таинственный закон самоуничтожения зла.

 

156.    Успешная социальная карьера отучает людей говорить правду и каяться в своих грехах, и даже в написанных ими на пенсии мемуарах ждать этого не приходится: они давно забыли, как это делается. То же самое с их оценками друзей и соратников – корпоративная солидарность даже перед лицом смерти оказывается сильнее правды.

 

157.    Язык – главное, что определяет самоосознание народа. Народ жив, пока владеет живым словом.

 

158.    Современным правительствам все сложнее и сложнее делать людей управляемыми, консолидируя их «за» (если не за «светлое будущее», то хотя бы за чистоту на улицах). Но остается вечный и беспроигрышный вариант – консолидировать «против» (если не соседней страны, то хотя бы мелких пороков общества). Многие правительства этим пользуются, причем не всегда добросовестно.

 

159.    Даже самые жестокие диктаторы готовы прислушиваться к голосу интеллигенции, но только до тех пор, пока это не касается основ системы, которую они создали и которой служат. Точно так же и палач может вести приятную беседу с философом, но когда он получит соответствующий приказ, то с абсолютно чистым сердцем отрубит этому философу голову.

 

160.    Теоретически я понимаю, что государства в их нынешнем виде должны рано или поздно исчезнуть, уступив место другому, более человечному общественному устройству. Но на практике я, как и подавляющее большинство современных людей, пока что не представляю себе общество без законодательной, исполнительной и судебной властей, денег, полиции и даже армии.

 

161.    Если люди ничего не извлекают из уроков истории – это в некотором смысле тоже уроки истории.






Продолжение следует...


Выпуск  январь 2016


                                                                      Copyright PostKlau © 2016


Категория: С. Заграевский | Добавил: museyra (08.12.2015)
Просмотров: 368 | Теги: Заграевский Сергей, От редакции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: