Главная » Статьи » СоврИск » Ольга Несмеянова

О.Несмеянова. Неизвестный Ардимасов

Ольга Несмеянова

Главный редактор журнала




                      Неизвестный Ардимасов

В начале июня я получила письмо от незнакомого человека, речь шла о картине...

Добрый день!!!
Нашел такую картину...
Как думаете это оригинал?

с уважением Вячеслав





Художника такого я не знала, работу видела впервые и при попытке найти о нем информацию в интернете, обнаружила скудные сведения о художнике, по-видимому, неординарном и ОЧЕНЬ мало изображений картин... Впрочем, как всегда! художника явно можно было определить как соцреалиста. Присланное изображение нигде больше не встречалось и потому приведенное здесь в журнале является эксклюзивной премьерой, но тем не менее  больше никаких существенных выводов сделать было нельзя:


Мой ответ незнакомцу был:

Честно говоря, про Ардимасова не слышала раньше. Посмотрела в интернете. Соцреалисты в принципе все довольно крепки школой и традициями, хотя ничего особо выдающегося именно в этом художнике я лично не заметила.
 
Графика на ваших картинах лучше живописи представленной на сайте Артлиб. Вот здесь приличнее живопись
 
Точно ли в вашем случае Ардимасов - сказать с уверенностью не могу В работах маслом рука идет иначе, это совершенно очевидно






                      Подпись Олега Ардимасова, подтверждающая подлинность картины


Но незнакомый Вячеслав написал еще раз, добавив сведений о картине:

Добрый день Ольга!!!
 
Извините за назойливость но еще хотелось задать вам вопрос.
 
Эта картина на мой взгляд написана не маслом! Это какая-то интересная техника, графика??:) На бирке с обратной стороны картины есть мне непонятная пометка: "Техника исполнения: лин (или мен)". На увеличенном участке картины видны не мазки, а большое количество царапин. Возможно это такая техника работы?
Также на бирке есть надпись "комбинат художественных работ г. Химки" , то есть картина выпущенная комбинатом у меня сразу ассоциируется с копией и массовым тиражом (хотелось бы ошибаться). Я пытался связаться с автором, так как заинтересовался этим вопросом, но пока он мне не отвечает.
Ну и главный вопрос: какова стоимость данного произведения.
 
С уважением Вячеслав из Барнаула.

Ответ мной был написан такой(еще не глядя на присланное фото этикетки с оборотной стороны картины):

Вячеслав из Барнаула! а фамилию вашу можно узнать? возможно, я вас знаю или еще вопрос - ВЫ САМИ художник или коллекционер?
 
Поясняю по вашим вопросам. То, что советский худ.комбинат - ЭТО ХОРОШО! это значит, что художник из лучших, гарантировано качественный, отобранный худсоветом для продажи его работ в магазинах специальных или розыгрыша худ. лотерей(всесоюзных). Для этого приглашали только ЛУЧШИХ художников
 
О технике. Очевидно, что это графика. Буквы могут означать "ЛИНотипия"(гравюра на линолеуме, линогравюра, оч. популярная техника) или может быть не "мен", а "мон"(монотипия). Это когда наносится краска(возможно и масляная) на нее сырую накладывают холст или картон, получается размытый, размазанный отпечаток, а по нему уже произвольно дорисовывают, размазывают, процарапывают палочкой и пр. Это более редкая и сложная техника
 
Стоимость линотипитии невысока, может быть много подобных отпечатков с авторской основы на линолеуме. Стоимость монотипии выше, она всегда в силу особенностей техники уникальна
 
В вашем случае больше похоже на линотипию, но хорошую, многоцветную, где оттиск делается несколько раз разными красками. Стоимость от неск. десятков тыс. рублей



Потом, разглядев этикетку, пришли  дополнительные выводы о цене картины(читателей хотелось бы просить добавить свои мнения по поводу заново открытых для зрителей картины и автора):

Да, Вячеслав, только сейчас посмотрела этикетку - там все очевидно, это ЛИНОТИПИЯ. Можете не сомневаться. Цена 3.10 рублей по советским меркам помните что это такое? то есть примерно в 100 раз - цена 3100 в наше время, но есть и накладывается ИСТОРИЧЕСКАЯ ценность(раз в 5 -10), то есть нормальная цена 15 тыс. рублей как минимум
  
Наверняка есть неск. десятков таких оттисков, учитывая, что линотипия цветная, т.е. более сложная и дорогая


 В  ответ Вячеслав сообщил о себе(некоторые сведения не разглашаются):

Спасибо!
 
Моя фамилия ***. Я не являюсь, к сожалению, ни художником, ни коллекционером живописи. Я географ. Данная картина попала ко мне совершенно случайно и меня в первую очередь заинтересовала ее стоимость. Затем, посещая профильные сайты, я увидел Ваши отзывы на картины и решил Вам написать.
Очень благодарен Вам за такой развернутый ответ.
Природа на этой картине кстати очень похожа на местность в районе г. Белухи, расположенной в Республике Алтай. Будучи студентами мы часто ездили в Республику Алтай и г. Белуха, конечно, это жемчужина Горного Алтая. Учитывая, что данный художник родился в Иркутске, не исключено, что данная картина могла быть нарисована на Алтае. Если хотите отправлю Вам пару фото...


  По итогам этой переписки можно резюмировать: соцреализм, искусство советского периода и советской традиции -  как было, так и есть наименее известно, это  своего рода"черная дыра", где скрыты несметные имена и сокровища, несопоставимые с современными если так можно выразиться "достижениями". Несопоставимые именно потому, что уже почти никто не знает, а значит не представляет, каким было отечественное искусство в СССР.  Поэтому каждый художник этого периода и этой традиции - это особая ценность.Учитывая, что соцреализм- единственный оформившийся МИРОВОЙ стиль 20 века. Единственный - других не было.  Так же как мировыми стилями были к примеру Возрождение 13-15 веков или Барокко 16-17 века. Авангард так и остался представленным множеством течений(то есть, не стал стилем, а остался явлением на порядок меньшим, чем соцреализм). Так же и постмодернизм современности, не определенный до сих пор, не сформированный и не завершенный в своей идее.

Неизвестным остается и становится дальше еще больше неизвестным соцреализм потому, что картины того периода не было возможности представлять и накапливать в интернете, а СССР был отгорожен от мира железным занавесом, особенно в области культуры, в этой культурной нише провал и потому каждое новое старое имя, каждая новая старая работа хоть немного латают эту "черную дыру", добавляют знания и представления о славном прошлом нашего искусства, просвещают и формируют как художников, так и просто зрителей

Вячеслав! Считаю художников-соцреалистов недооцененными и представляющими реальную худ. ценность, тем более официально признанных, как Ардимасов (отчасти именно советская система искусствоведения способствовала этой недооценённости как ни странно, часто об этом пишу, но пока никто не взялся за изучение этого эффекта и феномена)
 
Такие истории как с вашей картиной восполняют пробел в представлениях о периоде соцреализма. А обладатели подлинных картин - это довольно редкие счастливцы(в вашем случае подлинность несомненная и доказана официальной этикеткой ТОГО времени, по убедительности гораздо более ценной, чем скажем печать эксперта в ГТГ сейчас). ЭТИКЕТКУ НЕ УДАЛЯЙТЕ! а советую закрыть аккуратно ее защитной пленкой(НО НЕ СКОТЧЕМ!)
 
Так что я вас поздравляю и советую не продавать картину, а приберечь для наследников. Это тот случай, когда работа будет точно только набирать цену
 
Прошу вашего согласия на публикацию в моем культпросвет журнале(эл.СМИ) рассказа об этой картине с цитированием переписки. У меня там есть ряд таких интересных историй с работами др. художников



Справка:

Ардимасов Олег Иванович

1936

Заслуженный деятель искусств России. Профессор МГХИ им. В.И. Сурикова.
В 1953 г. окончил Иркутское художественное училище (преподаватель А.П. Жибинов). В 1958-1964 гг. учился в Московском Государственном Художественном Институте им В.И. Сурикова на факультете графики (мастерская профессора Кибрика Е.А.). Член Союза Художников СССР с 1970 г.
Персональная выставка художника прошла в 1985 г. в Москве.
Картины хранятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Тульском художественном музее, Читинском художественном музее, Кемеровской областной картинной галерее.

Художник жив, но на связь не выходит









Изображения из личного архива владельца картины, предоставлены им специально для журнала PostKlau и являются первоисточником. При переопубликации и использовании ссылка обязательна

Статьи О.Несмеяновой по теме:




Комментарий от 30.04.2020:

  2 Влад    [Материал]
Комментарий к работе Олега Ардимасова, опубликованной в вашем журнале

"Эта работа относится к тиражному эстампу, печатные формы для которого исполняют сами авторы -художники.
У Московского союза художников был свой Комбинат графических искусств в Москве, на ул. Вавилова,у Союза художников Московский области - в г. Химки. Это были производственно-творческие предприятия Художественного фонда, посредника между заказчиками (предприятиями, организациями) и художниками.
Было два направления - одно ("заказное", это когда заказчик обращался со своей темой, например "Русские писатели 19 века" (многие помнят портреты на стенах школьных классов или сказки в детских садах) и комбинат на конкурсной основе предлагает её художникам. Художник предоставляет эскизы на художественный совет, и если уровень эскизов работ отвечает заказу, то дается добро и финансирование на изготовление печатных форм (литография, офорт, линогравюра, ксилография) и печати пробного тиража в комбинате. Самый удачный оттиск вторично представляется художественному совету для обсуждения. Неудачная работа может быть доработана за счет комбината или за средства художника. При положительном же результате выдается разрешение на печать тиража (подписывается договор), где автор совместно с печатником добиваются получения оттиска, который бы соответствовал утвержденному Худсоветом. Далее печатник самостоятельно печатает тираж (В Москве литография и линогравюра - 500 экз, офорт - от 100 до 300 эк.)Если работа цветная, то на приладку каждого цвета в печатный цех вызывается художник. Для 5-ти красочной линогравюры печатник делает 2500 прогонов на ручном печатном стана в течении 2-3-х недель.Печатник чистит оттиски и приглашает художника просмотреть и подписать тираж.
Другое направление ("творческое") - когда художник, по собственной инициативе, приносит эскиз будущей работы или уже готовый оттиск собственного производства на Худсовет для тиража и Худсовет, исходя из предложенного тематического содержания и экономической перспективы тиража (Комбинат на хозрасчете), решает дать добро или отклонить с соответствующими аргументами.
Представители областных Торгов приезжали в Комбинат, где были выставлены уже оформленные в стекло и багет образцы "творческих" тиражей и заключали договора на приобретение часть тиража по оптовым ценам по своим потребностям. Затем Комбинат этот заказ оформленный под стекла и в багеты и в контейнер, и например, Красноярский крайторг получал у себя свой заказ, то уже сам рассылал эстампы по своим городам и весям для продажи простым гражданам по доступным ценам. Это были все оригиналы, но каждый покупатель платил художнику, 1/500 часть гонорара, плюс, стекло, рамка, накладные расходы и прибыль торгу. В подарок или для собсвенного эстетического удовольствия. Вспомните фильмы 60-80 годов, где в интерьерах квартир или кухонь на стенах обязательно висели небольшие эстампы из Москвы или Химок.
Так как комбинат имел собственные оборотные средства, то художнику после подписания тиража сразу выплачивался гонорар. Если заказчики торга просили какой-нибудь эстамп, который у них быстро разошелся в розницу, а тираж уже закончился, то Комбинат приглашал художника на печать второго тиража и выплачивал ему только за приладку и подписывание тиража 65% от предыдущей договорной суммы. Поэтому художники старались и творчески, и мастерски выполнить свои работы на максимально высоком уровне. Печатник также зависел от художника, который подписывал итоговый документ и отмечал качество печати, что влияло на коэффициент расчета заработной платы печатнику.
Так что работа Олега Ардимасова является оригиналом и очень редкой печатной графикой, так как многие приобретавшие в свое время эти эстампы состарились, а их дети выбросили, под влиянием изменчивой моды, заменив на различные сувениры из Египта или Таиланда.
Если на больших выставка было много официоза, в эстампе за работы голосовали покупатели своим рублем, то есть и при социализме рынок в торговле произведениями искусства никто не отменял.
P.S. В комбинатах монотипия не печаталась, так как тираж должен был максимально ровно и одинаково напечатан. Почему знак стоит "лин", потому что печаталась в цехи высокой печати, где в основном преобладала линогравюра. Но у Ардимасова формы изготовлены на металле способом травления (обратите внимание на светлые линии в свободной рисовальной манере) , как обычно принято в технике "офорт", нс с этих пластин печати способом высокой печати. Тот кто заполнял этикетки не сильно разбирался в технологии, оттиски с цеха высокой печати, значит - "лин".


Выпуск июль-август 2017


Copyright PostKlau © 2017


Категория: Ольга Несмеянова | Добавил: museyra (09.06.2017)
Просмотров: 1670 | Комментарии: 6 | Теги: СоврИск, Несмеянова Ольга | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: