Главная » Статьи » СТОИТ ВСПОМНИТЬ » ВНЕ ВРЕМЕНИ

К.Валеева. Художник А.Е.Соколенко. На память об учителе. Часть 3

Катарина Валеева(Германия)


                  Художник А.Е. Соколенко. 

                  На память об учителе. (Часть 3)

                                                    (Часть 2)

                                                    (Часть 1)


И огромное количество портретов , на которых будто бы знакомые люди - так точно схвачен и передан их характер.
































Вот тут портреты написанные А.Е.Соколенко как раз в период его преподавания у нас.

Вот тут портреты написанные А.Е.Соколенко как раз в период его преподавания у нас.

Он много нами занимался, вёл и рисунок, и живопись, и композицию,почти каждый день с утра и до вечера он был с нами .Преподавание отнимало, казалось, всё время, я даже думала, что живопись для него уже на втором месте, но , оказалось, что он не прекращал заниматься живописью, и написал довольно много работ в тот период.


Мои одногруппники позируют у Алексея Егоровича в его мастерской.  Надо заметить, что сходство, которое передают портреты, гораздо точнее фотографического.  Люблю эту работу особенно, потому как она полностью погружает меня в то время, я даже ощущаю атмосферу мастерской и звуки, и запахи краски и чувствую общее настроение.





"Окно" 1993 год.



Узнаваемые и родные все лица.
Он многих  из нас тогда писал, даже меня. Но , к сожалению, мой портрет Алексей Егорович посчитал неудачным. Даже после нескольких часов моего позирования вся работа была безжалостно содрана мастихином. " Если работа упорно не идёт так как надо, лучше не мучить, в другой раз напишу".- говорил он.





"Анна" 1997 год.




"
    "В пути" 2001 год.





                " Посланник" 2001 год.










И более поздние работы, но не менее прекрасные.

" Художник должен свидетельствовать о своём времени" А.Е. Соколенко
























Портреты  в графике еще больше раскрывают многогранный талант Алексея Егоровича Соколенко.
Нет ничего лишнего, никаких украшательств, тут отлично виден как раз тот принцип, о котором  он нам неоднократно говорил - умение  малыми средствами схватить главное.
































  Чем проще, тем выразительнее.
   И о том же говорил М. Сарьян :"Чем меньше слов, тем сильнее сила выражения, чем меньше линий, тем выразительнее рисунок. Чем проще сочетание красок, тем больше они могут сказать"


Вспомнила, как он иногда читал нам во время занятий, то что ему было самому интересно и близко, часто это были японские трехстишья  - хокку.

О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему
- В этом высший подвиг цветка!



Белый волос упал.
Под моим изголовьем
Не смолкает сверчок.




Десятого сентября будет три года как не стало А.Е. Соколенко.  Наверное в Ставрополе пройдет выставка с его работами, которая вновь объединит всех тех, кто его знал, тех людей, которые понимают живопись так, как Соколенко и смогут вновь увидеть мир таким, каким видел он и прочувствовать его так, как чувствовал он.


"Когда я начинал писать, то забывал всё - только натура, только жизнь, но ярко, декоративно. " А. Соколенко







П.С.
Я всё не могу и не хочу поверить, что его больше нет.
Мне до сих пор часто снится, что я возвращаюсь в училище,  в нашу аудиторию,  и все наши уже там, постановку поставили, рисовать начинают, а тут я , опоздавшая и Алексей Егорович меня стыдит, но так не зло, а как-то грустно : " ну что же ты, Катенька, столько пропустила, ещё и опаздываешь,  давай , давай за работу..", и я бы рада за работу, но просыпаюсь.
 Мне часто вспоминаются его слова, и взгляд, я помню когда уже закончила училище, приходила к нему в мастерскую, показывала немного новых работ, а работы были такие на салон нацеленные, пейзажики с церквями, которые писаны с натуры, но потом угроблены дорисовкой, чтобы "красиво" было и товарный вид имело, и помню какой у него был разочарованный взгляд, и опять -" ну что же ты, а ведь помнишь какие этюды писала, чего же ты.."  Потом я уехала, навсегда за границу, звонила редко, раз в год на день рождения, а он всегда спрашивал пишу ли, рисую ли. Я и писала, и рисовала, но все не то, что осмелилась бы ему показать, у меня был свой салон и много работ, но все кичевые, все на продажу и в угоду заказчиков, мне было стыдно , я даже боялась, что он увидит мои картинки в интернете и совсем разочаруется во мне.
Потом я закрыла свой салон, а живописью заниматься стала больше и сейчас  у меня есть  пара работ, а может и больше, которые я бы повезла ему показать и мне было бы не стыдно.

Мне жаль, я опоздала и не могу уже ему ничего показать, я не успела сделать так, чтобы он мог мной гордиться, но продолжаю с ним разговаривать и когда пишу очередную работу я всегда думаю, будет ли эта работа такой, про которую он бы сказал : " а эта ничего, может быть, может быть. "





П. П.С.
Мне было непросто написать эту статью, потому что для меня А.Е.Соколенко  был не просто был учитель. Так получилось, что когда я поступила в училище, то в свои 15 лет я уехала из родительского дома, жила у родственников,три года я не видела родителей, они жили на дальнем востоке, а мне тогда еще ребенку нужна была семья. Такой семьей и стало мне училище, а точнее наша группа, а Алексей Егорович  нам всем был и за маму, и за папу, даже больше. Редкий родитель так внимательно относится к своим детям так, как он относился к нам .  Как и во всех семьях, у нас всякое бывало, были и ссоры и недопонимания в группе, но все равно мы одна семья, сплоченная.
 На пятом курсе у меня произошел тяжелый конфликт с Алексеем Егоровичем , даже не конфликт, а просто недопонимание, но напишу как было. У нас появилась возможность выбирать руководителя диплома  и я, единственная из группы выбрала не его, а Аллу Чемсо. Я не думала, что это будет выглядеть как предательство и что это будет больно ранить учителя, не помню точно что тогда у меня было в голове, но я хотела, чтобы руководителем моей дипломной работы была женщина,  тема у меня была такая, что мне подумалось, что только женщины способны понять.  С работой над дипломом все у меня шло гладко, но для Алексея Егоровича я стала будто невидимка, он приходил,  отвечал на приветствие, но потом для меня был полный игнор. Я переживала, думала, что он на меня обиделся, я была одной из лучших его учениц и шла на красный диплом, а тут взяла и так поступила. Я понимала, что сделала ему больно, хотела с ним поговорить, оправдаться как-то, но так и не решилась тогда.  А на защите диплома, он сидел в комиссии и когда стал говорить, то про меня и мою работу он сказал так хорошо, по-доброму и искренне,что я чуть не заплакала, я поняла, что он меня простил или даже вовсе не сердился, великодушием своим  груз вины с меня снял, я была тогда очень счастлива и благодарна ему за это.
И сейчас у меня не хватает слов выразить всю свою огромную благодарность своему любимому самому лучшему учителю и художнику - А. Е. Соколенко.



Copyright PostKlau © 2014

Категория: ВНЕ ВРЕМЕНИ | Добавил: museyra (25.10.2014)
Просмотров: 1832 | Теги: СТОИТ ВСПОМНИТЬ, Валеева Катарина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: